Памятник грузовику ЗиС-150 в Ивантеевке находится недалеко от Москвы, в 40 минутах езды по Ярославскому шоссе. Машина отреставрирована и находится в отличном состоянии.
Координаты 55.982787, 37.886139
Дата съемки 26 сентября 2017 года
Московский автозавод планировал заменить грузовик ЗиС-5 новой моделью в конце 1930-х. К 1938 году были собраны первые опытные ЗиС-15 с новой рамой, модернизированным двигателем мощностью 82 л.с. и цельнометаллической трехместной кабиной. Однако начать их массовое производство помешала война.
Вновь вопрос о преемнике ЗиС-5 встал на повестку дня только в 1944 году. Новый грузовик получил индекс ЗиС-150 и достаточно сильно отличался от предвоенного ЗиС-15. Он получил более мощный 95-сильный двигатель и облицовку радиатора в стиле довоенного легкового ЗиС-101. На ЗиС-150 впервые в истории отечественного автостроения применили пневматический привод тормозов и пятиступенчатую коробку передач с шестернями постоянного зацепления.
Кабина получила мощный отопитель и опускающиеся стекла дверей. В то же время, конструкция ЗиС-150 не была передовой на 100 процентов. Левая створка лобового стекла откидывалась вверх для улучшения вентиляции и движения в условиях, когда мощности стеклоочистителей не хватало, а рулевое управление не имело усилителя.
Карданный вал оказался недостаточно прочным, и при движении с полной нагрузкой часто ломался, перебивая шланг привода тормозов.
Впрочем, по сравнению с ЗиС-5 150-й был заметным шагом вперед. За десять лет он был выпущен в количестве 771 883 экземпляров. Кроме того, по лицензии его делали в Румынии и Китае.
Теперь давайте посмотрим на ЗиС-150 в Ивантеевке повнимательнее. Кабина машина цельнометаллическая, такие начали ставить с 1950 года. До этого ЗиС-150, в связи с дефицитом тонкого стального листа, имели деревянную обшивку стенок и дверей. Выштамповка на облицовке «ЗиС» говорит о том, что машина выпущена до июля 1956 года, когда завод был переименован в ЗиЛ (соответственно и выштамповку поменяли).
Конструкция ЗиС-150 в процессе производства неоднократно модернизировалась для устранения «детских болезней». По ходовой части ЗиС-150 в Ивантеевке можно отнести к машинам самых последних выпусков. Концы рессор переднего моста закреплены в резиновых подушках — это новшество было введено с февраля 1956 года. Правда, не видно гидравлических амортизаторов, хотя они должны быть. (Вместо них вварены цилиндрические проставки между рамой и рессорами, чтобы грузовик-памятник со временем не «просел»).
Передний бампер радиусный, с закругленными концами, какие ставили на следующую модель завода ЗиЛ-164. Да и форма подножек характерна для 164-й, а не 150-й грузовика. Колесные диски с четырьмя прорезями вообще стали устанавливать только начиная с ЗиЛ-130, вставшему на конвейер в 1962 году. На ЗиС-150 и ЗиЛ-164 устанавливали диски с шестью полукруглыми окнами, спутать их трудно.
Актуальными все эти мелочи можно считать только в том случае, если рассматривать ЗиС-150 в Ивантеевке как музейный экземпляр грузовика в оригинальной комплектации. Хотя на самом деле этот грузовик является памятником не автомобилю, а автотранспортникам, своим трудом поднимавшим из руин разрушенную войной страну.
Грузовик установлен перед Ивантеевским производственным объединением грузового автомобильного транспорта (ИПОГАТ) и скорее всего является машиной, эксплуатировавшейся именно здесь.
Возможно, это единственный уцелевший до наших дней ЗиС-150 в этих краях, и низкий поклон транспортникам за то, что ветерана привели в порядок и увековечили на постаменте. Ничего удивительного в том, что в конструкции встречаются узлы разных лет, нет. Ведь ЗиС-150 в Ивантеевке не стоял в холодке, а вовсю работал. Его ремонтировали, меняли изношенные детали, меняя на более современные. Благо унификация ЗиС-150 и ЗиЛ-164 была очень высокой даже по основным узлам, а про такие мелочи как бампера-подножки и говорить не стоит.
Напоследок хочу дать совет тем, кто будет в Ивантеевке. Не поленитесь пройти или проехать пару километров и посмотреть на единственную сохранившуюся в России дорогу с реверсным движением (координаты 55.972348, 37.916117).
Небольшой участок, проходящий между двух корпусов красильных фабрик, сохранился буквально чудом. Если бы здания не были памятниками XIX века, их бы давно снесли, а так стоят они как ни в чем не бывало, а машины ездят по светофору.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
Данный грузовик стал памятником примерно в 1985 году. Перед «реставрацией» он находился в не рабочем состоянии на филиале № 2 в городе Красноармейске. На нём была установлена ассенизационная цистерна.
Кабина и цистерна были покрашены в тёмно-синий цвет. Подготовка грузовика проводилась в ремонтной мастерской головного предприятия в Ивантеевке силами проходивших практику студентов Правдинского Лесхоз-техникума, а так же слесарей ремонтной мастерской. От того грузовика остались только рама, рессоры, мосты и капот с решёткой радиатора. Предприятием была приобретена новая кабина от ЗиЛ — 157, она внешне схожа с кабиной ЗиС — 150. Бортовую платформу и колёса взяли из запасов организации.