Музей артиллерии, или артиллерийский музей — так называют его в народе, бо официальное название слишком вычурно: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Основанный указом Петра Великого, de facto он даже старше Кунсткамеры. Как не пропустить ничего интересного в этом музее — читайте в этой статье.
Музей очень большой, поэтому статья разделена на две части. Первая посвящена открытым площадкам и экспозиции в правом крыле здания Кронверка. Вторая часть — осмотр экспозиции Кронверка в левом крыле.
Кто старше, кто младше
Для начала реверанс в сторону педантов: с какого перепугу Музей артиллерии старше Кунсткамеры? А это смотря как считать. Если отправной точкой считать утверждение музея музеем de jure, то первенство у Кунсткамеры. Она основана в 1714 году сразу как МУЗЕЙ. А вот нынешний Музей артиллерии первоначально был Цейхгаузом.
В 1702 году герре Питер издал указ о сборе военных памятников «во славу и для памяти», а в 1703 в собрании появился первый экспонат — бронзовая мортира Андрея Чохова и Прони Фёдорова из Московского Арсенала. Поэтому если считать днём рождения дату объявления собрания музеем — старше Кунсткамера, а если момент начала сбора музейной коллекции — однозначно старше ВИМАИВиВС.
Как добраться до Музея артиллерии
Элементарно. На метро доезжаем до станции Горьковская, и пару сотен метров проходим через Александровский парк. И вот, собственно, мы у цели (красная линия на карте двумя абзацами ниже). По левую руку от нас — Заячий остров с Петропавловской крепостью, по правую — Кронверк с артиллерийским музеем.
Кто же воюет на голодный желудок?
Смех смехом, но после того как в музее закрыли кафе, вопрос где поесть (а особенно попить) обострился до неприличия. По пути от метро к музею есть два варианта: бюджетный Бургер Кинг около заправки и кафе «Алые паруса» с дважды/ценником (их, если будет время, посетите хотя бы из интереса, там потрясающие скульптуры!).
Летом функционирует дополнительная точка со столиками под зонтиками, но то летом… В разгар туристического сезона весь перечисленный выше общепит забит клиентами, поэтому я по дороге в музей покупал пару бананов и бутылку воды. И завтракал, естественно. С 10 до 18 заряда бодрости мне хватало на осмотр музея, ну а потом — ужин там, где места есть.
Берегите ноги!
Планируя визит в Музей артиллерии, уделите внимание обуви. Представительницам прекрасного пола настоятельно рекомендую отказаться от каблуков и тем более шпилек в пользу обуви на ровной подошве.
Паркет в музее кое-где повреждён, а дорожки во дворе вымощены булыжником, так что гулять здесь на шпильках означает к вечеру остаться без ног.
Первые шаги — Кронверкская набережная
Итак, начинаем движение к музейной экспозиции (синяя линия).
Пройдя по Кронверкской через Восточный мост, справа от себя увидим сквер Декабристов (голубая заливка с синим контуром). Доступ сюда открыт только в дни и часы работы музея.
Здесь выставлены старинные бронзовые пушки на декоративных лафетах и по ним даже разрешают лазить!
А ещё в этом сквере находятся обелиск на месте казни декабристов и памятник князю Михаилу Николаевичу.
Из этого же сквера — боковой вход на экспозицию внутреннего двора Кронверка. Перед ним две бронзовые мортиры.
Сквер мы посмотрели — давайте двинемся дальше. Вдоль Кронверкской набережной, с наружной стороны ограды Кронверка, установлены десятка полтора пушек-гаубиц и командно-штабной БТР (серо-зелёная заливка с коричневым контуром). Посреди этой красоты расположен главный вход в музей, но мы туда пока не пойдём.
Мы прошагаем немного вперёд, к Западному мосту, и снова посмотрим вправо (жёлтая заливка с красным контуром). Здесь почти такой же сквер, как у Восточного моста, только вместо пушек и памятника декабристам здесь установлены три машины комплекса «Тополь»: пусковая установка, связной тропосферник и машина обеспечения боевого дежурства. Попасть в эту часть экспозиции простому смертному невозможно, только посмотреть через решётку.
Открытая площадка: разбег глаз и сбор их в кучку
Теперь возвращаемся на пару сотен шагов назад и через центральный вход попадаем во внутренний двор музея. Первое впечатление — как у Людочки в квартире Хоботова: «Ух ты, сколько всего!». Чтобы не потеряться среди этого «всего», смотрим карту.
Схема расстановки пушек, самоходов и артсистем присутствует здесь же, при входе, на отдельном стенде. И всё-таки я разметил экспозицию на своей карте.
Да, забыл сказать: войти на экспозицию внутреннего двора Кронверка можно совершенно бесплатно, но только в дни и часы работы музея (также как и в сквер Декабристов). Ну всё, давайте уже смотреть пушки!
Тёмно-синяя заливка — советская артиллерия до 1945 года. Пушки, разработанные и принятые на вооружение молодой Страны Советов, можно увидеть именно здесь!
Светло-зелёная заливка — советская артиллерия после 1945 года.
Розовая заливка — зенитные пушки.
Фиолетовая заливка — техника инженерных войск.
Голубая заливка — орудия XVI — начала XIX века. В переводе на русский — гладкоствольные пушки и орудия от Ивана Грозного до Крымской войны. Стволы, лежащие и стоящие вдоль фасада Кронверка, снабжены индивидуальными табличками.
89 орудийных стволов через дорожку — лежат кучей без всяких опознавательных знаков, хотя среди них можно заметить ох какие интересные экземпляры!
В этой части экспозиции смотрите внимательно на стены здания. В нескольких местах на них установлены памятные таблички. В годы войны в Кронверке находились танкоремонтные мастерские, а выбоины на камне — следы от немецкой фугасной авиабомбы, угодившей сюда 11 сентября 1941 года.
Зелёная заливка — советская артиллерия 1940-1960-х годов.
Коричневая заливка — самоходная артиллерия.
Самоходы Су-76 и АСУ-57 стоят вне этой тематической зоны и отмечены отдельными метками.
Тёмно-серая заливка — техника войск связи, командно-штабные машины.
Светло-серая заливка — танки (их всего два).
Оранжевая заливка — зенитные ракетные комплексы.
Жёлтая заливка — противотанковые ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня.
Красная заливка — тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы.
Синяя заливка — артиллерия конца XIX — начала XX века. Здесь как исконно российские разработки, так и пушки зарубежных фирм, стоявшие на вооружении Российской Империи.
Горчичная заливка — исторические орудия, расчёты которых отличились в годы войны.
Интерактивная площадка — здесь дети могут полазить по настоящим пушкам и даже попытаться покрутить ручки механизмов наводки.
Входим в Музей артиллерии
Если не зависать у каждой пушки на улице, то открытую площадку можно пробежать бодрой рысью за час-полтора. После этого можно перемещаться на внутреннюю экспозицию.
Прямо у входа, рядом с лестницей на верхние этажи, нас встречают два орудия. Справа 122-мм пушка образца 1931/37 года №551. Расчёт этого орудия 20 апреля 1945 года первым открыл огонь по Берлину.
Слева 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года №3953. Расчёт этого орудия под командованием младшего сержанта П.Н.Кравчука прошёл боевой путь от Волхова до Берлина. Весь расчёт награждён орденами и медалями, а само орудие имеет 104 повреждения от осколков вражеских бомб и снарядов.
Пока стоим у кассы — немного полезной информации. Музей артиллерии работает с 11.00 до 18.00, касса закрывается в 17.00. Понедельник и вторник выходные плюс последний четверг месяца санитарный день. Стоимость основного билета 400 рублей, льготных от 250 до 100, есть большой список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение. Льготы на фото- и видеосъёмку в залах не распространяются, стоимость билета 50 рублей. Съёмка разрешена только без штатива и вспышки, хотя я несколько раз использовал встроенную вспышку камеры — и обошлось. А вот одного зарубежного туриста при мне не пустили в зал и заставили сдать штатив в гардероб. То же относится, кстати, к верхней одежде и кошёлкам-рюкзакам. Летом в залы не пускают даже в ветровках, так что рекомендую надеть жилетку и заранее распихать по карманам документы, флешки и аккумуляторы.
Смотрим на схему первого этажа и отправляемся в правое крыло здания, в первый зал.
Зал №1: история артиллерии до середины XIX века.
Экспозиция начинается временами первых Киевских князей.
Макет кузни X-XI веков, образцы вооружения древнерусских воинов, модели метательных и стенобитных машин.
Первые огнестрельные орудия представлены самым ранним сохранившимся русским «тюфяком», а также западноевропейскими пищалями и бомбардой.
Музей артиллерии хранит самое крупное в России собрание железных пищалей, защищавших старинные русские крепости.
Здесь можно увидеть первое в мире орудие с клиновым затвором.
А также пищали знаменитого мастера Андрея Чохова
и его учителя Кашпира Ганусова.
Из других интересных экспонатов допетровской эпохи отмечу 5-метровую пищаль «Три аспида»
и 105-ствольную скорострельную батарейку.
Эта пушечка была подарена Алексеем Михайловичем своему сыну, будущему царю Петру I. Пушка находилась на вооружении потешного войска.
Удлинённая гаубица образца 1907 года, прообраз «единорога». Конструкция разработана генерал-фельдцехмейстером Яковом Брюсом и поручиком Василием Корчминым. Тем самым, в честь которого назван Васильевский остров.
Опытная пушка для стрельбы тремя ядрами одновременно.
Опытные скорострельные пушки изобретателя и личного токаря Петра I Андрея Нартова — прообразы современных систем залпового огня.
Первый образец «единорога» — орудия с конической зарядной каморой, принятый на вооружение в 1757 году.
Опытная пушка «Близнята» системы Гетша.
фото
Парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени. Изготовлена в 1760 году в ознаменование боевых заслуг русской артиллерии в Семилетней войне.
Бронзовая пушка, состоявшая на службе в казачьем войске Емельяна Пугачёва.
Модель артиллерийского обоза первой четверти XIX века.
Пеший единорог образца 1805 года.
Диорама «Бородино. Бой на батарее Раевского».
Шаблоны для массового изготовления деталей артиллерийского хода.
Опытная паровая пушка 1829 года.
Трофейные пушки армии Наполеона.
Горный единорог образца 1838 года.
Стальная пушка инженера Обухова. Испытания показали отличное качество Обуховской стали и её превосходство над английской и немецкой. Ствол пушки экспонировался в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне.
75-мм турецкая пушка «Вестник могущества», передана главнокомандующему турецкими войсками в залог будущих побед. Отбита русскими войсками в сражении при Башка-дыкларе 19 ноября 1853 года.
Зал №14: рыцарский зал.
В боковом «алькове» между первым и вторым залом находится экспозиция холодного и огнестрельного оружия, а также рыцарских доспехов Средневековой Европы XV-XVII веков.
Перед входом в зал старинные орудия циклопических размеров, как например, эта 520-мм бомбарда.
Португальские бронзовые пушки выглядят не так пугающе, их размеры сопоставимы с современными орудиями.
В зале много стендов с холодным оружием и доспехами. Естественно, ведь огнестрельное оружие делало первые шаги.
Есть даже реконструкции полного рыцарского доспеха (всадник + лошадь).
Огнестрельное оружие хоть и не доминировало, но тем не менее уже было распространено. Стенды с мушкетами-пистолетами.
Железнокованные бомбарда и аркебуза.
Жемчужина собрания: бронзовая пушка 1669 года мастера Альберта Бенинка на декоративном лафете 1843 года.
Зал №2: история артиллерии с середины XIX века до 1917 года.
Из рыцарской эпохи переносимся лет на 300-400 вперед и попадаем в середину XIX века. Опыт Крымской войны показал, что время гладкоствольной артиллерии прошло и будущее за нарезными системами.
Многие орудия переделывались из гладкоствольных в нарезные, как представленная на фото 122-мм крепостная пушка.
На первых порах много споров шло о форме боеприпаса для нарезных орудий. Например, создавались опытные пушки для стрельбы дисковыми снарядами.
87-мм нарезная пушка Н.В.Маиевского с призматическим затвором.
Для стрельбы использовались продолговатые боеприпасы с пояском из мягкого металла, врезавшемуся в нарезы ствола, что обеспечивало вращение.
Рядом приспособление для отливки поясков на снарядах.
Ствол 2,5-дюймовой скорострельной пушки системы В.С.Барановского с оптическим прицелом полковника С.К.Каминского.
Шестиствольная скорострельная пушка (картечница) конструкции В.С.Барановского.
87-мм нарезная дульнозарядная пушка 1858 года конструкции Н.В.Маиевского. Такие пушки были переходным звеном от гладкоствольной артиллерии к нарезной.
152-мм стальная мортира образца 1885 года. Первая в мире полевая мортира на колёсном лафете.
Станковый пулемёт Максима с воздушным охлаждением ствола. Этот экземпляр в 1888 году Император Александр III лично испытывал стрельбой в манеже Аничкова дворца. В Музей артиллерии пулемёт был передан в 1914 году Великим Князем Борисом Владимировичем.
75-мм японская пушка системы Арисака образца 1898 года. Захвачена русскими войсками в 1904 году в боях на реке Шахэ.
Станковый пулемёт Максима образца 1898 года на станке лафетного типа.
Морской бронебойный снаряд с мягким стальным наконечником конструкции адмирала С.О.Макарова. Рядом броневая плита, пробитая такими снарядами на опытных стрельбах.
Опытная 8-дюймовая стальная нескреплённая береговая пушка 1863 года и 9-дюймовая береговая пушка образца 1867 года. Рядом с лафетами — комплекты боеприпасов.
11-дюймовая (280-мм) береговая пушка образца 1867 года. В своё время была самым мощным береговым орудием в мире.
Знаменитая «трёхдюймовка» — полевая скорострельная пушка образца 1902 года.
Та же «трёхдюймовка» с передком и противоосколочным щитом (устанавливался с 1906 года).
Опытная 76-мм пушка сверхдальней стрельбы 1920 года. Длина ствола 120 калибров (!).
Первая в мире звукометрическая станция для обнаружения закрытых артиллерийских позиций по звуку выстрела. Сконструирована Н.А.Бенуа в 1914 году.
Позиционная война потребовала создания новых видов оружия ближнего боя, в частности, траншейной артиллерии. На фото траншейная пушка системы М.Ф.Розенберга образца 1915 года.
Бомбомёт (так в то время называли миномёты) системы поручика Василевского, 1915 год.
Бомбомёты из орудийных гильз, кустарно изготовленные в полевых условиях.
Станок для запуска 3-дюймовых осветительных ракет.
6-дюймовый бомбомёт 1915 года системы Обуховского завода.
76-мм зенитная пушка образца 1915 года системы Лендера-Тарновского.
150-мм тяжёлая полевая гаубица системы Круппа образца 1914 года. Трофей Русской армии.
Одно из лучших полевых орудий своего времени — 107-мм скорострельная пушка системы Шнейдера. Изготовлена на Петроградском орудийном заводе в 1916 году.
Ружейная мортирка и ружейные гранаты, применявшиеся во время Первой Мировой войны.
Со вторым залом и первой частью статьи про Музей артиллерии я на этом заканчиваю. Два зала на третьем этаже в этом крыле закрыты на ремонт, поэтому в следующей части мы вернёмся к центральному входу и пойдём в левое крыло Кронверка.
Информация по экспозициям в залах приведена по состоянию на июль 2017 года.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
В статье использован план первого этажа с официального сайта музея.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
Интересно, можно ли в случае крайней необходимости некоторые из экспонатов применить по назначению? Реанимировать, так сказать. Все говорят-кому это нужно, а меня, как механика, любопытство разбирает. Если даже не нужно, просто поставить такую задачу.
Казнозарядные орудия нельзя, они демилитаризованы. Дульнозарядные теоретически да (не все, конечно). Но тут вопрос, что будет с пролежавшей без дела сотни лет пушкой — то ли она выстрелит, то ли её разорвёт.