Музей на Поклонной горе (он же Музей Победы, он же Центральный музей Великой Отечественной войны) состоит из четырех больших выставочных комплексов. Как не заблудиться и не пропустить ничего интересного? Предлагаю подробный путеводитель с фотографиями и картой.
Сразу оговорюсь: эта статья написана именно как путеводитель (съёмка апрель-ноябрь 2017 года). То есть отвечает на вопросы типа «как доехать», «сколько денег взять с собой», «где покушать и помыть руки», «где какая техника расставлена». Подробности из серии «а что это за серое с пушкой на заднем плане вот на этой фотке» будут рассмотрены в отдельных материалах в следующих статьях про музей на Поклонной горе. Следите за обновлениями — и вы узнаете об этом музее всё!
Уважаемые читатели! Перед вами обзорная статья по всей экспозиции музея Победы на Поклонной горе. Вы можете также посмотреть более подробные обзоры техники по отдельным темам:
Артиллерия здесь >>>
Бронетехника здесь >>>
Авиация и войска ПВО здесь >>>
Военно-морской флот здесь >>>.
Музей на Поклонной горе — как доехать
Координаты музея: 55.730837, 37.504366
Ближайшие к музею станции метро — «Парк Победы» (синяя метка М на карте) и «Минская» (жёлтая метка М). Ещё можно воспользоваться электричкой Киевского направления, в таком случае нужно выходить на станции «Сортировочная» (серая метка с поездом).
В любом случае, до здания музея придётся пройти пешком минут 10-15. В субботу и воскресенье с 10.00 до 19.00 от метро «Парк Победы» ходит каждые полчаса бесплатная маршрутка, но я не вижу смысла ждать полчаса там, где можно в два раза быстрее дошагать своим ходом.
Музей на Поклонной горе — время работы
(информация актуальна на начало марта 2018 года)
- Понедельник в музее выходной.
- Во вторник, среду, четверг и воскресенье музей работает с 10.00 до 20.30, в пятницу и субботу на час дольше, до 21.30.
- Открытые площадки и выставка «Моторы войны» ждут посетителей с 10.00 до 18.30.
- Кассы закрываются за полчаса до окончания работы.
Музей на Поклонной горе — цена билетов
В музее есть два вида билетов: основной и льготный. Список льготных категорий настолько велик, что проще посмотреть его на сайте музея. Отдельные категории граждан имеют право на бесплатное посещение. Плюс последнее воскресенье каждого месяца право бесплатного посещения музея получают часть категорий льготного списка.
- Единый билет на три экспозиции (музей, площадка с техникой Второй мировой войны и площадка послевоенных конфликтов) стоит 400 рублей (льготный 300).
- Если посещать какую-либо одну экспозицию, то это будет стоить 300 рублей (льготникам 200) за каждую.
- На выставку «Моторы войны» нужен отдельный билет (осенью 2017-го я платил 200 рублей). Непосредственно при входе на выставку его купить нельзя, только в кассах музея. Да, и в день моего посещения в кассе площадки послевоенных конфликтов билета на «Моторы войны» почему-то не было, пришлось идти в кассу площадки Второй мировой.
Кассы открытых площадок на карте отмечены зелёными метками со знаком $. Ну и естественно кассы есть у главного входа в здание музея, их я отдельно отмечать не стал.
Музей на Поклонной горе — туалеты и буфеты
В зимнее время покушать в музее можно только на первом этаже в главном здании — здесь находится буфет. В летнее время на территории парка работает несколько фаст-фуд точек, но думаю, что раньше майских праздников они не откроются.
С туалетами, увы, проблема. Естественно, они есть в здании музея. А ещё один есть между музеем и площадкой Второй мировой войны. Стационарное полуподземное сооружение, функционирующее круглый год (розовая метка на карте). И всё. То есть летом на площадках вроде бы ставят санитарные кабинки, но зимой и в межсезонье я их не видел. Так что верно оценивайте свои возможности…
Музей на Поклонной горе — техника в парке
Прежде чем приступить к рассказу о музее, упомяну о нескольких «технических» памятниках в разных частях парка, посмотреть на которые можно совершенно бесплатно в любое время суток.
Боевая машина десанта БМД-1 на Аллее десантников (оранжевая метка с точкой). Установлена в качестве памятника к 100-летию В.Ф.Маргелова и 20-летней годовщине вывода Советских войск из Афганистана.
Памятник «По дорогам войны»: упряжка лошадей тащит пушку по раскисшей грязи. Памятник был создан на средства Монгольской республики, передан в дар России к 70-летию Победы и торжественно установлен на Поклонной горе 5 мая 2017 года.
Музей на Поклонной горе — экспозиция в главном здании
――――――――
Здание музея расположено на самой вершине горы, а благодаря высокому шпилю с богиней Никой наверху хорошо заметно из любой точки парка Победы.
――――――――
Перед ним большая площадь с Вечным огнём, а вход охраняет пара пушек.
――――――――
Входим в музей через рамки металлодетекторов, спускаемся вниз и посещаем гардероб/буфет/туалет/сувенирный магазин (при необходимости). И далее путь наш лежит через небольшой зал сменных выставок. В день моего визита здесь проходила выставка «Разгром милитаристской Японии».
――――――――
Зал памяти и скорби. Посвящён памяти 26 600 000 наших соотечественников, погибших и пропавших без вести в годы Великой отечественной войны.
По периметру первого этажа здания расположены шесть диорам.
Первая из них, «Битва за Москву», в своей основе посвящена контрнаступлению советских войск под Москвой в районе Яхромы в ноябре-декабре 1941 года.
«Блокада Ленинграда». 900-дневный подвиг осаждённого города. Комментарии здесь, я думаю не нужны.
«Сталинградская битва». В основе сюжета соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 года. Сталинград наш, а уцелевших фрицев во главе с Паулюсом скоро прогонят позорным маршем по улицам Москвы.
«Курская дуга». После Сталинграда фашисты пытались взять реванш, однако гигантская битва моторов под Курском летом 1943 года поставила крест на этих планах. После поражения под Курском немецкая армия оказалась способной только отступать.
«Форсирование Днепра». Переправа советских войск в сентябре-октябре 1943 года на правый берег реки.
«Штурм Берлина». Ну собственно тоже без комментариев. Уличные бои в логове Третьего рейха…
――――――――
Зал Полководцев, если честно, я в тот раз оставил без внимания — торопился на основную экспозицию. Знаю только, что здесь находится галерея кавалеров ордена Победы, которым награждался высший командный состав. А ещё из этого зала наверх ведёт широкая лестница с центральной инсталляцией из лавровых ветвей, солдатских касок и стрелкового оружия.
Так, вроде бы второй этаж. В центре Зал Славы, где на мраморных табличках увековечены имена кавалеров Звезды Героя Советского Союза. А вот по периметру этого зала и находится основная экспозиция музея.
――――――――
Техники здесь совсем немного — в основном небольшие пушки и миномёты, есть пара автомобилей-мотоциклов.
Основная масса экспонатов — а их здесь более 6 тысяч — размещены на восьми десятках стендов, сгруппированных в 10 разделов. Причём начинается всё с рассказа о предвоенном развитии СССР, года так с 1938-го. Понять, почему война проходила именно так, а не иначе, невозможно без знания экономического положения СССР тех лет, перевооружения и реформы РККА, а также участия Союза в предвоенных конфликтах.
Ну и дальше по мере продвижения вперёд события на стендах вокруг нас разворачиваются в хронологическом порядке. Вторжение Германии, битва за Москву, Сталинград и Курск,
Ленинград, Заполярье и Кавказ.
Отдельными темами выделены партизанское движение, оккупационная политика, союзники и Антигитлеровская коалиция.
Завершает экспозицию трёхмерная панорама «Подвиг знаменосцев». Мы проходим через несколько комнат в полуразрушенных берлинских домах,
и вдруг выходим на площадь прямо к колоннам Рейхстага. А рядом рвутся вперёд бойцы, готовые водрузить на нём знамя Победы.
Вот вроде бы и всё, но есть ещё третий этаж. Здесь не очень много места, а экспозиция посвящена послевоенным «горячим точкам». Личные вещи участников боёв, награды, оружие.
Вот теперь точно всё, выходим на свежий воздух и идём смотреть технику. Кстати, по дороге к первой площадке обратите внимание на установленный у здания дирекции парка танк Т-34-76 (оранжевая метка с точкой).
Музей на Поклонной горе — площадка военной техники
Когда-то она была единственной, но с ростом музейной коллекции стала «площадкой с техникой Второй Мировой войны». На карте обозначена красным контуром с цветными «лоскутками» и метками внутри.
Путешествие по этой части экспозиции предлагаю начать с серого сектора с меткой «1». Здесь собрана трофейная немецкая бронетехника и артиллерия, а также техника стран-сателлитов Германии. Танки ползут через ежи и колючую проволоку на советские позиции.
Им пытаются противостоять танк Т-34-76 в засаде, а также пушки и пулемёты на погранзаставе (зелёный сектор «2»). Раньше здесь была ещё и пограничная вышка, но потом её убрали…
За погранзаставой нас ждут траншеи и блиндажи (метка «3»). Оранжевые линии — дорожки, проходящие по брустверу,
линии зелёные — для тех кто хочет посмотреть траншеи изнутри.
Примерить на себя пулемётное гнездо, заглянуть в окно блиндажа. Между траншей прикопаны в землю несколько пушек,
по переднему краю выстроились образцы бронеколпаков огневых точек.
В сторонке из окопа выглядывает из окопа самоход СУ-100, а по центру из отслуживших своё танков сделали стационарные огневые точки.
Ещё здесь установлен памятник военным собакам. Судя по гусенице, тем собакам, которые использовались как живые мины для подрыва вражеских танков.
Далее начинается зона, которую условно можно назвать «Фронтовые дороги». Начну я с правой её части (оранжевая заливка с меткой «5»). С одной стороны здесь стоит на путях воинский эшелон — паровоз, санитарный вагон, теплушка, платформы с орудиями. Обратите внимание: за временным мостом замаскирована опытная зенитная пушка 100-К.
С другой стороны — железнодорожная ветка в прифронтовой полосе. Взорванный мост, вагон-путеразрушитель, пара бронеплощадок от бронепоезда. Если присмотреться, под рельсами в нескольких местах видны заложенные партизанами мины.
Теперь вернёмся чуть назад и пройдём вдоль горчичной линии, обозначенной меткой «4». Слева мы увидим военно-автомобильную дорогу с разными видами колейных покрытий для топких мест и низководным мостом. По дороге движутся джип с миномётом, полуторка с полевой кухней, штабная «Эмка», несколько пушек. А ещё здесь есть грейдер ГТМ, при помощи таких прокладывали обычные грунтовые дороги.
――――――――
Справа обычный военный пейзаж: «сорокапятка», подбившая танк «Пантера», пара зениток с обломками сбитого «Юнкерса».
В конце дороги несколько гаубиц и пусковая установка «Катюша» без базового автомобиля.
Далее мы оказываемся на площадке с меткой «8», уставленной по периметру самой разной техникой. Если смотреть по часовой стрелке, первым будет железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180 в транспортном положении.
――――――――
«Катюша» БМ-13-16 на базе Студебеккера в окружении пары советских танков Т-34-76 и КВ-1С.
За ними ряд крупнокалиберных пушек и гаубиц. Что особенно интересно — все они с транспортными передками, которые нечасто увидишь.
И, наконец, танки. В основном лёгкие и средние, довоенного периода. БТ-7, Т-26 в двух вариантах, Т-70, Т-60. Машины интересные, но стоят такой кучей, что разглядеть подробности невозможно. Тем более снять по-человечески.
То же относится и к линии танков, стоящих за стеной первого ангара (оранжевый прямоугольник «7»). С одной стороны впритык забор, с другой стенка ангара. Дорожка петляет прямо под дулами пушек, так что о качественных фото можно забыть. А ведь здесь кроме наших тяжёлых танков и бронетехники союзников затаился советский самоход СУ-76и на базе трофейного немецкого танка!
Ладно, глаза страшат, а руки фоткают. Первый навес-ангар (голубая заливка с меткой «6») полностью посвящён советской авиации. И-16, Ил-2, Як-З, По-2 — а ещё двигатели и авиабомбы. Несмотря на большие размеры, пару хороших ракурсов для каждого самолёта найти не проблема.
Между ангарами модернизированный после войны самоход ИСУ-152К. Вот бы вся броня так стояла…
Переходим под второй навес. Справа видим авиацию и зенитные пушки союзников (метка «9», сиреневый сектор).
За ними авиация Германии. В идеальном состоянии только Мессершмитт, остальные долетались.
Метка «10», горчичный сектор — несколько советских армейских автомобилей с затесавшейся между ними ленд-лизовской амфибией Ford GPA.
Сиреневый сектор «10» полностью занят советскими зенитными пушками, как серийными, так и опытными.
Дальше выходим на большую открытую площадку (метка «11»). По её краям в два ряда выстроились пушки СССР. Среди них много опытных орудий, увидеть которые можно только на Поклонной горе.
Проходим мимо транспортного самолёта Ли-2
――――――――
И по дорожкам с позициями противотанковых «сорокапяток» спускаемся вниз.
Огибаем по указателям шатёр летнего кафе и оказываемся рядом с базой партизанского отряда. Слева от неё (метка «12») пара зениток в окопах и три гаубицы на закрытых позициях.
Теперь переходим собственно в зону «13» (зелёная заливка). Место это называется «База партизанского отряда». Здесь растут настоящие деревья, среди которых расположены объекты партизанского лагеря. Никаких табличек нет, окна и двери заперты, так что о назначении этих построек можно только догадываться. Вдоль лагеря ведут две вымощенные брусчаткой дорожки, поперёк — выложенные бревенчатыми спилами тропы.
Пройдя через партизанский лагерь, оказываемся на берегу зоны Военно-морского флота (голубая заливка, метка «14»). Это не два соединённых узким мостиком водоёма, а пара доков с пешеходной дамбой-разделителем. Вдоль их берегов расставлена боевая техника флота и береговой охраны.
Летом здесь есть вода, а вот в остальное время приходится довольствоваться декорациями сухого дока. Итак, к причалу первого дока пришвартован торпедный катер «Комсомолец».
Слева по курсу раскинулась небольшая экспозиция гребных винтов и якорей крупнотоннажных кораблей,
а вдоль дальнего берега выстроился ряд корабельных и береговых орудий.
За ними на пригорке железнодорожный транспортёр ТМ-3-12. Такие системы строили в конце 1930-х годов для охраны береговой линии и фарватера Финского залива. Орудийные 305-мм стволы для них использовали с затонувшего в Севастополе линкора «Императрица Мария».
ТМ-3-12 стоит, собственно, практически напротив моста-разделителя доков, поэтому двинемся к нему. По дороге посмотрим на речной артиллерийский катер «Шмель» у левого берега
и рубку подводной лодки Щ-307. Рубка стояла как памятник в Лиепае, однако после распада СССР едва не отправилась в металлолом. Её чудом «отвоевали» у вчера ещё дружественных прибалтов и привезли в Москву.
Вдалеке виднеется спаренная 37-мм корабельная установка В-11. Если есть желание, можно прогуляться до неё.
――――――――
Но я предлагаю перейти через мостик, охраняемый парой зениток, на правый берег второго дока.
Вдоль него «на набережной» выстроились в ряд пятитрубный торпедный аппарат с торпедами и ствол 305-мм пушки. Точно такой же, какой стоит на транспортёре ТМ-3-12.
Напротив вдоль берега расположилась стилизованная палуба эскадренного миноносца. Корпус этого «корабля» бетонный, а рубка, труба и вооружение настоящие, снятые с разных кораблей.
За имитацией миноносца на берегу расположилась рубка гвардейской подводной лодки Л-3. Тоже спасена из Лиепаи в 1993 году.
――――――――
Поднимаемся по ступенькам мимо адмиралтейских якорей к последней тематической зоне этой площадки.
Метка «15», серая заливка — трофейная техника Японии. Увы, в основном здесь макеты, а не оригинальная техника.
――――――――
Авиация представлена двухмоторным бомбардировщиком и истребителем.
――――――――
Артиллерия четырьмя орудиями и пулемётным ДОТом,
――――――――
а бронетехника пятью танками, из которых один плавающий.
Всё, на этом осмотр площадки с техникой Второй мировой войны закончен. Скажу только, что с этого края площадки тоже есть кассовый зал, и осмотр можно проводить и в обратном направлении. А вам я предлагаю пройти на вторую открытую площадку.
Музей на Поклонной горе — техника локальных войн
Экспозиция с техникой локальных войн и послевоенных конфликтов (красный прямоугольник с меткой «16») не так обширна, но тоже интересна.
И примерно половину выставленной здесь техники представляет авиация. Самый большой самолёт на Поклонной горе — транспортный Ан-12.
――――――――
――――――――
«Аллея МиГов» из пяти машин — от героя войны в Корее МиГ-15 до героя наших дней МиГ-29. Между ними МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-23.
――――――――
Линейка реактивных Сушек несколько скромнее — три машины. Су-15, Су-17 и Су-25.
――――――――
Ряд фугасных авиабомб ФАБ.
――――――――
Вертолёты классической схемы КБ Миля представлены транспортным Ми-8Т и боевым Ми-24Д.
――――――――
Камовские соосники: многоцелевой Ка-26ЛЛ и противолодочный Ка-25ПЛО.
Первые советские бронетранспортёры БТР-40 и БТР-152, ещё на базе грузовиков. БТР-80 на полностью оригинальном колёсном ходу и гусеничная БМП-1, не имевшая аналогов на момент создания.
Танковое трио Т-55, Т-64А и Т-72 в компании с самоходом 2С1 Гвоздика.
Ну и буксируемая артиллерия, куда же без неё! Пушка 2А36 Гиацинт-Б, гаубица Д-30, зенитка КС-19, миномёт М-240.
――――――――
Особая тема — самодвижущиеся пушки. Такими особенно интересовались десантники. Серийная СД-44 и опытная ЗиС-2СН. Для сравнения рядом стандартная ЗиС-2.
――――――――
Д-48Н с ночным прицелом и стандартная Д-44.
Всё, на этой площадке смотреть больше нечего. Выходим за ворота и направляемся к последней точке нашего путешествия.
Музей на Поклонной горе — выставка «Моторы войны»
Выставка расположена в подвальном этаже здания по адресу ул. Братьев Фонченко, 16 (красная метка со звездой на карте).
Представлена здесь техника из частных коллекций и собраний военно-патриотических клубов. Состояние машин разное, от идеального до «только что из окопа».
――――――――
Помещение небольшое, про хорошие ракурсы и освещение можно смело забыть. Однако посетить эту выставку я настоятельно советую всем любителям военной техники.
――――――――
В день моего посещения здесь можно было увидеть бронеавтомобили ФАИ и Д-8
――――――――
или монстров типа артиллерийского тягача FIAT-Spa и полугусеничного Volvo HBT.
――――――――
Либо более привычные нам Виллисы да Студебеккеры.
Подробности про Музей на Поклонной горе в отдельных репортажах, а я на этой радостной ноте говорю всем, кому хватило терпения дочитать этот обзор, «До свидания!». Надеюсь, что до скорого.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
Впечатляющая экспозиция! Спасибо тем, кто проектировал и своим трудом создавал эти экспонаты. Я хотел бы встретить панораму о защите Ленинграда. Особенно бои на Невском пятачке. У меня сохранился его портрет, написанный карандашом его однополчанином в окопе этого «пятачка».Отец Белоконь Петр Григорьевич воевал здесь минометчиком с момента высадки десанта до акта прорыва блокады. Из тех, кто остался живым в этом огненном аду оказалось только два бойца. Это я узнал в скромном музее, созданным для памяти потомкам.