Железнодорожный музей на станции Подмосковная расположен на территории бывшего паровозного депо.
Открыт со вторника по воскресенье с 10 до 16 часов, понедельник и вторник выходные дни.
Координаты: 55.813998, 37.527581
Съёмка: сентябрь 2018 — апрель 2019 года
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: как добраться
Ближайшие к музею станции метро «Сокол» и «Аэропорт». Но идти от них пешком придётся полтора-два километра. На мой взгляд это не вариант. По-моему, удобнее доехать на метро до Рижского вокзала, а от него электричкой до платформы «Красный Балтиец». Путь от вокзала займёт пятнадцать минут плюс 300 метров по пешеходному мосту до входа в музей. Бонус такого маршрута — можно заодно посмотреть Железнодорожный музей на Рижской (о нём я подробно рассказывал здесь). А если очень повезёт, можно проехаться и на ретро-поезде.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: ретро-поезд
По субботам РЖД предлагает комплексную экскурсию «Ретро-поезд». В программе встреча на Рижском вокзале, осмотр открытой площадки, проезд на ретро-поезде до платформы «Красный Балтиец» с обзорной экскурсией по депо и возвращение на Рижскую. Бонусом можно заказать и экскурсию по выставочному комплексу РЖД. Стоимость 1800-2000 рублей для взрослых и 1600-1800 для детей.
Подробности и расписание смотрите здесь. Сам я на ретро-поезде не ездил, да и не вижу большого смысла: вагон-то современный, а не паровозной эпохи. Но тут как говорится на вкус и на цвет… В любом случае, прибытие паровоза на «Красный Балтиец» очень зрелищно и поснимать такую красоту одно удовольствие.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: вид с моста
Давайте представим, что мы уже приехали на «Красный Балтиец» и поднялись на пешеходный мост.
Справа от нас открывается вид на действующее депо (на одном из снимков виден развернувшийся ретро-поезд).
А вот слева перед нами замаячит цель нашего путешествия. С моста можно рассмотреть торец веерного паровозного депо и паровозную заправку с кучей угля и грейферным краном.
Подождём спускаться с моста и посмотрим на карту-схему музея. В дальнейшем я буду ссылаться на номера, которыми отмечены объекты на этой схеме.
Посмотрите направо вниз — там у путей расположены паровозная гидроколонна и шлакоуборочная канава (№12 и 13). Рассмотреть их можно только с моста, подойти близко нельзя — это уже территория действующего депо.
Теперь смотрим влево. Здесь находится платформа «Подмосковная» (№14). Это реконструкция низкой пригородной платформы с деревянным настилом начала XX века. Такие платформы были характерны для железных дорог с паровозной тягой. Предполагалось, что именно сюда будет прибывать ретро-поезд, но позже от этой идеи по соображениям безопасности отказались. А вот просто погулять по этой платформе можно запросто, благо движения поездов по этому пути нет.
Кстати, рядом с этой платформой находится касса музея. Берём билеты и идём смотреть музей.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: здание вокзала
Первый объект на нашем пути — вокзал. Как свидетельствует табличка, здание построено в 1901 году.
В первом зале экспозиция по истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Фотографии, схемы, кусок рельса с костылями, путевой инструмент и даже старинный станционный колокол.
Маленький зал «Омнибус» знакомит с прелестями дожелезнодорожного пассажирского и грузового транспорта.
Комната дежурного по станции. На полках сигнальные фонари и флажки, на стене электрожезловый аппарат Вебба-Томпсона. В глубине более современные электрожезловые аппараты советского периода.
Зал для пассажиров III класса. В углу билетная касса с расписанием поездов.
Для пассажиров I-II классов зал побольше и побогаче.
В одном его углу почтовое отделение с телеграфом.
Напротив буфет с сияющим самоваром и связками баранок. Стол сервирован дорогим фарфором.
Багажное отделение с чемоданами, саквояжами и шляпными картонками.
Последняя комната в здании вокзала — служебная. Здесь большая печка, а рядом с ней вязанка дров.
И не забывайте гуляя по вокзалу смотреть не только по сторонам, но и наверх. Пока не было электричества, освещение в помещениях осуществлялось керосиновыми лампами.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: пассажирская платформа
Напротив вокзала большая пассажирская платформа (№4). Никаких табличек нет, но по стилистике она относится к началу XX века, как и вокзал. Скорее всего, платформа полностью восстановлена в наши дни.
Лично меня очень порадовали стенды с листовками времён СССР о правилах безопасности на железных дорогах. Когда-то такие стояли на каждой платформе.
Освещение — всё те же керосиновые лампы в специальных фонарях.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: элементы инфраструктуры
Маленький домик у платформы (№4) напоминает будку стрелочника. За ним вдали виден ручной стрелочный перевод.
Двухкрылый семафор с ручным приводом.
Гидроколонна для заправки паровозов водой. Сбоку видна печка для обогрева в зимнее время.
За гидроколонной тупичок, а в тупичке макет паровоза Черепановых.
А ещё здесь есть столб с винтажными громкоговорителями.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: водонапорная башня
Дальше нас ждёт водонапорная башня (№2). Полюбовавшись сооружением снаружи, заходим вовнутрь.
На второй этаж проход закрыт из соображений безопасности. По такому крутому чугунному винту забраться туда без травм может разве что акробат.
Но внизу тоже много всего интересного. Есть даже вешалка со спецодеждой — брезентовым плащом и сапогами.
Чугунные задвижки, трубы, колонки, насосы и прочие предметы водопроводного хозяйства.
Мне больше всего приглянулась громадная деревянная рейка-шкала поплавкового указателя уровня воды 1901 года. Для сравнения рядом электрический указатель 1957 года.
А на стенах много стендов, рассказывающих о развитии системы водоснабжения на железных дорогах.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: дом начальника станции
Позади водонапорной башни расположился жилой дом начальника станции (№3).
Интерьер достаточно скромный — проходная столовая (она же гостиная), за ней видна спальня.
Кабинет хозяина дома с картой железных дорог России и портретом царя на стенах.
В зеркале кабинета можно сделать свой автопортрет.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: памятник железнодорожникам
Далее у нас на пути памятник героям-железнодорожникам (№5). Рядом с ним аллея памяти погибших в Великой Отечественной войне.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: площадка у депо
Теперь смотрим площадку перед паровозным депо. Здесь повсюду рабочая зона, поэтому заходить за ограждение ни-ни, смотреть только издали. Вот, например, угольный склад с грейфером (№9).
На путях перед веерным депо всегда полно паровозов. Многие из них под парами.
Если повезёт, можно будет увидеть как паровоз проходит по поворотному кругу (№6).
Видео с паровозом Ь-2012 смотрите в конце статьи!
Здание насосной станции (№7) пока закрыто на реконструкцию.
В 2018 году на одом из путей перед депо я снял два тендера. Один в разрезе, а у другого, от паровоза Л, хорошо видны труба и шток стокера.
Железнодорожный музей на станции Подмосковная: веерное паровозное депо
Мы подошли к финальной точке нашего путешествия — паровозному депо (№8). Чтобы попасть вовнутрь, нужно пройти по дорожке вдоль южной стены.
Первый зал, в который мы попадаем — механические мастерские (№8а). Множество металлообрабатывающих станков, под потолком тали для перемещения грузов.
Все станки в рабочем состоянии.
На стенах можно заметить несколько картин на производственные темы.
Зал №8Б — кузнечный цех. В углу, похоже, горн. Работает он или нет — я не понял.
Станков здесь поменьше — точильный, пресс для жаровых и дымогарных труб и пара ковочных пневматических молотов.
В ремонтный цех со стойлами (№8г) неорганизованных посетителей не пускают. Возможно, туда можно пройти с экскурсией, но это под вопросом. Я украдкой заглянул вовнутрь — там темно и кругом паровозы, вряд ли кто-то захочет отвечать за экскурсантов, попавших в рабочую зону.
Поэтому мы сейчас идём в экспозиционный зал (№8в), самый большой и светлый. Главный экспонат здесь паровоз серии Э. Обшивка с правой стороны снята и можно в подробностях рассмотреть устройство будки, топки, котла и паровой машины. Для наглядности циркуляция топлива, воды и пара показана цветными светодиодными дорожками.
Плюс есть стенд с обозначением всех органов управления в будке.
На стендах у окон разложена всякая всячина паровозной тематики — от маслёнок и лопаты кочегара до компрессоров, манометров и сцепок.
Ещё в этом зале есть несколько витрин с моделями и макет.
Завершает экспозицию большой стенд с портретами выдающихся конструкторов и легендарных машинистов отечественных паровозов.
Ну и небольшой бонус напоследок. На территории музея иногда можно увидеть паровозы, приехавшие сюда для профилактики или ремонта. В 2018 году мне повезло и в день моего посещения музея заснял маневровый танк-паровоз Ь-2012 на ходу.
На этом мой рассказ про Железнодорожный музей на станции Подмосковная закончен. Из крупных московских железнодорожных музеев нам осталось посмотреть только музей у Павелецкого вокзала. Но это в следующий раз.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.