Паровоз Л-5122 в Ярославле установлен в качестве памятника перед ДК «Магистраль» на пересечении Суздальского шоссе и Московского проспекта. Состояние паровоза отличное, наверное, это один из самых ухоженных паровозов-памятников в России.
Координаты объекта: 57.601938, 39.877884
Дата съёмки 22 октября 2017 года
ДК «Магистраль» находится рядом с Ярославским электровозоремонтным заводом. Как свидетельствует памятная табличка рядом с паровозом-памятником, он установлен в 2012 году, к 100-летию предприятия.
Завод был основан в 1912 году как Главные железнодорожные мастерские Северных железных дорог. В 1929 году их переименовали в Ярославский паровозоремонтный завод. До войны завод занимался ремонтом паровозов, а в военное время здесь построили 7 бронепоездов. Кроме того, было отремонтировано 36 бронепоездов и изготовлено 7 бронеплощадок. Кроме того, здесь было налажено производство артиллерийских снарядов.
В 1970 году, в связи с началом ремонта электровозов, предприятие было переименовано в Ярославский электровозоремонтный завод. В 1981 году Постановлением Совета Министров РСФСР заводу присвоено имя Бориса Павловича Бещева, легендарного министра путей сообщения, уроженцу ярославской земли.
Памятник паровоз Л-5122 в Ярославле представляет собой знаменитую «Лебедянку», первый советский послевоенный паровоз. До 1947 года паровоз имел обозначение П (Победа), позднее серия была переименована в Л в честь главного конструктора Коломенского завода Л.С.Лебедянского.
Паровозы Л строились с 1945 по 1955 год тремя заводами: Коломенским, Ворошиловградским и Брянским. Всего выпущено 4199 локомотивов. Памятник паровоз Л-5122 в Ярославле выпущен в Ворошиловграде в 1955 году и имеет заводской номер 15949.
Как я уже говорил, памятник паровоз Л-5122 в Ярославле находится в прекрасном состоянии. Во всяком случае, он сохранил остекление будки, через которые видно сохранившееся внутреннее оборудование. Нет никаких сомнений, что за памятником присматривает охрана.
Невооружённым глазом она незаметна, однако я уверен, что при попытке залезть на паровоз или проверить на прочность крепления отдельных деталей появление охраны гарантировано. Опыт других памятников показывает, что оставленные без присмотра паровозы очень быстро лишаются и внешнего лоска, и большинства деталей.
Желающим посмотреть памятник паровоз Л-5122 в Ярославле самостоятельно хочу сказать, что от вокзала Ярославль-Московский до него можно дойти пешком (около 400 метров). На Московском проспекте, в 200 метрах от памятника, расположена остановка городского транспорта: автобуса, троллейбуса и маршрутного такси.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
На территории России и СССР первый локомотив-памятник был установлен в 1948 году на Павелецком вокзале . Им стал паровоз У127 , который 23 января 1924 года привёз в Москву траурный поезд с телом Ленина . Позже в разных городах установлено много отдельных локомотив-памятников.