Развёрнутый путеводитель по парку Патриот по логике следовало бы начать с центрального выставочного комплекса. Того самого, в котором проходят форумы «Армия». Однако я начну свой рассказ статьёй про Музейный комплекс 1 парка Патриот. Причин для этого у меня несколько.
Во-первых, Музейный комплекс 1 парка Патриот (раньше он назывался сектор ВКС) — самая крупная площадка всего парка. Техники здесь представлено больше, чем на выставочных площадях центрального комплекса в дни работы форума «Армия». Только на открытой части выставлено порядка 200 единиц, не говоря уже о павильонах. Во-вторых, музейный комплекс 1 парка Патриот постоянно пополняется новыми экспонатами. В павильоны периодически добавляют танки из музея в Кубинке (он теперь называется музейный комплекс 2), а на открытую площадку перегоняют машины из выставочного центра.
Так, например, случилось с машинами комплекса «Тополь-М» (год стояли в выставочном центре) и с установками для беспилотников (переехали сразу после форума «Армия-2017»). И в-третьих, музейный комплекс 1 парка Патриот является самой «всепогодной» площадкой парка. Если погода хорошая — ходим и смотрим технику на улице. Если на нашу беду дождь или солнце жарит как в пустыне — в павильонах не меньше всяких интересностей, чем на улице.
В связи с тем, что музейный комплекс 1 парка Патриот очень велик (если не сказать огромен), статью о нём я разделил на три части. Часть первая (та самая, которую вы сейчас читаете) посвящена бронетехнике, автомобилям и спецмашинам на открытой площадке. Во второй части будет рассказ об авиации, военно-морском флоте и всех видах ракет, от зенитных до баллистических. Обзор открытой площадки на этом закончится. Третья часть будет посвящена всем видам техники, представленной в павильонах, от исторических танков до современных космических спутников. Да, вот так вот он велик, музейный комплекс 1 парка Патриот…
В статьях будет минимум текста. Моя основная задача — дать по возможности корректное название машины с фотографиями и показать на карте, где именно она стоит. Давать развёрнутое описание каждого экспоната я не вижу смысла — о каждом из привезённых в музейный комплекс 1 парка Патриот образцов вооружения можно прочесть и в Википедии, и на специальных военно-исторических ресурсах. Выдавать чужие мысли за свои некрасиво по отношению к читателю, да и на переписывание текстов жаль тратить время. Я уж лучше лишний фотоотчёт со своими снимками сделаю.
Да, вот ещё вопрос, который может возникнуть — а почему нет переснятых табличек? Ответ прост и банален: а потому что нет самих табличек. То есть они есть, но их так мало, что можно сказать что их их нет вовсе. Возможно, со временем Музейный комплекс 1 парка Патриот изменит ситуацию к лучшему, но в ноябре 2017-го табличек практически не было.
В общем, мне пора закругляться и переходить непосредственно к фотообзору техники.
Пояснения к карте парка Патриот
Музейный комплекс 1 парка Патриот на карте находится рядом с синей меткой с цифрой «2» и обозначен многоугольником, похожим на лоскутное одеяло. Вся техника распределена по типам (с известной долей условности), каждый из которых обозначен своим цветом.
- Зелёный цвет — бронетехника, автомобили, транспортёры, спецмашины
- Голубой цвет — авиация
- Синий цвет — флот
- Светло-коричневый цвет — ПВО
- Горчичный цвет — ракеты
- Розовый цвет — заправщики, тыловое обеспечение
- Тёмно-коричневый цвет — войска связи
- Светло-серый цвет — беспилотники, стратегические ракеты
- (Жёлтым и красным цветом обозначены павильоны, но о них поговорим позже)
На этих цветных лоскутках расставлены коричневые метки с номерами. Это номера секторов — площадок, разделённых в парке дорожками. В статье напротив каждого описания машины обязательно указан номер сектора, где она стоит.
Ну и кроме того, внутри статьи вся техника сгруппирована в десять разделов, по принципу танки-к танкам, бочки-к бочкам. Вот эти разделы:
- Танки и гусеничная бронетехника
- Колесные бронетранспортёры и бронемашины
- Гусеничные транспортёры
- Автомобили (в том числе пожарные) и специальные колесные шасси
- Ремонтно-эвакуационные машины и мастерские
- Техника инженерных войск
- Машины войск РХБЗ
- Машины войск связи
- Заправщики, цистерны и трубоукладчики
- Машины служб тыла
Авиация-флот-ракеты-ПВО будут во второй части статьи, а пока желаю вам приятного просмотра первой. Поехали!
Танки и гусеничная бронетехника
Танк Т-62М Объект 166М6 (сектор 2)
Глубокая модернизация танка Т-62, проведённая в 1983—1985 годы. Т-62М получил новый двигатель, дополнительную броневую защиту, бортовые противокумулятивные экраны, антинейтронный подбой на башне, комплекс управляемых ракет 9К116-2 «Шексна», новую систему управления огнём «Волна» и ряд других усовершенствований.
Танк Т-64Б (сектор 2)
Модернизированный вариант танка Т-64А 1976 года. Среди основных отличий — комплекс управляемого вооружения 9М112 «Кобра», новая система управления огнем 1А33-1, система защиты от напалма, сплошные бортовые экраны, быстроразъёмное соединение ствола пушки с казёнником.
Танк Т-64Б1 (сектор 6)
Вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
Танк Т-64БВ (сектор 6)
Вариант танка Т-64Б 1985 года с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лобовой части корпуса.
Танк Т-72А Объект 176 (сектор 6)
Модернизация танка Т-72 1976 года. Основные отличия — башня с комбинированной броней и новой пушкой, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, новый двигатель, система защиты от напалма, новые приборы наведения на цель.
Танк Т-72Б1 Объект 184-1 (сектор 2)
Вариант танка Т-72Б 1985 года без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
Танк Т-80 Объект 219 сп 2 (сектор 2)
Первый серийный вариант с 1000-сильным двигателем ГТД-1000Т, унифицированной с Т-64А башней и 125-мм пушкой 2А46-1 с теплозащитным кожухом. Выпускался с 1976 по 1978 год.
Танк Т-80Б Объект 219Р (сектор 6)
Модернизированный вариант, выпускался с 1978 года. Усилено бронирование башни, установлены ракетный комплекс 9К112-1 „Кобра“ и система управления огнём 1А33, пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А „Туча“. С 1980 года форсированный до 1100 л.с. двигатель ГТД-1000ТФ и унифицированная с Т-64Б башня, с 1982 года — пушка 2А46М-1.
Танк Т-80БВ Объект 219РВ (сектор 2)
Модификация Т-80Б 1985 года с навесной динамической защитой „Контакт“ и усиленным бронированием.
Боевая машина пехоты БМП-1 (сектор 2)
Боевая бронированная плавающая гусеничная машина, разработанная для замены бронетранспортёра БТР-50П. Выпускалась с 1966 по 1979 год.
Командно-штабная машина БМП-1КШ Поток-2 Объект 774 (сектор 6)
Создана на базе БМП-1, серийно выпускалась с 1976 года. Не имеет вооружения и оснащена неподвижной башней. Подобие пушечного ствола в передней части — телескопическая антенна радиосвязи.
Боевая разведывательная машина БРМ-1К (сектор 2)
Создана на базе БМП-1 и выпускалась с 1973 года. Предназначена для ведения разведки и заменила лёгкий плавающий танк ПТ-76.
Боевая машина пехоты БМП-2 Объект 675 (сектор 2)
Пришла на смену БМП-1 в 1977 году. Основные отличия в комплексе вооружения и более крупной башне.
Гусеничный бронетранспортёр БТР-50ПК (сектор 2, две машины)
Выпускался с 1959 года. Представлял собой модификацию БТР-50П Объект 750 1952 года с броневой крышей десантного отделения и 7,62-мм пулемётом СГМБ.
Командно-штабная машина БТР-50ПУ (сектор 6)
Базовая модификация на базе БТР-50П.
Командно-штабная машина БТР-50ПУМ (сектор 2)
Модернизированная версия БТР-50ПУ с обновлённым составом оборудования. Летом эта машина была на площадке, осенью исчезла. Но не исключено, что весной она вернётся на своё место, поэтому в обзор я её включил (Музейный комплекс 1 парка Патриот временами тасует свою коллекцию как карты в колоде).
Небольшая ремарка. Центральный выставочный комплекс (серая заливка, синяя метка «1») имеет экспозицию танков не меньше, чем Музейный комплекс 1 парка Патриот. Подробнее о ней в следующих статьях, а пока просто общее фото.
Колесные бронетранспортеры и бронемашины
Бронетранспортёр БТР-40 (одна машина в секторе 6, другая в секторе 4)
Первый советский лёгкий колёсный бронетранспортёр на агрегатах грузовика ГАЗ-63. Первый серийный бронетранспортёр СССР, выпускался с 1949 года.
Бронетранспортёр БТР-40А ж.д. (три машины в секторе 4)
Модификация 1969 года для железнодорожных войск. Имеет подъёмные колёса с ребордами для движения по рельсам. Промышленно не выпускался, переоборудование проходило непосредственно в воинских частях.
Опять же машина не с этой площадки, но упомянуть о ней считаю нужным. Бронетранспортёр БТР-40Б с броневой крышей корпуса был создан по итогам событий в Венгрии и выпускался с 1958 года. Увидеть его можно в секторе Юнармия, перед входом в Партизанскую деревню (на карте обозначен собственной рыжей меткой с «хвостом»).
Бронетранспортёр БТР-152К (сектор 6)
Базовый вариант семейства БТР-152 был создан на агрегатах ЗиС-151 и выпускался с 1950 года. В 1955 году его сменил БТР-152В на базе ЗиЛ-157. Модернизация БТР-152К выпускалась с 1957 года и имела броневую крышу корпуса.
Бронетранспортёр БТР-60ПА (сектор 6)
Первое поколение бронированных «осьминожек», первый советский бронетранспортёр с полностью оригинальной ходовой частью. Выпускался с 1960 года. Вариант ПА имел корпус с бронированной крышей.
Бронетранспортёр БТР-60ПБК (сектор 6)
Машина командира батальона, разработана в 1975 году. «Не командирский» вариант с башней имел обозначение БТР-60ПБ.
Бронетранспортёр БТР-60П3 (сектор 6)
Опытный образец 1972 года с доработанной башней. За счёт увеличения до 60° угла подъёма вооружения БТР-60П3 мог поражать низколетящие вертолёты и вести уличные бои в кварталах с многоэтажной застройкой. В серию не пошёл, но успешный опыт использовали при создании БТР-70.
Бронетранспортёр БТР-70 (сектор 4)
Второе поколение советских четырёхосных бронетранспортёров. Серийный выпуск с 1976 года.
Бронетранспортёр БТР-70 с башней МА-17 (сектор 6)
Вариант с башней для установки гранатомёта АГС-17. Выпускался с 1976 по 1986 год.
Бронетранспортёр БТР-90 Росток (сектор 6)
Второе обозначение этой машины ГАЗ-5923. Впервые был показан в 1994 году, успешно прошёл испытания, однако в 2011 году Минобороны России отказалось от закупок БТР-90.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (сектор 6)
Второе поколение советских БРДМ, выпускалась с 1963 по 1982 год. По лицензии БРДМ-2 строили в Польше, Чехословакии и Югославии.
Плавающий автомобиль ГАЗ-39371 Водник (сектор 6)
Транспортная машина ВС РФ с дополнительным бронированием. Принят на вооружение в 2005 году.
Гусеничные транспортёры
Гусеничный транспортёр ГТ-МУ (сектор 6)
Легкобронированный авиадесантируемый бронетранспортёр выпускался с 1971 года. Экипаж 2 человека, грузоподъёмность 1000 кг.
Гусеничный транспортёр ГТ-СМ-1Д (ГАЗ-71) (сектор 6)
Модернизированный транспортёр-снегоболотоход выпускался с 1968 по 1985 год. Создан на базе транспортёра ГТ-С (ГАЗ-47).
Гусеничный транспортёр ГТ-ТМ Изделие 536 (сектор 6)
Снегоболотоходный тягач-транспортёр на базе узлов и агрегатов БМП-1. Грузоподъёмность 1100 кг.
Гусеничный транспортёр МТ-М (ГАЗ-3933) (сектор 6)
Выпускается на Заволжском заводе гусеничных тягачей. Грузоподъемность 1500 кг, масса буксируемого прицепа 250 кг.
Гусеничный транспортёр МТ-ЛБу Объект 10 (сектор 6)
Создан на базе принятого на вооружение в 1964 году транспортёра МТ-ЛБ Объект 6. Представляет собой удлинённую версию с семью катками на борт в ходовой части.
Гусеничный транспортёр МТ-Т Эней Изделие 429АМ (две машины в секторе 6)
Тяжёлый транспортёр-тягач для перевозки грузов и буксировки артиллерийских систем. Создан с использованием узлов ходовой части танка Т-64. В армии пришёл на смену тягачу АТ-Т.
Автомобили (в том числе пожарные) и специальные колесные шасси
Автобус повышенной проходимости УАЗ-452В (сектор 4)
Хорошо известная и на гражданке, и в армии «буханка». Судя по фаре-искателю на крыше, в дни службы скорее всего работал как санитарный автомобиль.
Грузовой автомобиль ГАЗ-66 (сектор 4)
«Шишига» с цельнометаллической кабиной, универсальным кузовом и лебёдкой, но без системы подкачки шин.
Грузовой автомобиль ЗиЛ-157 (две машины в секторе 4, одна в секторе 6 и две в секторе 8)
За характерную форму кабины машины семейства 151-157 получили прозвище «колун». Музейный комплекс 1 парка Патриот имеет в своей экспозиции аж целых пять «сто-пятьдесят-седьмых», но если говорить о вариантах исполнения — их всего два. Самый военный ЗиЛ-157 находится в секторе 4. У него универсальный армейский кузов и система централизованной подкачки воздуха в шинах. Универсальный кузов отличается от обычного решётчатыми боковинами боковых металлических бортов с откидными скамейками для перевозки личного состава. Откидывается у него только задний борт.
Второй ЗиЛ-157 в четвёртом секторе и машины в других секторах — обычные транспортные грузовики. Колёса у них без подкачки, а кузова обычные, деревянные, с тремя откидными бортами: двумя боковыми и задним.
Грузовой автомобиль ЗиЛ-131 (сектор 4)
Сменил на боевом дежурстве ЗиЛ-157. Исполнение однозначно военное: подкачка колёс, универсальный кузов.
Пожарная автоцистерна АЦ-40(130) (сектор 6)
Самый массовый советский пожарный автомобиль на шасси ЗиЛ-130. Состоял на службе практически во всех пожарных частях, в том числе и в военных гарнизонах.
Пожарная автоцистерна АЦ-40(131) (сектор 6)
Полноприводная версия предыдущей пожарки на базе ЗиЛ-131. Помимо местностей с плохими дорогами, такие машины вовсю работали на аэродромах и промышленных объектах. На кабине установлен лафет для подачи воды к очагу возгорания.
Грузовой автомобиль ЗиЛ-4334А1 Калам-1 (сектор 6)
Музейный комплекс 1 парка Патриот хранит не только серийные, но и экспериментальные единичные образцы техники. Вот один из них — опытный грузовик с независимой рычажно-торсионной подвеской и ярославским дизелем. Работы велись в 2004-2006 годах.
Грузовой автомобиль Урал-4320 (сектор 4)
Пришедший на смену машинам семейства Урал-375, новый грузовик наконец-то получил дизельный двигатель вместо фантастически прожорливого карбюраторного.
Пожарная автоцистерна АЦ-5,5(5557) (сектор 6)
Пожарная автоцистерна с возможностью комбинированного тушения пожара с использованием пенообразующих смесей.
Грузовой автомобиль КАМАЗ-43101 (сектор 4)
На самом деле перед нами не обычный бортовой грузовик, а машина с крюковым погрузчиком типа Мультилифт и сменной бортовой платформой.
Грузовой автомобиль КАМАЗ-43101 с кузовом КУНГ (сектор 6)
Ещё одна версия КАМАЗа с кузовом КМ-4310 типа КУНГ. Что внутри — загадка.
Седельный тягач КЗКТ-74281 (сектор 6)
Тягач для перевозки тяжёлой бронетехники. Для облегчения погрузки танка на полуприцеп тягач оборудован лебёдкой. Существовала модификация 7428 для автопоезда-трубовоза без лебёдки, но с коником и прицепом-роспуском.
Полуприцеп-тяжеловоз для перевозки танков (сектор 6)
Что за модель полуприцепа сказать не могу. Ни заводской таблички на раме, ни описания рядом с ним нет. Скорее всего, этот монстр сделан в Челябинске.
Седельный тягач БАЗ-6402 (сектор 6)
Седельный тягач семейства Вощина-1 спроектирован для замены тягачей КрАЗ в составе зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400 Триумф.
Специальное колёсное шасси БАЗ-6944 (сектор 6)
Выпускалось в 1979 года. Предназначалось для использования в составе оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока». Водные преграды шасси могло преодолевать вплавь, двигаясь при помощи двух водомётов.
Ремонтно-эвакуационные машины и мастерские
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (сектор 4)
Разработана в 1988 году на базе бронетранспортёра БТР-70, принята на вооружение в 1993 году. Предназначена для эвакуации повреждённых машин из-под огня, вытягивания застрявшей техники, ремонта бронетранспортёров в полевых условиях. Оборудована лебёдкой, краном, сварочным генератором, подъёмным и опорным устройствами.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2 (две машины в секторе 2)
Принята на вооружение в 1985 году. Выпускалась на базе БМП-1, требовавших капитального ремонта.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л (сектор 2)
Разработана на Курганмашзаводе на базе БМП-3 и предназначена для обслуживания всех типов лёгкой бронетехники. Ещё одна машина, пропавшая с площадки осенью. Будем надеяться, что весной она вернётся.
Бронированный ремонтный тягач БТС-4А (сектор 2)
БТС-4 был разработан на базе послевоенного среднего танка Т-44М и предназначался для эвакуации с поля боя и ремонта аварийных танков. Модификация БТС-4А выпускалась посднее на базе танка Т-54.
Машина технической помощи МТП-А6 (сектор 6)
Бронированная ремонтная летучка на базе транспортёра МТ-Лбу.
Мастерская МР-1 (ММ-3) (сектор 6)
Автомобильная токарно-револьверная мастерская. Оборудование монтируется в кузове-фургоне К-500 из армированного пенопласта, установленном на шасси МАЗ-500АШ или МАЗ-5334.
Мастерская МРБД (сектор 6)
Мастерская ремонта блоков двигателей военной техники. Оборудование размещено в типовом каркасно-металлическом кузове К-257 на шасси КрАЗ-257Б или КрАЗ-257Б1.
Кузов КУНГ на шасси КАМАЗ-43114 (сектор 6)
Внутри Кузова Универсального Нормального Габарита (сокращённо КУНГ) может быть размещено всё что угодно. В данном случае — полевая ремонтная мастерская.
Техника инженерных войск
Автомобильный экскаватор ЭОВ-4421 (сектор 1)
Гидравлический экскаватор на шасси КрАЗ-255Б. Как и его канатно-тросовый предшественник, в народе назывался «Фантомас».
Путепрокладчик БАТ-М (сектор 1)
По определению относится к средствам преодоления и разрушения препятствий. Машина расчищает пути движения колонн, засыпает воронки и траншеи, устраивает пологие спуски на крутых обрывах. Базовая машина — гусеничный тягач АТ-Т.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 (сектор 1)
Машина сконструирована в 1970-е годы на базе тягача АТ-Т для скоростной отрывки траншей. Производительность от 270 до 870 метров в час в зависимости от параметров траншеи и твёрдости грунта. Помимо армии, успешно применялась для мелиоративных работ.
Инженерная машина МДК-2 (сектор 1)
Навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания на тягаче АТ-Т. Предназначен для отрывания котлованов под укрытия боевой техники и личного состава.
Минный заградитель ГМЗ-2 (сектор 1)
Минный заградитель второго поколения для механизированной установки противотанковых мин.
Инженерная машина ИРМ «Жук» (сектор 1)
ИРМ расшифровывается как Инженерная Разведывательная Машина. «Жук» создан с использованием агрегатов БМП-1 и БМП-2 и предназначен в первую очередь для обнаружения минных заграждений и полей. Две суставчатые «руки» с округлыми лапами вдоль бортов — миноискатели, в рабочем положении опускаются до уровня земли перед машиной.
Машины войск РХБЗ
Дегазационная машина ДКВ-1С (сектор 1)
Машина войск РХБЗ на базе транспортёра ГТ-Т 04. В кузове перевозятся комплекты для проведения дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники.
Машина химической разведки РХМ «Кашалот» (сектор 1)
Разведывательная химическая машина на базе гусеничного транспортёра МТ-ЛБ.
Машина химической разведки РХМ-2С (сектор 1)
Разведывательная химическая машина РХМ-2 для подразделений ВДВ была создана на базе авиадесантируемого транспортёра ГТ-МУ. С 1989 года выпускалась её модернизированная версия РХМ-2С.
Машина радиационной и химической разведки УАЗ-469рх (сектор 1)
Предназначена для ведения радиационной и химической разведки. В комплект машины входят защитные костюмы для расчёта и средства обозначения заражённых территорий.
Машина химической разведки БРДМ-2РХБ (сектор 1)
Разведывательная химическая машина на базе БРДМ-2. Большинство сохранившихся до наших дней БРДМ-2 именно этой модификации, они продолжают успешно работать в подразделениях МЧС.
Станция засечки ядерных взрывов К-612-О (сектор 1)
Машина была впервые показана в 1996 году. Помимо засечки взрывов, осуществляет радиационную, химическую и бактериологическую разведку.
Дымовая машина ТДА-2М (сектор 1)
Предназначена для аэрозольной маскировки войсковых объектов и для дезинсекции местности и сооружений инсектицидными аэрозолями. Базовое шасси Урал-4320.
Авторазливочная станция АРС-14 (сектор 1)
Предназначена для дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, а также участков местности и дорог. Базовая машина ЗиЛ-131.
Тепловая машина ТМС-65 (сектор 1)
ТМС-65 предназначена для дегазации и дезинфекции военной техники, невысоких строений и участков местности. А ещё умеет ставить дымовые завесы. Базовая машина Урал-375.
Машины войск связи
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» (сектор 9)
Машина создана на базе бронетранспортёра БТР-60ПА и предназначена для организации радиосвязи в подвижных пунктах управления.
Командно-штабная машина Р-142 «Деймос» (сектор 9)
Полковая командно-штабная машина тактического звена управления сухопутных войск. Оборудование смонтировано в кузове К66Н на шасси ГАЗ-66.
Автоматизированная станция постановки помех Р-330Ж «Житель» (сектор 9)
Принята на вооружение в 2008 году. Используется в составе автоматизированного комплекса помех Р-330М1П «Диабазол». В состав станции входят автомобиль-фургон и электростанция на двухосном прицепе. (Учтите, музейный комплекс 1 парка Патриот расставил фургоны и электростанции не рядом, а друг напротив друга).
Автоматизированная станция постановки помех «Алтаец-АМ» (сектор 9)
Станция выдержала государственные испытания и освоена в серийном производстве. Опытные образцы успешно применялись в локальных вооруженных конфликтах. В состав входят автомобиль-фургон на шасси Урал-43203 и электростанция на двухосном прицепе.
Автоматизированная станция постановки помех Р-934УМ (сектор 9)
Глубокая модернизация базовой станции Р-934У «Удар», проведенная с целью расширения возможностей изделия, продления его рабочего ресурса, а также увеличения быстродействия, надежности и устойчивости работы. Может работать в паре с однотипной станцией помех, а также под управлением командного пункта Р330КМА.
Заправщики, цистерны и трубоукладчики
Автоцистерна АЦ-4,0-131 (сектор 8)
Цистерна объёмом 4000 л для светлых нефтепродуктов. Базовое шасси ЗиЛ-131.
Автоцистерна АЦГ-5-4320 (сектор 8)
Предназначена для перевозки и кратковременного хранения ракетного горючего для наземной техники и пятикратной заправки ракет топливом. Принята на вооружение в 1982 году. Базовое шасси Урал-4320, объём цистерны 5000 л.
Автоцистерна АЦ-8-5334 (сектор 8)
Цистерна объёмом 8000 л для светлых нефтепродуктов. Базовое шасси МАЗ-5334.
Автоцистерна АЦ-9-5337 (сектор 8)
Цистерна объёмом 9000 л для светлых нефтепродуктов на шасси МАЗ-5337.
Автоцистерна АЦ-10-260 (сектор 8)
Штатный автомобиль частей подвоза горючего на шасси КрАЗ-260. Может эксплуатироваться с прицепом-цистерной ПЦ-6,7.
Прицеп-цистерна ПЦ-6,7 (сектор 8)
Эксплуатационный объём 6700 л, тяговые автомобили — автоцистерны на шасси КрАЗ и Урал. Данный экземпляр смонтирован на низкорамном шасси СЗАП.
Прицеп-цистерна ПЦ-6,7 (сектор 8)
Ещё одна версия на обычном шасси двухосного прицепа МАЗ.
Прицеп-цистерна ПЦ-8 (сектор 8)
8-кубовая цистерна для горючего на шасси прицепа СЗАП.
Мотонасосная установка МНУМ-14 (сектор 8)
Предназначена для перекачки моторных масел (кроме синтетических) на полевых и стационарных складах горючего. Смонтирована на шасси прицепа ГАЗ-704.
Мотонасосная установка МПГ-20 (сектор 8)
Предназначена для перекачки горючего в полевых условиях и на складах.
Безымянная насосная установка (сектор 8)
Никаких табличек ни на ней, ни рядом. Музейный комплекс 1 парка Патриот периодически радует загадками, это одна из них.
Передвижная насосная установка ПНУ 100/200М (сектор 8)
Служит для перекачки топлива по полевому магистральному трубопроводу ПМТП-150, за счёт чего часто обозначается как «полевая насосная установка». Шасси — прицеп 2-ПН-2М.
Перекачивающая станция горючего ПСГ-160 (сектор 8)
Смонтирована на шасси ЗиЛ-130. Предназначена для перекачки светлых нефтепродуктов, а также для создания подпора насосным установкам.
Топливозаправщик АТЗ-4,4-131 (сектор 8)
Базовое шасси ЗиЛ-131. Кроме 3,5 тонн горючего в собственной цистерне, может буксировать прицеп полной массой до 6,5 тонн.
Топливозаправщик ТЗ-5-375 (сектор 8)
Предназначен для перевозки фильтрованного топлива и механизированной заправки горючим реактивных двигателей. Базовое шасси Урал-375, объём цистерны 5000 л.
Топливозаправщик АТЗ-9,3-260 (сектор 8)
Заправщик на шасси КрАЗ-260 для заправки топливом колёсной и гусеничной техники. Объём цистерны 9300 л.
Топливозаправщик ТЗ-8-255Б1 (сектор 8)
Заправщик на шасси КрАЗ-255Б1 предназначен для заправки топливом бронетехники. Объём цистерны 8000 л.
Топливозаправщик ТЗА-7,5-5334 (две машины в секторе 8)
Аэродромный заправщик на шасси МАЗ-5334 принят на вооружение в 1981 году. Объём цистерны 7500 л.
Топливозаправщик ТЗ-150 (сектор 7)
Базовое шасси ЗиЛ-164. Вместимость цистерны 4000 л.
Маслозаправщик МЗ-51М (сектор 7)
Аэродромный маслозаправщик на шасси ГАЗ-51. Принят на вооружение в 1947 году. После модернизации 1949 года получил индекс МЗ-51М. Вместимость цистерны 920 л.
Маслозаправщик МЗ-66 (сектор 7)
Аэродромный маслозаправщик на шасси ГАЗ-66-04. Выпускался с 1966 года, сменив МЗ-51М. Вместимость цистерны 930 л.
Бронированный топливозаправщик БТЗ-3 (сектор 7)
Создан на базе БМП-1 по итогам негативного опыта транспортировки топлива и масла обычным автотранспортом в ходе войны в Афганистане.
Топливозаправщик ТЗ-16 (сектор 7)
Аэродромный прицеп-заправщик с цистерной объёмом 16000 л. Выпускался с 1952 года. Ходовая часть от прицепа МАЗ-5204. В парке представлен с тягачом КрАЗ-221.
Топливозаправщик ТЗ-22 (сектор 7)
Аэродромный прицеп-заправщик с цистерной объёмом 16000 л выпускался с 1964 года. Ходовая часть — тележка прицепа ЧМЗАП-5204М. В паре седельный тягач ЯАЗ-210Д.
Топливозаправщик ТЗ-30 (сектор 7)
30-тонный аэродромный прицеп-заправщик на шасси полуприцепа МАЗ-9989. Базовый тягач МАЗ-7410. Принят на вооружение в 1978 году.
Топливозаправщик АТЗ-60-8685 (сектор 7)
60-тонный аэродромный прицеп-заправщик для заправки самолётов стратегической и дальней авиации. Шасси — ходовая тележка ЧМЗАП-8685. Принят на вооружение в 1981 году.
Топливозаправщик АТЗ-90-8685c (сектор 7)
90-тонный аэродромный сочленённый прицеп-заправщик на двух тележках ЧМЗАП-8685. По сути является заправщиком АТЗ-60, пристыкованным к центральному полуприцепу с 30-тонной цистерной и седельно-сцепным устройством. Принят на вооружение в 1987 году. В парке представлен с тягачом МАЗ-7410.
Топливозаправщик на шасси BMC Fatih 200 (сектор 7)
Скорее всего трофей российской армии, не исключено что из Сирии. Английское происхождение шасси — весомый аргумент в пользу этой версии.
Трубоукладочная машина ТУМ-150В (сектор 7)
Предназначена для механизированной укладки 150-мм труб полевого трубопровода ПМТП-150. В шасси полуприцепа использованы элементы ходовой части грузового автомобиля КрАЗ-257. Принята на вооружение в 1976 году.
Музейный комплекс 1 парка Патриот представляет ТУМ-150В с двумя тягачами: колёсным трактором К-701 «Кировец» и гусеничным лесохозяйственным трактором ТТ-4 Алтайского завода.
Трубоукладочная машина ПМТБ-200 (сектор 7)
Комплекс для механизированной укладки 200-мм труб полевого трубопровода большой производительности ПМТБ. Принят на вооружение в 1980 году. Сборка трубопровода производилась с помощью трубомонтажной машины ТММ-200. Тягач — трактор К-701 «Кировец».
Машины служб тыла
Прицеп-цистерна ЦВ-1,2 (сектор 8)
Цистерна для воды ёмкостью 1200 л на шасси прицепа ИАПЗ-739К.
Полевая кухня КП-2-48 (сектор 8)
Кухня на базе прицепа 1-АП-1,5. Количество личного состава на обеспечении 150 человек.
Полевая кухня КП-125 (сектор 8)
Кухня на базе прицепа ИАПЗ-739К. Количество личного состава на обеспечении 125 человек.
Полевая кухня КП-130-11 (сектор 8)
Кухня на базе прицепа ГКБ-8911. Количество личного состава на обеспечении 130 человек.
Полевая хлебопекарня ХПК-50 (сектор 8)
Передвижная конвейерная хлебопекарня предназначена для выпечки хлеба и других кондитерских изделий, а также для сушки различных продуктов. Производительность 3000 кг хлебобулочных изделий в сутки.
Хлебный фургон АФХ-66 (сектор 8)
Войсковой фургон с низкопрофильным кузовом для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий на шасси ГАЗ-66. Выпускался с 1975 года, а по конструкции был идентичен фургонам на шасси ГАЗ-53А. Внутри располагались 4 стояка с лотками для хлеба, разгружающиеся через боковые двери (для каждого стояка своя).
Музейный комплекс 1 парка Патриот в своей коллекции имеет две машины АФХ-66: с круглыми вырезами колёсных ниш кузова (возможно на шасси ГАЗ-66-01) и с прямоугольными вырезами (на ГАЗ-66-11?).
Комбинированный фургон АФК-66 (сектор 8)
Вариант фургона АФХ-66 для одновременной перевозки хлебобулочных изделий и охлажденных или замороженных продуктов. Принят на вооружение в 1980 году. Вместо заднего стояка для хлебных лотков кузов оборудован изотермическим отсеком с дверью в задней стенке.
Вторую часть статьи про Музейный комплекс 1 парка Патриот очень скоро можно будет посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.