Музей пожарной техники в Иваново по праву претендует на звание крупнейшего в России собрания подобного рода, открытого для свободного посещения. Вдоль стен пожарно-спасательной академии выставлено два десятка пожарных и спасательных машин отечественного производства. Об уникальных и всем знакомых образцах отечественной пожарной техники читайте в этой статье.
Координаты: 56.964374, 41.000175
Дата съемки 9 августа 2017 года
Идея создать в Иваново музей пожарной техники принадлежит начальнику Ивановской пожарно-спасательной академии Игорю Александровичу Малому.
Именно с его «подачи» сначала в сквере перед академией, а позже и на бульваре вдоль соседней улицы начали выстраиваться в ряд машины, в разные годы помогавшие пожарным бороться с огненной стихией. Некоторые экземпляры в этой коллекции можно назвать уникальными, а их состоянию позавидуют многие музеи.
«Аллея славы спасателей» — так официально именуется музей пожарной техники в Иваново. В самом начале сквера, перед фасадом академии (вдоль проспекта Строителей), находятся две памятные доски. На одной из них имена тех, кто оказал помощь в создании Аллеи, вторая установлена в день ее торжественного открытия 30 апреля 2010 года.
Рядом с ними монумент в честь выпускников академии, погибших при выполнении служебного долга. Их имена (11 на момент открытия) высечены на установленной в центре портика мраморной доске. Увы, огненная стихия продолжает собирать свою страшную жатву. Однажды на одной из боковых колонн появилась новая доска с новыми именами. На сегодня их пятеро, и так хочется верить, что этот страшный список не будет продолжен!
Отдать жизнь ради продолжения жизни — эту тему олицетворяют посаженные вдоль Аллеи славы деревья. Березу на снимке слева в знак павших при исполнении служебного долга посадил министр МЧС Владимир Пучков, а на снимке справа в 2014 году Губернатором Ивановской области Павел Коньков.
Официальная часть закончена — переходим к осмотру техники. Первый экспонат в коллекции академии самый свежий — и самый спорный. Во-первых, безрессорные повозки для пожарных обозов не использовались. На такой колымаге по грунтовой дороге, а тем более по булыжной мостовой и людей, и насос угробишь. Во-вторых, на повозках с пожарным оборудованием (насосом, бочкой) боевой расчет никогда не перевозили — для них были свои экипажи-линейки. Силенок у лошадок не хватало, чтобы сразу на пожар и людей, и тяжеленный насос доставить, только что-нибудь одно. На насосной повозке кроме кучера больше людей быть не должно было. Да, а где облучок для кучера? Или он ехал верхом на одной из лошадей, как красный командир?
Одним словом, тележка на колесиках, что мы видим на снимках — не более чем подставка для насоса, к истории пожарной техники никакого отношения не имеющая. Кстати, в отличие от самого насоса! Он-то как раз здесь самый что ни на есть оригинальный. Ручной пожарный насос, прозванный в народе «труба», был самым распространенным типом пожарного насоса в России конца XIX века. Такие насосы были самой популярной продукцией завода Густава Листа, наладившего их производство в Москве в 1863 году. Работали на нем от 4 до 6 человек.
Пожарный мотоцикл Днепр-157П один из первых и, наверное, самый уникальный экспонат Ивановской коллекции. Мне неизвестно о существовании второго такого мотоцикла в каком-либо музее России. Этот мотоцикл был создан для использования в сельской местности и оснащался мотопомпой МП-800 и углекислотным огнетушителем ОУ-80 с двумя баллонами углекислоты.
Противопожарное оборудование размещалось сбоку от мотоцикла вместо кузова пассажирской коляски. Ивановский музей пожарной техники представляет Днепр-157П в сцепе с мотопомпой МП-1600, хотя в реальной жизни такой тандем существовал вряд ли. Мотоцикл снаряженной массой 400кг с двумя пожарными вряд ли мог утащить 780-килограммовую помпу по сельской дороге. А если и мог, то разве что к концу пожара.
Первый советский пожарный штабной автомобиль АШП-4 (69А) модель 40 выпускался на Варгашинском заводе с середины 1950-х годов. Автомобиль оснащался радиостанцией РУ25-56/А радиусом действия 25 км и выносным штабным столом с откидными полками. Увы, посмотреть что у машины внутри невозможно, окна или закрашены, или наглухо закрыты брезентовыми фартуками. (Впрочем, как и у всех остальных машин).
После начала производства в СССР микроавтобусов РАФ оперативные штабные автомобили начали делать на их базе. В отличие от карет скорой помощи, РАФики для пожарных сам завод не выпускал. Переоборудование производилось на местах собственными силами пожарных частей. В салоне РАФ-22034 из Иваново установлены кресла и стол, а в багажном отсеке уложены 5 комплектов пожарного снаряжения.
Автоцистерна ПМГ-19, по новой классификации АЦ-20 (63) модель 19. Наверное, самый распространённый пожарный автомобиль в СССР в первой половине 1960-х. Благодаря полноприводному шасси эта автоцистерна с двойной кабиной широко использовалась как в сельской местности, так и в небольших городах.
Автоцистерна АЦУ-20 (51) модель 60, упрощённый вариант пожарной автоцистерны для сельской местности. Машина эксплуатировалась главным образом в посёлках с более-менее приличными дорогами. Она отличалась стандартной двухместной кабиной от базового грузовика и отсутствием закрытого кузова для противопожарного оборудования. Пожарные рукава передним концом задвигались в трубы-пеналы, а задними опирались на смонтированные на стенках боковых ящиков упоры с защёлками.
Передвижная насосная станция ПНС-100 (157) на шасси ЗиЛ-157 выпускалась с 1965 по 1969 год. Предназначена для забора воды из открытых источников и её подачи к месту пожара. Работает в паре с рукавным автомобилем АР-2.
Лирическое отступление — в этой части аллеи несколько памятных деревьев. Левое посажено 26 июня 2016 года первым заместителем министра МЧС России Владимиром Степановым, молодому дубу справа 29 июня 2013 года дал путёвку в жизнь статс-секретарь — заместитель министра МЧС России Владимир Артамонов.
Директором департамента кадровой политики МЧС России Олегом Баженовым 30 мая 2013 года был посажен клен (снимок слева), а плакучая береза (снимок справа) посажена директором департамента кадровой политики МЧС России Михаилом Николаевским в день вручения знамени Ивановскому институту ГПС МЧС России.
Обновление модельного ряда советских грузовиков привела к появлению пожарных автомобилей на новых шасси. Автоцистерна АЦ-140 (130) модель 63Б выпускалась с 1963 года на шасси ЗиЛ-130 (после 1986 года ЗиЛ-4314). В Ивановской коллекции машина поздних выпусков на базе грузовика второй серии (два ряда прорезей на облицовке, подфарники над фарами).
Пожарная автоцистерна АЦ-130 (131) модель 137А на шасси полноприводного ЗиЛ-131. Состояла на вооружении пожарных команд как в городах, так и на промышленных объектах. Отличительная особенность — установленный на крыше кабины лафетный ствол для подачи к очагу возгорания огнегасящих составов.
Упрощенная пожарная автоцистерна для небольших городов и сельской местности АЦ-30 (66) модель 146. Благодаря манёвренному шасси высокой проходимости часто использовалась в качестве лесопожарного автомобиля.
Немного экзотики. Боевая разведывательно-дорожная машина БРДМ-2 с лафетным стволом ПЛС-60. На машине практически нет места для огнетушащих средств, зато «армейская» проходимость и специальная защита корпуса дают возможность подобраться к казалось-бы недоступному очагу возгорания. Пик производства подобной техники пришёлся на конец перестройки и первые годы после развала Союза, когда лишившаяся госзаказа оборонка пыталась выжить за счёт конверсионной техники.
Сейчас перед нами не детище вынужденной конверсии, а специально спроектированный пеноподъемник для тушения пожаров на нефтеперегонных заводах и нефтехранилищах. В качестве базового шасси использована траншейная машина БТМ-3 на гусеничном транспортёре АТ-Т (в свою очередь созданном на базе танка Т-54).
Музей пожарной техники в Иваново на этом не заканчивается. Мы сейчас покинем проспект Строителей и отправимся на улицу Огнеборцев. Благо она совсем рядом, буквально за углом Академии. В самом начале аллеи установлен памятный камень. На нем табличка с именами тех, кому мы, собственно, и обязаны возможностью увидеть этот замечательный музей пожарной техники.
Практически сразу за камнем вот такая вот инсталляция. Пояснительных табличек рядом нет, но я знаю, что на территории Академии построен Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Скорее всего, на мраморной плите изображена именно эта икона.
Перед нами первый автомобиль этой части экспозиции. АЛ-30 на шасси ЗиЛ-131, основная пожарная лестница СССР в 1970-1980-е годы. Состояние машины, прямо скажем, не ахти. Техника на улице Огнеборцев стоит не то что без охраны- вообще без присмотра, поэтому дети всех возрастов лазают по ней беспрепятственно. Когда-то эта лестница спасала человеческие жизни, теперь же очумелые ручки благодарных потомков медленно превращают её в груду металлолома. Стекла на кабине пока целы, а вот рейки-ручки-маховички на опоре лестницы как корова языком слизала. Вместо сиденья оператора — оборванный каркас, спинка отломана подчистую. И дохлыми змеями лежат рядом вырванные электрические кабели…
Далее следуют две машины на базе тягача АТ-Т (того самого, что на основе танка Т-54). Их состояние вроде бы получше. Первый номер — быстроходная котлованная машина МДК-2М. Спереди у нее бульдозерный отвал, сзади барабан с ковшами. Машина отрывает траншею максимальной шириной 3,5 м (и такой же глубиной). Барабан вращается в плоскости, перпендикулярной оси машины. В пожарном деле применяется для создания естественных преград распространению огня (опахивания) на больших территориях возгорания (степи, леса и т.п.).
Быстроходная траншейная машина БТМ-3. В отличие от МДК-2М, ротор у неё вращается в продольной плоскости, совпадающей с осью машины. БТМ-3 отрывает траншею поскромнее, максимальной глубиной 1,5 м и шириной по дну 0,5 м, зато почти в три раза быстрее.
Пожарная установка ГПМ-54 на ходовой части танка Т-54 (или Т-55) лишний раз доказывает, что танк в России — больше чем танк. ГПМ-54 предназначен для тушения пожаров на крупных промышленных объектах, где есть необходимость защиты экипажа от возможного взрыва. Нефтеперегонные заводы и нефтехранилища, склады ГСМ, химические предприятия — это как раз для ГПМ-54 с бронированным кузовом и дистанционно управляемым лафетным стволом.
Стандартный БТР-80. Используется подразделениями МЧС для ликвидации последствий катастроф в труднодоступных местностях.
Делаем десяток шагов — и перед нами памятный знак «Огнеборцам России». Он установлен личным составом Ивановской академии МЧС 24 июня 2017 года.
Посмотрев влево, мы увидим проходную академии и установленную на ее крыше Волгу ГАЗ-21 в пожарной окраске. С этой машины и начался музей пожарной техники, по экспозиции которого мы гуляем сегодня.
Продолжаем двигаться вперед, тем более что осталось совсем немного. БРДМ-2 в пожарной окраске, но в отличие от машины на аллее вдоль проспекта Строителей, без лафетного ствола. Как обычная БРДМ может быть использована пожарными я не представляю.
Аварийно-спасательный автомобиль МАЗ-542М. Будка — она и есть будка, самое интересное у неё внутри. А раз двери закрыты, а окна пыльные и через них ничего не снять, то и писать об этой машине особо нечего. Обидно…
А завершить знакомство с выставкой исторической пожарной техники в Иваново я предлагаю на детской площадке в центре улицы Огнеборцев. Сегодня она завершает экспозицию, однако за ней еще много свободного места. Как знать, может музей пожарной техники вскоре пополнят новые машины?
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
Спасибо за отличный материал.