Музей магистрального транспорта газа расположен на территории посёлка Газопровод в трёх километрах от Московской кольцевой автодороги. Вход свободный для всех желающих, только надо предварительно позвонить и согласовать время посещения.
Координаты: 55.582401, 37.473668
Дата съёмки:
Адрес: Москва, поселение Сосенское, посёлок Газопровод, дом 101 корпус 1
Музей магистрального транспорта газа создан и функционирует на базе ООО Газпром трансгаз Москва с декабря 2016 года.
Экспозиция расположена в здании, где в 1950-х годах находилось Московское районное управление газопровода Саратов-Москва, первого магистрального газопровода в СССР.
10 залов на двух этажах в здании плюс уличная экспозиция — экскурсия по музею длится около двух с половиной часов. Музей работает по будням с 10 до 17.30, только перед посещением нужно обязательно позвонить и согласовать время посещения.
Номер телефона, электронная почта и дополнительная информация — на фото рекламной листовки музея.
Обзор музейной экспозиции я построил не по принципу «от стенда к стенду», а объединил экспонаты в здании и на улице по нескольким темам. Плюс включил в обзор несколько кранов и задвижек, установленных в качестве памятников на территории линейного управления магистральных газопроводов. Территория эта закрытая, без пропуска туда не пройти, но через забор с территории музея краны-задвижки видно достаточно хорошо.
А мы сейчас зайдём в здание музея и начнём осмотр экспозиции.
Музей магистрального транспорта газа: первый советский магистральный
Диорама «Первопроходцы» посвящена строительству первой в СССР дальней газотранспортной магистрали Саратов-Москва. Это был первый в СССР и второй в мире магистральный газопровод, соединивший Елшанское месторождение вблизи Саратова с Москвой.
Первая разведывательная скважина на Елшанском месторождении была заложена в апреле 1941 года, а 28 октября из неё пошёл первый газ. В том же году до Саратова проложили первый газопровод длиной 16 километров. В условиях войны при острой нехватке обычных видов топлива (угля, мазута, керосина, дров) природный газ оказался спасением и для выполняющих военные заказы предприятий, и для транспорта. Начиная с 1941 года автотранспорт в Саратове массово переоборудовался для работы на газе вместо бензина.
Одновременно шла активная разведка новых месторождений. В июле 1942 года из второй скважины ударил газовый фонтан с суточным дебетом 700 тысяч кубометров, а в 1943 году был построен 160-километровый газопровод от Бугуруслана до Куйбышева, второй столицы СССР в годы войны.
Учитывая положительный опыт использования природного газа в условиях острой нехватки других видов топлива, 3 октября 1944 года Сталин подписал указ о строительстве сверхдальнего магистрального газопровода Саратов-Москва протяжённостью 843 километра.
10 июля 1946 года елшанский газ пришёл в Москву. До этого столица использовала в качестве топлива только искусственный (светильный) газ, производившийся на двух заводах. На первых порах чистого природного газа на всех потребителей не хватало, и до 1957 года его смешивали со светильным.
Была и ещё одна проблема. Трубопроводная сеть Мосгаза состояла как из стальных, так и из чугунных труб. Места их соединений герметизировались при помощи специальных замазок. А влажность природного газа намного ниже, чем светильного. При его прокачке через существующие сети замазка рассыхалась, что приводило к многочисленным утечкам. Вследствие этого, в 1945 году в Москве началась полная перекладка газопроводной сети, растянувшаяся в силу многих причин почти на четверть века. Последний чугун в Москве заменили в начале 1970-х.
Строительство газопровода Саратов-Москва было поручено Главному управлению аэродромного строительства НКВД, Справившемуся с задачей за 225 дней. Бесшовные тонкостенные трубы, перекачивающие агрегаты и прочее специальное оборудование было получено из США по программе Ленд-лиз. Один из экспонатов на открытой площадке — компрессор для повышения давления в магистральном трубопроводе. Изготовлен фирмой «The Cooper Bessemer» 24 октября 1945 года. Общий вес агрегата 65 тонн.
Газопоршневая электростанция аварийного питания 1945 года. Совместное производство «Clark Bros Co» и «General Electric».
Фрагмент стальной американской трубы (на табличке ошибочно указано производство СССР). Извлечён при реконструкции газопровода Саратов-Москва. До сих пор на газопроводе на одной из резервных линии действует 70-километровый участок из таких труб 1945 года выпуска.
Американская запорная арматура газопровода Саратов-Москва. Обратный клапан компании «Crane».
Клиновая задвижка с ручным приводом компании «Chapman Steel» в разрезе и целиком.
Регулятор давления компании «Steel WCB». Такой же неразрезанный установлен на территории за забором.
Начав однажды топить газом, от него сложно отказаться в дальнейшем. По сравнению с другими видами топлива (дровами, торфом, углем, мазутом) газ дёшев и экологически чист. При сжигании природного газа не образуется ни токсичного дыма, ни остатков сгорания в виде шлаков и золы. Но при переходе на природный газ необходимо построить специальные хранилища (как впрочем и для других видов топлива), чтобы исключить суточные и сезонные перебои в снабжении потребителей.
Первые подземные хранилища появились в Москве в начале 1960-х. До этого газ запасали на газораспределительных станциях в Очаково и Карачарово, храня его в вертикальных газгольдерных колоннах высотой 14 метров. Хотя московские ТЭЦ оставались двухтопливными и в первом десятилетии XXI века — ночью работали на газе, а днём, когда зажигались тысячи конфорок в квартирах и нагрузка на систему возрастала в разы, топили мазутом. На сегодняшний день ТЭЦ Москвы отказались от мазута, но оборудование для его сжигания не порезали, а законсервировали. Так, на всякий случай.
Кстати, о двухтопливных системах. В 1946-1947 годах газовики своими силами переоборудовали обычные дровяные печки для отопления газом. Особенностью такой конструкции было то, что при отключении газа печь без труда возвращалась к дровяному отоплению.
Кузнечная наковальня и клещи из мастерской компрессорной станции Моршанская газопровода Саратов-Москва. На таких ковали, например, подковы для лошадей обходчиков трубопровода.
Газета «Боевая стройка» начала выходить в 1945 году и издавалась управлением строительства газопровода Саратов-Москва. В 1948 году газета сменила название на «Газовая магистраль», а в середине 1950-х стала печатным органом Министерства строительства и ЦК профсоюзов предприятий нефтяной промышленности «На строительстве трубопроводов».
Музей магистрального транспорта газа: от советского к российскому
Семь стендов — семь десятилетий развития российской газовой отрасли. Разведка новых месторождений, строительство новых газопроводов, освоение выпуска оборудования на отечественных заводах.
Интерактивный стенд развития российской газотранспортной сети с шагом в десять лет.
Карта линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ). На мониторе можно посмотреть подробную информацию о каждом.
Американская задвижка с байпасами компании «WKM Co». Была установлена на газопроводе ДКБМ (Дашаны-Киев-Брянск-Москва). Находится вне музейной экспозиции.
Пробковый кран отечественного производства. В отличие от шарового, отверстие пробкового крана меньше диаметра трубы, что делает невозможным прохождение через него дефектоскопа.
Отечественный шаровой кран с ручным редукторным приводом.
Итальянский шаровой кран с пневмо-гидравлическим приводом фирмы «Grove».
Ротор нагнетателя газоперекачивающего агрегата.
Непонятное устройство, судя по отсутствию массивных клейм — отечественного производства. Находится за пределами музейной территории.
Пункт контроля «Магистраль-1», эксплуатировался на московском ЛПУМГ.
Катодная сетевая станция КСС-600.
Мини-электростанция для автономного питания систем автоматики и телемеханики магистральных газопроводов.
Огненная трубка Рубенса — стенд для демонстрации неравномерности давления газа в трубопроводе.
Газотурбинный двигатель НК-12СТ для газоперекачивающих агрегатов. Создан на базе авиационного двигателя НК-12, имевшего ресурс 300 часов, после чего его снимали с самолёта и утилизировали. В результате переделки списанные двигатели получали вторую жизнь и продолжали эксплуатироваться на газопроводах. Среди минусов можно назвать высокий уровень шума (порядка 130 Дб).
Моя профессия — газовик. Два стенда со всякими разностями, необходимыми для обслуживания газопроводов: дефектоскопами, измерителями, средствами связи и касками.
Социальная жизнь предприятия: от конкурсов детских рисунков до спортивных соревнований.
На стендах в холле дипломы за участие в отраслевых выставках и кубки за призовые места спортивных команд Газпрома.
Подарки предприятию. Меня особенно впечатлил мишка в обнимку с какой-то буровой прибамбасиной. И модель трубоукладчика понравилась, хочу такую же себе на полку.
Древо ценностей Газпрома. Без комментариев.
Музей магистрального транспорта газа: эхо прошедшей войны
Сотрудники Газпрома участвуют в ежегодной всероссийской акции «Вахта памяти», в ходе которой находят множество свидетельств прошедшей войны — от оружия и боеприпасов до личных вещей погибших солдат. Иногда военные артефакты находят при строительстве новых ответвлений или при реконструкции уже существующих объектов.
Одна из редких находок — стеклянная солдатская фляга. В связи с нехваткой металла в годы войны возобновили выпуск фляг из стекла. Они были дешёвыми, но непрактичными и часто разбивались. Найти такой экземпляр в относительно целом состоянии — большая удача.
А этот «Максим» собран с использованием частей настоящего пулемёта, найденных на местах боёв.
Музей магистрального транспорта газа: как устроен газопровод
Поднимаемся на второй этаж — нас ждёт интерактивная прогулка по газопроводному царству.
В залах второго этажа множество действующих макетов, рассказывающих об устройстве узлов газопровода и технологических процессах, используемых при транспортировке и хранении газа.
Рядом с макетами и пояснительными табличками компьютерные мониторы. Можно не только прочитать, что за штука установлена на столе, но и посмотреть о ней анимационный фильм.
Для начала немного настоящего железа. Долото 215,9 МГВ, в 1996 им была пробурена первая в РФ наклонная скважина при переходе газопровода через реку Москву.
Регулятор давления РДПР-50 для понижения давления магистрального газа на газораспределительной станции.
Регулятор перепада давления РПД-2М газоперекачивающего агрегата.
Опорный подшипник ротора электродвигателя СТД-4000.
Пресс-шприц для нагнетания консистентной смазки.
Дозатор газа ДГ-16 для подачи топлива в камеру сгорания на ТЭЦ.
Опорный подшипник нагнетателя Н-280-12-7.
Переходим к действующим макетам. Перед нами осевой компрессор газовой турбины.
Центробежная очистка газа. Шарики изображают механические примеси и загрязнения.
Макет шарового крана в разрезе.
Автоматическое управление перекачкой газа.
Воздушное охлаждение газа.
Адиабатический процесс при компримировании газа. Что это и для чего?
Редуцирование газа перед его подачей потребителям.
Компенсация температурного расширения труб газопровода.
Система связи на газопроводе.
Соединительная муфта для волоконно-оптических кабельных линий. Для сравнения рядом свинцовая муфта для медножильных кабелей.
Что находится за газовой конфоркой? Крутим маховик и на экране движемся от плиты на кухне до распределительной станции на окраине города.
Из зала в зал можно попасть обычным способом. А можно пройти сквозь трубу магистрального газопровода диаметром 1400 мм и ощутить реальные размеры шарового крана на нём.
Кто устал — может немного отдохнуть. А наша экскурсия в музей магистрального транспорта газа продолжается.
Оперативное управление.
Внутренние напряжения в трубах газопровода под давлением.
Причины аварий и нештатных ситуаций на газопроводах.
Вихревой дефектоскоп.
Ультразвуковой дефектоскоп.
Метод магнитопорошковой дефектоскопии.
Одоризация газа — эффективный метод обнаружения утечек.
Безопасность на газопроводе. Управляя экскаватором нужно не повредить трубу.
Напоследок можно сфоткаться на память в костюме спасателя или сварщика.
Музей магистрального транспорта газа: интерактив напоследок
Наша экскурсия близится к завершению. Мы сейчас на цокольном этаже, где расставлены макеты основных сооружений магистрального газопровода. Нужно встать в зону видимости датчиков перед макетом и дирижировать руками. На какую цифру на макете укажет ваш перст — о той группе оборудования вам расскажут во всех подробностях на экране монитора.
В интерактивном режиме можно посмотреть, как устроена компрессорная станция «Волоколамская»,
газораспределительная станция с возможностью автономного электропитания (солнечные батареи и ветродвигатель)
и газоизмерительная станция «Суджа». Та самая, на которой европейские эксперты контролируют, сколько газа уходит на территорию Украины.
И еще немного о трубах. Магнитный дефектоскоп ДМТ-325. Путешествует внутри трубы со скоростью 2-3 метра в секунду на предмет выявления дефектов и повреждений.
А вот так выглядит труба с гидратной пробкой. Подобные пробки образуются при перепадах температур внутри трубы и состоят из мелких кристаллов замерзшей воды с пузырьками газа. Сейчас их научились предупреждать, а на заре трубопроводного транспорта они были серьёзной проблемой.
На этом мой рассказ про музей магистрального транспорта газа закончен. Напоследок можно сфотографироваться с метровым футбольным мячом Мундиаля 2018 — и к выходу…
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.