Павильон Космос на ВДНХ вновь заработал как выставочный комплекс 13 апреля 2018 года. До этого он почти четверть века был садоводческим рынком и только чудом не рассыпался на молекулы. После нескольких лет реставрации павильон Космос на ВДНХ вновь открыл свои двери. Посмотрим, что внутри?
Дата съёмки: апрель-май 2018 года
Координаты объекта: 55.835480, 37.621200
Адрес: Москва, проспект Мира, 119, строение 34
Павильон Космос на ВДНХ: как доехать
Добраться до Центра «Космонавтика и авиация» (именно так теперь называется павильон Космос на ВДНХ) проще всего, на мой взгляд, от метро ВДНХ. Выходим из последнего вагона из центра, поднимаемся по эскалатору, после стеклянных дверей сворачиваем направо, проходим по подземному переходу и ещё раз по лестнице направо. Всё! В пяти метрах от этого выхода остановка бесплатной маршрутки до Москвариума (синяя метка с автобусом, карта чуть ниже). Расписание на фото, садимся и едем до конца.
Есть ещё одна маршрутка, но с ней пока сложнее. В связи с тем, что главный вход и центральная аллея ВДНХ закрыты из-за ремонтных работ, ходит она от Южного входа (зелёная метка с автобусом). Ремонт будет продолжаться по 1 июня, после чего вход и аллею откроют, и автобус снова будет ходить от Центрального входа. На всякий случай я переснял расписание движения от Южного входа.
Теперь смотрим внимательно карту. Обе маршрутки нас высаживают на площади перед Москвариумом. Но так как вся Центральная аллея перекопана, войти в павильон Космос на ВДНХ через основной вход не получится. Поэтому обходим слева кафе «Дельфин» (кстати, классное кафе с приличной кухней и нормальными ценами, работает с 11.00), проходим метров сто вперёд и обходим павильон Космос вдоль периметра. На карте этот путь обозначен красной линией. А с торца павильона временно оборудован нормальный вход с кассой и турникетами. Заходим внутрь!
Павильон Космос на ВДНХ: время работы
Экспозиция Центра «Космонавтика и авиация» открыта со вторника по воскресенье, с 11 до 22 часов. Понедельник — выходной день. В дни большого наплыва посетителей в павильон пускают группами каждые 2 часа (в 11, 13, 15 и т.д.). Причина — избежать излишней толчеи и дать возможность каждому ознакомиться с экспозицией. Впрочем, если вы зашли в 11, ровно в 13 вас никто не выгонит — ходите себе наздоровье хоть весь день. Главное, чтобы рассосалась основная масса народа и освободилось место для следующих гостей. Хотя я с «групповым» запуском столкнулся только в первый день после открытия, в остальное время войти можно было свободно в любое время.
Павильон Космос на ВДНХ: цены на билеты
――――――――――――――――――――――――――――――――
Обычный билет на экспозицию стоит 500 рублей, льготный 250. Дополнительно оплачиваются экскурсии и специальные программы. В то же время, большое количество категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение. Чтобы не заморачиваться с перепечаткой, выкладываю фото прейскуранта на кассе. Проход в зал через турникеты, и не вздумайте выбросить билет! Выйти обратно можно только ещё раз приложив его к считывающей панели.
Павильон Космос на ВДНХ: где что находится
Раньше это здание было двумя отдельными павильонами — двухуровневой галереей со стеклянной крышей и одноуровневым «кубиком» с высоким куполом. Потом их объединили в одно целое, а заодно и двери в галерее сделали. До этого она была просто навесом с двумя стенами, продуваемым насквозь с торцов. Описание экспозиции в статье начинается от нормального входа (то есть того, что закрыт до 1 июня). Сначала мы пройдём по среднему нижнему уровню (оранжевая стрелка), вернёмся по правому верхнему балкону (зелёная стрелка) и пройдём по левому балкону к большому куполу (синяя стрелка), где и закончим осмотр. Часть экспонатов первого уровня видны с балконов, поэтому не удивляйтесь, если в статье встретите фото с верхних ракурсов.
Поесть-попить в павильоне негде, зато на первом уровне есть туалеты (голубые метки), а рядом с мужской комнатой работает гардероб. Двинулись?
Павильон Космос на ВДНХ: первый уровень
У входа нас встречает спускаемый аппарат корабля «Восток». Тот самый, в котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос и вернулся на Землю. Это один из немногих «настоящих» космических аппаратов в экспозиции. Большинство спутников и орбитальных станций в павильоне — полноразмерные макеты. Очень жаль, что блик от окна мешает как следует разглядеть интерьер…
――――――――
Стенд, посвящённый основоположнику теории космических полётов К.Э.Циолковскому. На нём макет межзвёздного корабля, каким его представлял великий учёный. Да, и обратите внимание на конструкцию основания стендов в этом павильоне. Ящики можно выдвигать, а внутри много интересного! Здесь, например, прижизненные издания трудов Циолковского, фотокопии страниц его рукописей и чертежей.
――――――――――――――――――――――――――――――――
Модель 1:100 гелиоракетоплана — дипломной работы В.П.Глушко, основоположника жидкостного ракетного двигателетроения. Рядом модель жидкостного двигателя ОРМ-1 в разрезе в натуральную величину. Первый советский реактивный двигатель, разработан Валентином Глушко в Газодинамической лаборатории (Ленинград) в 1930 году.
Демонстрационная установка реактивного двигателя ГИРД 1933 года. В группу коллективе ГИРД работали С.П. Королёв, Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов, Ф.А Цандер.
――――――――――――――――――――――――――――――――
Слева — первая отечественная ракета на гибридном топливе ГИРД-09 1933 года. Справа исследовательская ракета Р-05М. Макеты в натуральную величину — из коллекции Политехнического музея (как и многие макеты в этой экспозиции).
――――――――
Если сейчас мы поднимем голову, прямо над собой увидим первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР в 1957 году.
――――――――
Рядом с ним надувные конструкции в форме докосмических летательных аппаратов: дирижаблей, планеров, аэропланов. Вообще в этом павильоне полезно периодически поднимать голову вверх, но об этом чуть позже.
――――――――
Модель 1:10 третьего спутника Земли ИСЗ-3.
Оборудование первых пилотируемых кораблей «Восток»: приборная панель, пульты управления, ручка ручного управления.
――――――――
В выдвижных ящиках — информация о первых советских космонавтах.
Слева — боковой приборный контейнер геофизической ракеты В-2А. Справа «Спутник-2», первый космический аппарат с живым существом, собакой Лайкой, на борту (1957 год).
――――――――
Первый выход человека в открытый космос. Макет корабля «Восход-2» с раздвинутой шлюзовой камерой.
Узлы системы кондиционирования и терморегулирования атмосферы корабля «Восход».
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Скафандр «Беркут» — первый скафандр для работы человека в открытом космосе.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Настоящий двигатель (не макет!) РД-107А/РД-108А. Ими оснащались ракеты семейства Р-7, выводившие на орбиту корабли «Восход».
В 1967 году на смену «Восходу» пришли корабли серии «Союз». Неоднократно модернизировались, до сих пор в строю. С 2011 года, после свёртывания программы «Спейс-Шаттл», «Союз» единственный корабль для доставки космонавтов на МКС. Перед нами модель первого «Союза» 1:10.
――――――――
――――――――
Узлы и приборы кораблей «Союз» разных модификаций в ассортименте.
Прямо над нами, по центру зала, расположен макет орбитальной станции космической разведки «Алмаз-1» в натуральную величину.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Многоразовый возвращаемый модуль ракетно-космического комплекса «Алмаз». Рассчитан на доставку как грузов, так и людей, однако ни разу не летал в пилотируемом режиме.
――――――――
Настоящий спускаемый аппарат корабля «Союз-ТМ» с макетом интерьера. Интерьер, увы, не разглядеть за бликами на стекле.
Советская лунная программа. Автоматическая станция «Луна-1».
Макет лунного посадочного модуля Н1-Л3. К сожалению, программа пилотируемого полёта на Луну была свёрнута.
Оборудование лунных станций и глобус Луны из личного фонда А.А. Штернфельда.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Конструктивно подобный макет 1:10 сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1 для станций пилотируемой лунной программы.
Макет 1:10 сверхтяжёлой модульной ракеты-носителя УР-700. Разрабатывался как альтернатива Н-1.
НК-43 (натурный образец). Самый мощный в мире кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель, ставился на вторую ступень ракеты Н-1Ф.
НК-33 (натурный образец). Жидкостный ракетный двигатель первой ступени, разрабатывался для носителя Н-1 пилотируемой лунной программы Н1-Л3. Сейчас используется на российских ракетах «Союз-2.1в» и американских «Антарес».
Стенд, посвящённый стыковке и совместному полёту в 1975 году советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлон». Если поднять голову, можно увидеть надувной макет этого тандема.
Если не поднимать, увидишь макет обычный.
――――――――
А вот что это за штука типа центрифуги, я не знаю. Раз стоит рядом, возможно имеет какое-то отношение к совместному полёту.
Барабанная дробь — перед нами звезда всей экспозиции. Полноразмерный макет орбитальной станции «Мир» («Салют-8») настолько огромен, что висит над центральным проходом, боковыми модулями опираясь на балконы. Если раньше такой макет был только в «Европа-парке» в Германии, то теперь и в Москве есть такое же чудо.
――――――――
С первого уровня рассмотреть его можно только снизу, подняв голову. Некоторым этого кажется мало, и они выбирают способы осмотра поэкзотичнее.
――――――――
Я же сейчас воспользуюсь съёмкой и снизу, и с балконов, чтобы не нарушать общего впечатления от сего шедевра. Итак, со стороны левого балкона расположен модуль «Кристалл» (первоначально «Квант-3»). Пристыкован к станции 10 июня 1990 года. Предназначен для промышленных экспериментов в невесомости: производству полупроводников, выращиванию кристалов, синтезу лекарств и т.п.
――――――――
Со стороны правого балкона мы видим модуль «Квант-2». Начинён оборудованием дооснащения станции и системами для выхода в открытый космос. Пристыкован к станции 6 декабря 1989 года.
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――
Между «Квант-2» и «Кристаллом» находится базовый блок, собственно станция «Мир». Выведена на орбиту 20 февраля 1986 года.
――――――――
Завершает ряд модуль «Квант-1» с аппаратурой для астрофизических, биологических и материаловедческих исследований. Пристыкован к станции 11 апреля 1987 года. Стыковка удалась только с третьей попытки, возможно, поэтому в экспозиции «Квант-1» и «Мир» жёстко не соединены.
Макет первой в мире орбитальной космической станции «Салют-1» (1971 год) с пристыкованным транспортным кораблём «Союз». На орбите пробыла 175 суток.
Макет первой орбитальной станции с двумя стыковочными узлами «Салют-6» (1977 год). Была обитаема 683 дня (а вообще в космосе пролетала 1764 дня).
На стыковку с ней заходит транспортный корабль «Прогресс». Именно с этой станции началась космическая служба «Прогрессов».
――――――――
Ну и приборы управления станциями «Салют», как же без них.
Завершает экспозицию этого уровня тема первого и последнего отечественного космического челнока «Буран». Вот двигатель РД-170 ракеты «Энергия» для выведения его на орбиту.
Беспилотный ракетоплан БОР-4 предназначался для экспериментов по выбору теплозащитного покрытия «Бурана». Совершил пять полётов, из них четыре с выводом на околоземную орбиту.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Модель 1:100 комплекса «Энергия-Буран».
А для перевозки «Бурана» на Байконур разработали специальный самолёт ВМТ-Атлант.
――――――――
Поднее в КБ Антонов на базе самолёта «Руслан» сделали Ан-225 «Мрия» — самый большой транспортный самолёт в мире. Предполагалось, что он будет перевозить на Байконур следующие советские челноки, но от многоразовых кораблей отказались, и «Мрия» осталась не у дел.
Каким был «Буран» теперь можно судить по фотографиям и сохранённым в музеях узлах и приборах.
Никаких табличек, никаких пояснений. Нечто Бураноподобное, но явно меньших размеров. Возможно, часть стенда для экспериментов с двигателями.
Павильон Космос на ВДНХ: правый балкон
Сейчас немного нарушим хронологию и вернёмся по правому балкону к главному входу (зелёная стрелка). Первое что мы посмотрим — экспозиция средств для работы в открытом космосе.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Скафандр СК-1, разработка 1960 года. Предназначен для использования внутри корабля, использовался на кораблях серии «Восток».
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Скафандр «Ястреб», разработка 1965 года. Недостатки первого скафандра для работы в открытом космосе «Беркут» (см. выше) учли при создании «Ястреба». Основное новшество — выдыхаемый воздух не выбрасывается наружу, а циркулирует по замкнутому циклу.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Скафандр «Кречет-94», разработка 1966 года. Создавался в рамках советской лунной программы.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Скафандр «Сокол-КВ2», разработка 1973 года. Обязательная часть экипировки на кораблях «Союз».
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Скафандр «Орлан-МКС», разработка 2006 года. Самый большой (под рост до 190 см) и совершенный на сегодня скафандр для работы в открытом космосе.
―――――――――――――――――――――――――
Как я понял, эта часть экспозиции ещё в процессе оформления. Масса приборов и предметов без табличек.
――――――――
А это тренажёр «Пощупай космос». Вставляешь руку в перчатку скафандра, в кубике создаётся вакуум — и пробуешь пошевелить пальцами. А ведь космонавты в таких условиях ещё и работают…
――――――――
Хотел бы я знать, что это за космический магнитофон. Явно какой-то блок системы связи.
――――――――
Контейнеры с едой и средствами гигиены пока закрыты, а медицинская укладка открыта для обозрения.
――――――――
Дальше экспозиция разделена по принципу предприятий и КБ, создающих ракетно-космическую технику. Вдоль стены несколько баннеров с картами основных «космоградов» России.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Перспективное семейство ракет-носителей «Ангара» разрабатывается ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. «Ангара» сможет выводить на орбиту все виды космических кораблей с российских космодромов и станет заменой ракетам-носителям на токсичном топливе (гептиле). На самой «Ангаре» маршевые двигатели кислородно-керосиновые. На фото варианты исполнения носителя «Ангара-5» (заменит «Протон»).
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
«Ангара-1.2» и «Ангара-3», которые заменят украинские «Циклон-2/3» и «Зенит-2».
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Ракеты производства РКК «Энергия». Самые мощные советские ракеты-носители «Энергия-М» (слева) и «Энергия» (справа).
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
А это плод совместной работы 1989 года, ракета-носитель «Зенит-3SL«. Собственно ракета спроектирована в ГКБ «Южное» (Украина), разгонный блок — РКК «Энергия» (Россия) а головной обтекатель — Boeing (США).
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Ракеты-носители семейства «Протон» и не только (слева направо).
- УР-500, 1961 год. Сначала разрабатывалась как межконтинентальная баллистическая ракета, но с 1964 года была «переориентирована» на мирный космос. Последующие модификации получили обозначение «Протон».
- «Протон-М», 1994 год. Модернизированная версия «Протон-К», будет использоваться до 2025 года.
- «Космос-3М», 1967 год. Двухступенчатая лёгкая ракета-носитель. Из-за использования токсичного топлива запуски прекращены.
- «Рокот», 1994 год. Трёхступенчатая лёгкая ракета-носитель.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Снова непонятные приборы.
А вот это макет станции «Мир» в полном сборе. То есть со всеми модулями, транспортными кораблями и раскрытыми солнечными батареями. На одном снимке я отметил цифрами, где что находится.
- «Мир» базовый блок
- «Квант» астрофизический модуль
- «Кристалл» технологический модуль
- «Природа» исследовательский модуль
- «Спектр» оптический модуль
- «Квант-2» модуль дооснащения
- «Союз-ТМ» транспортный пилотируемый корабль
- «Прогресс-М» транспортный грузовой корабль
――――――――
РКК «Энергия», бывшее ОКБ-1 Сергея Королёва. Первый пилотируемый космический корабль, «Восток-1» Юрия Гагарина,
――――――――
и многоцелевой пилотируемый корабль «Клипер», так и оставшийся проектом. Между ними меньше 50-ти лет…
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
Разработки «Энергии» без табличек.
――――――――
На левом снимке — рулевой плазменный двигатель, я точно знаю. А вот что на правом снимке узнать не удалось ни у кого. Хотя очень хотелось.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Жидкостный ракетный двигатель без таблички. Может, Н-15, судя по близости к стенду Кузнецова.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Макет 1:20 ракеты Р-7. Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, прошедшая успешные испытания и доставившая боеголовку на межконтинентальную дальность (свыше 8000 км).
А это всё семейство Р-7 с одной табличкой на самую большую и белую. Тем не менее, опознать удалось каждую.
- Р-7 8К71 в чистом виде, 1957 г., двухступенчатая боевая ракета
- «Спутник» 8К71ПС, 1957 г., Р-7 со снятой боевой частью. Выводила на орбиту первые искусственные спутники Земли.
- «Луна» 8К72, она же «Восход-Л», 1958 г. Уже трёхступенчатая. Выводила в космос аппараты серии «Луна».
- «Восток» 8К72К, 1960 г. По сути, «Луна» с модернизированной третьей ступенью. Вывела на орбиту корабль с Юрием Гагариным.
- «Молния» 8К78, 1960 г. Четырёхступенчатая ракета среднего класса. Выводила на орбиту станции, совершившие посадку на Луне и Венере, а также спутники связи «Молния».
- «Восход» 11А57, 1963 г. Трёхступенчатая ракета, по большому счёту — «Молния», на которой вместо четвёртой ступени космический аппарат. Выводила на орбиту спутники фоторазведки и многоместные пилотируемые корабли.
- «Союз-ФГ» 11А5111УФГ, 2001 г. Трёхступенчатая ракета-носитель наших дней. На модели перед нами в качестве полезной нагрузки пилотируемый корабль «Союз МС-1» (запуск 7 июля 2016 года).
- «Союз-5» с пилотируемым кораблём «Федерация». Перспективная ракета-носитель, разработка началась в 2018 году.
―――――――――――――――――――――――――
Явно связанные с Р-7 предметы. Во всяком случае, двигатель РД-107 — двигатель первой ступени именно этих ракет.
――――――――
Стенд Валентина Глушко. Его первый электрический ракетный двигатель, жидкостный двигатель в разрезе. О назначении спирали даже не догадываюсь.
На стенде ОКБ Н.Г. Кузнецова всё загадочно и непонятно.
Дальше дела немного лучше. Заходим в «ракушку» где показывают фильм о принципах реактивного движения и — о чудо! — у экспонатов есть таблички.
――――――――
Первые жидкостные ракетные двигатели (в разрезе), созданные Валентином Глушко. Вот это — ОРМ 1931 года.
――――――――
ОРМ-52, 1933 год.
――――――――
ОРМ-65, 1936 год.
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
В углу можно заметить двигатель второй ступени ракеты-носителя «Союз-2» РД-119 (1966 год). Тоже конструкции Глушко.
――――――――
Выражаясь космическим языком, мы совершили один виток по орбите, вернувшись ко входу в павильон Космос на ВДНХ. На правом балконе остались макеты космодромов. Главный из них называется «Гагаринский старт». Именно так выглядела стартовая площадка Байконура 12 апреля 1962 года.
Макета «Байконура» нет, зато есть композиция «Бурановский старт». Вот на такой вот платформе комплекс «Энергия-Буран» перевезли от сборочного ангара к стартовой площадке.
Макет стартовой площадки для ракет-носителей «Союз-2» на космодроме Восточный.
Космос — не только престиж, но и деньги. Мы зарабатываем, выводя своими ракетами на орбиту зарубежные спутники и космические корабли. А многие знают, что большинство таких запусков происходит с космодрома Куру во Французской Гвиане (это рядом с Бразилией)? И даже те кто знают вряд ли представляют как выглядит это место. Смотрите — и не говорите что не видели! Перед нами макет стартовой площадки ELS космодрома Куру для запуска российских ракет «Союз-2». Строительство началось в 2007 году, с 2011 проходят регулярные запуски.
Павильон Космос на ВДНХ: левый балкон
――――――――
Уходим на второй виток и переправляемся на левый балкон. Основная тема здесь — исследования космоса и планет Солнечной системы. Начинается всё, разумеется, с Луны. Масштабная модель первого искусственного спутника Луны «Луна-10».
Полноразмерный макет станции «Луна-3» — благодаря ей получены первые снимки обратной стороны Дианы.
«Цветочек» — станция «Луна-9», благополучно прилунившаяся в Океане Бурь 3 февраля 1966 года. Передала первую телепанораму лунной поверхности.
Шарик с парашютом — возвращаемый аппарат станции «Луна-16». Впервые доставил на Землю образцы неземного грунта.
Дальше надо зайти вот в такую ракушку — павильон Космос на ВДНХ ими богат. По замыслу устроителей, полумрак внутри создаёт у посетителей полную иллюзию космической обстановки.
――――――――
Ладно, если бы внутри была всякая мелочь. Типа капсулы с лунным грунтом или макета лунного поселения будущего.
Но «Луноход-2» с посадочным модулем зачем было вовнутрь закатывать?! Его и не рассмотришь толком, а ведь ещё и сфотографировать хочется!
Ладно, проехали… На очереди у нас Венера. Полноразмерный макет станции «Венера-1». В 1961 году впервые пролетела в непосредственной близости от планеты.
Опять же макет в полный рост спускаемого аппарата станции «Венера-9». В 1976 году передал первые в истории снимки с поверхности другой планеты (Луна не в счёт, она ведь спутник).
Прямо над ним висит макет кометы Чурюмова-Герасименко (в действительности она размером 3х5 километра). Открыта советскими астрономами в 1969 году. В 2014 году спускаемый модуль «Филы» станции «Розетта» (Европа-США) осуществил посадку на поверхность кометы и собрал информацию об её строении. Место посадки обозначено на макете красным кружком.
――――――――
Спускаемый аппарат станции «Венера-7», 1970 год. Первая посадка на поверхность другой планеты.
Дальше нас ждёт много моделей в масштабе 1:10.
Автоматическая станция «Венера-4» для изучения атмосферы Венеры, 1967 год.
Автоматическая станция «Венера-3МВ-4» (1964-65 годы). Серия аппаратов, проектировавшихся для исследования Марса и Венеры. Из четырёх запущенных лишь один справился с задачей — фотографированием обратной стороны Луны. Остальные три либо утрачены во время старта, либо потеряны в космосе из-за технических проблем.
Автоматическая станция «Венера-9», 1975 год. Первый искусственный спутник Венеры, первые измерения скорости ветра на поверхности планеты.
Автоматическая станция «Вега». Две станции для изучения Венеры и кометы Галлея были построены в 1984-86 годы. Название ВЕ-ГА представляет первые слоги ВЕ-нера и ГА-ллей. Успешно выполнили свои задачи.
Пенетрометр для создания адекватной подвески для перспективных марсоходов и венероходов.
Вот так плавно перелетаем от Венерианской программы к Марсианской. Масштабная модель станции «Марс-3».
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
Корректирующая тормозная двигательная установка 11Д425А марсианских космических аппаратов.
Табличка у этого полноразмерного макета гласит, что перед нами «Марс-5». Однако есть сомнения, возможно, это всё-таки «Марс-3».
Рядом спускаемый модуль станции «Марс-3» — первый в истории и единственный в СССР рукотворный объект, удачно севший и проработавший на поверхности Марса. По логике, большая станция рядом, которая доставила его до красной планеты, всё-таки «Марс-3».
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
Чёрный шарик — то ли зонд, то ли фрагмент чего-то более внушительного.
――――――――
А вот таким видится людям будущее поселение на Марсе.
――――――――
От дальних планет вернёмся поближе к дому. Следующий раздел посвящён околоземным спутникам. «Космос-381» для исследования ионосферы выведен на орбиту в декабре 1970 года. После выработки ресурса не упал, а до сих пор крутится в космосе вокруг родной Земли.
――――――――
Спутники серии «Прогноз» предназначены для мониторинга солнечной активности и прогнозирования радиационной безопасности, в первую очередь для космонавтов. С ним мы ещё встретимся.
――――――――
«Метеор-1» 1971 года, первый из серии советских метеорологических спутников семидесятых годов.
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
Система коррекции орбиты «Метеор-1» состояла из
двух электрореактивных плазменных двигателей. Перед нами макет этой установки, созданной Институтом имени Курчатова и ОКБ «Факел».
――――――――
Скорее всего, тоже макет двигателя. Не исключено, что ионного.
Макет 1:10 аппарата дистанционного зондирования Земли «Кондор-Э». Первый спутник серии запущен в 2013 году.
Макет 1:2 аппарата «Канопус-В» для мониторинга чрезвычайных ситуаций.
Макет 1:2 спутника серии «Ионосфера» для мониторинга геофизической обстановки.
Макет 1:5 спутника «Метеор-М» №3 для океанографических исследований. Запуск запланирован на 2021 год.
――――――――
Что это??? И как оно летает?!
Макет 1:10 спутника «Интеркосмос» для изучения радиационной обстановки в околоземном пространстве.
Макет 1:5 спутника серии «Ресурс-П» для дистанционного зондирования Земли. Выведен на орбиту в 2013 году.
――――――――
И снова приборы, узлы, детали…
――――――――
А вот это — фрагменты международной спутниковой поисково-спасательной системы Коспас-Сарсат. При авариях оповещает спасательные службы о бедствии и местоположении через персональные радиобуи, установленные на судах и самолётах.
―――――――――――――――――――――――――
На этом стенде (он, кстати, последний на левом балконе) стоит маленькая модель спутника-ретранслятора «Луч-5А». Это первый из четырёх спутников космической системы ретрансляции, предназначенный для приёма информации от космических аппаратов на орбитах до 2000 м вне зоны видимости с территории России и передачи её российским наземным станциям.
С балконом мы на этом закончили, переходим в зал с куполом (осторожно, ступеньки!).
Павильон Космос на ВДНХ: большой купол
――――――――
――――――――
Поднимаем голову вверх и там, на самом верху, видим опять же «Луч-5А», но уже в натуральную величину. Спутник-ретранслятор создан фирмой Решетнёва на базе новой платформы Экспресс-1000.
Особенности платформы Экспресс-1000: негерметичное исполнение аппаратного модуля, комбинированная система терморегулирования и высокоэффективные солнечные батареи. Это даёт возможность создавать более мощные новые спутники при сохранении весовых показателей старых. Перед нами ещё один спутник «Экспресс-АТ1» на этой платформе.
А ещё Экспресс-1000 используется в конструкции спутников глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС-К».
Телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ5» разработан совместно российскими, немецкими, французскими и японскими специалистами.
Геодезический спутник «Гео-ИК-2».
И снова спутник «Прогноз». Его уменьшенную модель мы уже видели на балконе, а теперь есть возможность посмотреть на него «в полный рост».
――――――――
――――――――
Последний «поднебесный» объект — макет орбитальной станции МКС. На мой взгляд, расположен крайне неудачно. Слишком маленькие объекты станции на такой высоте рассмотреть невозможно. Создаётся впечатление, что кроме солнечных батарей на станции больше почти ничего нет.
――――――――
Спускаемся с небес на землю и смотрим, что ещё есть под куполом. А есть здесь много интересного. Например, ряд интерактивных тренажёров-кабинок, внутри которых можно почувствовать себя космонавтом. В будни здесь свободно, а по выходным стоит очередь.
――――――――
Если кто устал, можно присесть и отдохнуть на кожаных пуфиках (они расставлены по всей экспзиции, а не только здесь). После чего продолжить осматривать павильон Космос на ВДНХ.
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
При желании можно пообщаться с роботом
――――――――
или зайти в небольшой павильончик и посмотреть интерактивные фильмы об устройстве материи, Космоса и Галактики.
――――――――
А если подняться на крышу павильончика по боковой лестнице, есть возможность увидеть космическое будущее глазами молодого поколения. То есть завтрашних Гагариных, Глушко и Королёвых.
――――――――
Никаких пояснительных табличек нет, но на то она и фантазия, чтобы не требовать объяснений. Вот это очень похоже на модель атома с ядром в центре и орбитами электронов вокруг. А вдруг искусственный интеллект будет иметь такую же форму?
――――――――
Здесь более-менее понятно. Проект электрического ракетного двигателя, скорее всего ионного.
――――――――
Похоже на центрифугу для тренировок космонавтов. Только вместо капсулы-тренажёра космический корабль с то ли ионными, то ли плазменными двигателями. Может, так будет выглядеть установка для безракетного запуска?
――――――――
Скорее всего станция для межзвёздных перелётов. Сразу вспоминаются иллюстрации к романам Александра Беляева…
――――――――
Может, спутник, а может, пилотируемый корабль.
――――――――
А вот это точно звездолёт будущего. Фильм «Москва — Кассиопея» помните?
――――――――
Фрагмент поселения на Марсе. А может и где-нибудь подальше, световых лет так на сотню.
――――――――
――――――――
А ещё здесь есть множество рисунков. Что о них сказать? Филонов и Кандинский нервно курят в сторонке, Малевич ушёл стреляться, а импрессионисты вообще чужие на этом празднике жизни.
―――――――――――――――――――――――――
Нам осталось полюбоваться огромным подсвеченным макетом вида Земли из космоса, и наша экскурсия в павильон Космос на ВДНХ закончена.
―――――――――――――――――――――――――
До 1 июня выход прямо перед нами, а после надо будет вернуться к главному входу и выйти на площадь Машиностроения. Там заодно посмотрим на макет ракеты-носителя Восток, той самой, в которой Гагарин «Поехали!» сказал.
――――――――
На этом можно было бы и закончить, но павильон Космос на ВДНХ имеет в своей недавней истории пару любопытных страниц. Когда рынок выгнали, здание отремонтировали, а космическую экспозицию только начали готовить, здесь прошли две автомобильные выставки. Хотите увидеть обзоры этих выставок? Следите за обновлениями на моём сайте. В ближайшее время они здесь появятся.
Да и сам павильон Космос на ВДНХ — не единственное космическое место в округе. Есть ещё интерактивный музей в макете челнока «Буран» у соседнего павильона и Музей космонавтики у метро. Поэтому продолжение следует…
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.