10 723 просмотров

Планер Бланик L-13 — памятник в поселке Залегощь

Если как выглядит планер Бланик L-13 многие могут хотя бы представить, то где находится Залегощь скажут, наверное, только местные жители. А находится этот поселок не так уж далеко, в Орловской области. Поехали посмотрим?

Координаты объекта: 52.914407, 36.894107

Дата съемки: 28 сентября 2017 года

 

 

 

Откуда в Залегощи планер

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Поселок городского типа Залегощь расположен на берегу реки Неручь в 63-х километрах к востоку от города Орел. Добраться сюда можно либо на автомобиле по дороге Орел-Новосиль, либо по железной дороге (дистанция Орел — Елец). Население около 5 тысяч человек, крупных промышленных предприятий или военных объектов нет. Ближайшие отделения ДОСААФ находятся в Орле и Мценске, поэтому даже учебных аэродромов поблизости не наблюдается. И вдруг — парящий над холмами планер! Откуда он здесь?

 

 

При чем здесь Гагарин

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

При подробном знакомстве с монументом выясняются еще более интересные подробности. На большом камне у подножия монумента укреплена табличка, из которой следует, что планер Бланик L-13 установлен в честь 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина. Покопавшись в сети удалось выяснить, что монумент сооружен по инициативе Председателя Залегощенского районного совета народных депутатов, директора ДОАО «Залегощенский кирпичный завод» В.И.Новикова. И все! Какое отношение имеет Гагарин к Залегощи, а тем более к планеру Бланик L-13, для меня до сих пор загадка.

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Сам Гагарин ни на планере, ни тем более на Бланике никогда не летал. В  1954 году он пришел в Саратовский аэроклуб ДОСААФ, где и совершил свой первый полет, сразу на самолете Як-18. Учебу он закончил с отличием, совершив 196 полетов и налетав в общей сложности 42 часа 23 минуты. В 1955 году Гагарина призвали в армию. После окончания военного авиаучилища он служил на Северном флоте и пилотировал МиГ-15бис. К началу производства Бланика (1958 год) Гагарин налетал на боевом истребителе около 150 часов. А в 1959 году было принято решение об отборе космонавтов и подготовке первого пилотируемого космического полета, и Юрию Алексеевичу стало вообще не до планеров…

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

И тем не менее, появление монумента в Залегощи, на мой взгляд, событие замечательное! Памятники планерам в России можно пересчитать по пальцам одной руки, а ведь именно с этих летательных аппаратов началась дорога в небо большинства пилотов. Да и многие известные авиаконструкторы начинали именно с создания безмоторных крылатых машин. Я уже не говорю об успешном использовании планеров в десантных операциях во время Второй Мировой войны! Планер Бланик L-13, правда в боевых действиях не участвовал, но вклад в историю воздухоплавания внес немалый. А еще с ним связана весьма интересная интрига, разыгравшаяся уже в наши дни.

 

 

Планер Бланик L-13 — немного истории

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Двухместный тренировочный планер Бланик L-13 (Let L-13 Blanik) разработал чешский конструктор Karel Dlouhy в 1956 году. Серийно планер выпускался с 1958 года на заводе Let Kunovice. Благодаря простой и надежной конструкции в сочетании с хорошими пилотажными характеристиками планер Бланик L-13 быстро стал популярным не только в Европе (как социалистической, так и капиталистической), но и в Новом Свете. За 50 лет было выпущено 2650 L-13, а если считать модификации, то объем производства превысил 3000 штук. На момент прекращения выпуска в 2006 году планер Бланик L-13 был самым распространенным планером в мире, в 1960-е годы на нем было установлено несколько мировых рекордов по дальности полета. Бланик пользовался уважением по обе стороны океана. В странах Варшавского договора он, естественно, был основным учебно-тренировочным планером. Но даже и ВВС США он широко применялся для первичного обучения военных летчиков.

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

По данным с одного авиационного форума, около 700 L-13 эксплуатировались на территории стран бывшего СССР, 500 — в США и Австралии, остальные летали в Европе. И вроде бы все было хорошо, но… А вот дальше начались катастрофы. У Блаников начали ломаться кронштейны крыльев, что разумеется приводило к человеческим жертвам. После одной из таких катастроф в Австрии эксплуатацию Блаников повсеместно запретили. Вроде бы все правильно, но почитав ветку на уже упоминавшемся форуме, лично у меня сложилось впечатление, что западные производители планеров воспользовались ситуацией и не очень красиво убрали ненужного конкурента. Для тех, кого интересуют технические подробности с формулами и диаграммами — вот ссылка на форум. А в этой статье я приведу лишь ряд собственных выводов на основе прочитанного.

 

Мысли вслух

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

 

  • Планер Бланик L-13 был прост, надежен и доступен по цене. В условиях, когда производитель выживает за счет постоянного впаривания клиенту «более современных» моделей машины, работающие десятки лет, никому не нужны.
  • Планер взлетает на буксире: либо за самолетом, либо с лебедки. Во втором случае он испытывает значительно большие перегрузки, что металлу не очень нравится. Завод обозначает количество «самолетных» взлетов до капитального ремонта в 18000, в то время как «лебедочных» всего 3600.
  • При определении ресурса «лебедочных» взлетов расчеты производились по характеристикам лебедки с гидромуфтой «Геркулес-3» для планера массой 350-500 кг, ровеснице самого Бланика. Начиная с середины 1970-х, в Европе перешли на лебедки в полтора-два раза мощнее, для более тяжелых планеров. Соответственно, перегрузки у Бланика при старте с такой лебедки выросли пропорционально.
  • Планер Бланик L-13 используется способен не только парить, но и заниматься воздушной акробатикой. Комплекс несложных фигур с перегрузкой до 2,5 — штопор, петля, колокол — для него не проблема. Однако злоупотребление пилотажными трюками также отрицательно сказывается на «здоровье» металлических конструкций.
  • Точку в судьбе L-13 поставила катастрофа в Австрии. После нее полеты Блаников с 5 сентября 2010 года были повсеместно запрещены. А что за машина разбилась в Австрии? Это был планер 1972 (!) года, совершивший более 5000 посадок и имевший 2318 часов налета. Из них на последние 400 часов приходилось 8% акробатических полетов. А о характере полетов за предыдущее время вообще информации нет (источник см. выше). Есть такая пословица «дело было не в бобине — раздолбай сидел в кабине». По-моему, здесь тот самый случай.
  • Неутешительное резюме. Да, проблема существует, и надо было ее решать. Но пока уцелевшие Бланики стояли на приколе, пилоты волей-неволей заменили их «разрешенными» моделями. Более современными и более дорогими. А L-13 вряд ли вернется в небо Европы. Конкуренты не дадут.

 

 

Вместо послесловия

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Во время международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском посетители могли увидеть — кого бы вы думали? Ага, планер Бланик L-13! В паре с легким учебным самолетом PZL-104 Wilga. Оба летательных аппарата были представлены компанией «Engineering — the Aviation Maintenance Holding», входящей в состав S7. Представители компании объяснили, что выкупили права на производство и Вильги, и Бланика. А на авиасалоне присутствуют для оценки заинтересованности пилотов и представителей аэроклубов в новых самолетах и планерах этих моделей, так как Бланик и Вильга хорошо известны на просторах бывшего СССР (источник). Однако дело, похоже, не заладилось. Холдинг «Инжиниринг…» в феврале 2018 года сменил название на S7 Technics, успешно продолжая заниматься ремонтом и обслуживанием пассажирских самолетов. Никакой информации о возобновлении выпуска Бланика и Вильги на сайте S7 Technics я не нашел.

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

А над Залегощью продолжает гордо парить планер Бланик L-13. То ли как памятник полету Гагарина, то ли как памятник самому себе. К слову, единственный музей, в коллекции которого есть L-13 — «Авиамузей Янки» в городке Ван Барен (Мичиган) в США. (Информация из англоязычной Википедии). А в России на Бланик L-13 можно взглянуть в поселке Залегощь Орловской области. Все-таки ближе, чем до Америки переть…

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

1 комментарий к записи “Планер Бланик L-13 — памятник в поселке Залегощь

  1. Полностью разделяю Ваше мнение. В этом что-то есть и идея отличная, согласен с Вами.

    ——
    мате клуб лестева

    Классс… конь в противогазеееееееееееее

    ——
    печи для утилизации отходов цена

    Могу поискать ссылку на сайт, на котором есть много статей по этому вопросу.

    ——
    блэк мамба купить

    Падение чересчур превознесенных писателей всегда совершается с необыкновенной быстротой.

    ——
    https://kanoburu.com/games/519-obzor-sekiro-shadows-die-twice-bez-ruki-zato-s-zontikom.html

    Между нами говоря, по-моему, это очевидно. Попробуйте поискать ответ на Ваш вопрос в google.com

    ——
    https://kinomax.pro/1487-viktorija.html

    It is good idea.

    ——
    activate windows 10 pro without product key

    Ни слова больше!

    ——
    торговая площадка аккаунтов steam

    По моему мнению Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим. Пишите мне в PM, пообщаемся.

    ——
    https://myquotes.co/12388/

    I think, that you are not right. I am assured. I suggest it to discuss. Write to me in PM.

    ——
    аккаунт вк 2019

    Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей — а находил всегда лишь /себя самого/ — и больше не жажду себя.

    ——
    сайт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *