Выставочный комплекс «Аллея железнодорожников» появился рядом с Венёвским вокзалом в 2013 году. Он включает в себя само здание вокзала, комплекс построек на привокзальной площади и экспозицию железнодорожной техники.
Координаты объекта: 54.348719, 38.244506
Как театр начинается с вешалки, так и Аллея железнодорожников начинается с рельса.
Установленный в самом начале аллеи рельс выпущен в 1907 году. Аббревиатура на клейме «А.Ю.Р.З.Б.О. 1907г.IX» расшифровывается как Александровский Южный Российский Завод Брянского Акционерного Общества (ныне ЧАО «ЕВРАЗ — Днепровский металлургический завод»).
Слева от рельса гостеприимная девушка встречает гостей города хлебом-солью.
Позади неё находится старая водонапорная башня. В 1941 году после взрыва она стала вдвое ниже, а в начале 2000-х из неё хотели сделать импровизированную крепостную башню со смотровой площадкой и крышей-шатром.
Планы остались планами, и вместо башни смотровой сделали башню с сокровищами. Железную дверь — вход в неё — охраняют скульптура витязя и старинная пушка. Доспехи витязя достаточно подробно проработаны,
а деталировка пушки настолько тщательна, что с десяти шагов не скажешь, что это макет.
За старинным рельсом находится макет паровоза Черепановых. Оригинальных паровозов было построено два, число их копий-памятников на сегодняшний день исчисляется десятками. Венёвская реплика паровоза Черепановых изготовлена работниками локомотивного ремонтного депо Узловая. Паровоз имеет множество мелких деталей, придающих сходство с настоящей машиной. Однако тяга, соединяющая ведущую и бегунковую оси — фантазия реконструкторов, на реальном паровозе оси соединены не были.
Вторая машина на аллее — снова реплика, но уже бронеавтомобиля БА-11. Судьба БА-11, спроектированного в 1936-1937 годах, оказалась несчастливой. По бронированию он не уступал лёгкому танку т-26, по подвижности даже превосходил его, но — только по хорошим дорогам. На бездорожье же тяжёлый бронекорпус на шасси ЗиС-6 с неведущим передним мостом превращали БА-11 из грозного оружия в отличную мишеь для врага. Планировался выпуск полноприводного шасси для этой машины, но планам помешала война. После выпуска 18-ти экземпляров БА-11 от дальнейшего серийного производства отказались.
Венёвская реплика БА-11 внешне сделана практически копийно. А вот ходовая часть взята от послевоенного полноприводного ЗиЛ-157. Впрочем, если не залезать под днище, это и не заметно. Чего не скажешь о колёсах с ребордами для движения по рельсам. Есть много информации и фотографий более лёгких советских броневиков с таким ходом, но нет ни одного упоминания о железнодорожном варианте БА-11. Скорее всего, это очередная фантазия реставраторов.
Тогда почему именно БА-11 поставили на рельсы в Венёве? Ответ прост. Директор завода ЗиС Иван Алексеевич Лихачёв является уроженцем села Озеренцы (ныне Озеренская слобода Венёва), так что на аллее должна была стоять машина именно этого завода. А броневиков на шасси ЗиС (в отличие от ГАЗа) практически не было. Вот и пришлось прикрутить железные колёса к БА-11…
Памятник легендарному красному директору Лихачёву стоит совсем рядом у здания вокзала, со стороны пешеходного моста. В руках у него модель самой массовой машины завода довоенного периода ЗиС-5.
Нас снова ждёт Аллея железнодорожников. Сразу за БА-11 на рельсах стоит двухосный вагон-теплушка, он же НТВ (Нормальный Товарный Вагон). Более 50 лет это был самый распространённый тип вагона отечественных железных дорог. НТВ был спроектирован с возможностью использования для быстрой переброски войск. С минимальным переоборудованием внутреннего пространства он мог перевозить либо 40 человек, либо 8 лошадей, хотя на практике переоборудование производилось далеко не всегда. Теплушки строились несколькими заводами, в связи с чем было много вариантов их конструкции. Вагон, установленный в Венёве, оборудован открытой тормозной площадкой с винтовым приводом тормозов и автоматической сцепкой СА-3.
Последний натурный экспонат этой выставки — паровоз Л-3645. Построен он в 1954 году Ворошиловградским (Луганским) заводом. После вывода из эксплуатации хранился на базе запаса Рославль, а в 2013 году отреставрирован и установлен здесь, в Венёве. Паровозы серии Л получили в народе прозвище «Лебедянка» и выпускались тремя заводами: Коломенским, Ворошиловградским и Брянским. Всего с 1945 по 1955 год выпущено 4199 паровозов, из них почти половина (2048 штук) в Ворошиловграде.
Позади паровоза, рядом с железнодорожными путями, стоит высокая кирпичная башня. Если присмотреться, на её верхней площадке можно разглядеть скульптуру дозорного казака.
Настало время осмотреть вокзал и его внутреннее убранство. Венёвский железнодорожный вокзал построен в 1903 году. Кирпичное двухэтажное здание спроектировано в псевдоготическом стиле. После реконструкции 2013 года красные кирпичные стены были оштукатурены и покрашены в жёлтый цвет. Отреставрированный вокзал внутри выглядит очень уютно. Мне почему-то особенно понравились диванчики в зале ожидания с резьбой «ст. ВЕНЕВ» на спинках.
Хотя основное внимание в этом зале приковывает огромное бронзовое панно, посвящённое представителям династии строителей и собственников ряда железных дорог фон Меккам. Карл фон Мекк был одним из основоположников российского железнодорожного транспорта, трое его сыновей — Владимир, Николай и Александр — продолжили дело отца. Усадьба фон Мекков находилась недалеко от Венёва, в наши дни полуразрушена. Николай фон Мекк до революции был членом правления Московско-Рязанской железной дороги, при большевиках работал в Наркомате путей сообщение. Из-за своего дворянского происхождения был много раз арестован, а в 1929 году его расстреляли по ложному обвинению в рамках дела о «контрреволюционной вредительской организации в НКПС». Сегодня бюст Николая фон Мекка установлен в здании Венёвского вокзала.
Аллея железнодорожников — что ещё интересного рядом? Напротив памятника Лихачёву растёт берёза посаженная в день открытия музейного комплекса.
Рядом с надземным переходом через железнодорожные пути разбит вот такой вот своеобразный сад камней.
Аналогичный «цветник» можно увидеть и рядом с водонапорной башней.
Вот такой вот выставочный комплекс «Аллея железнодорожников» есть в Венёве. Будете в тех местах — зайдите, не пожалеете!
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
двухосный вагон-теплушка, он же НТВ (Нормальный Товарный Вагон). Более 50 лет это был самый распространённый тип «вагона отечественных железных дорог. НТВ был спроектирован с возможностью использования для быстрой переброски войск. С минимальным переоборудованием внутреннего пространства он мог перевозить либо 40 человек, либо 8 лошадей, хотя на практике переоборудование производилось далеко не всегда. Теплушки строились несколькими заводами, в связи с чем было много вариантов их конструкции. Вагон, установленный в Венёве, оборудован открытой тормозной площадкой с винтовым приводом тормозов и автоматической сцепкой СА-3» хоть здесь угодили кроме автосцепки