323 просмотров

Железнодорожный музей на станции Подмосковная

Железнодорожный музей на станции Подмосковная расположен на территории бывшего паровозного депо.

Открыт со вторника по воскресенье с 10 до 16 часов, понедельник и вторник  выходные дни.

Координаты: 55.813998, 37.527581

Съёмка: сентябрь 2018 — апрель 2019 года

 

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: как добраться

 

Ближайшие к музею станции метро «Сокол» и «Аэропорт». Но идти от них пешком придётся полтора-два километра. На мой взгляд это не вариант. По-моему, удобнее доехать на метро до Рижского вокзала, а от него электричкой до платформы «Красный Балтиец». Путь от вокзала займёт пятнадцать минут плюс 300 метров по пешеходному мосту до входа в музей. Бонус такого маршрута — можно заодно посмотреть Железнодорожный музей на Рижской (о нём я подробно рассказывал здесь). А если очень повезёт, можно проехаться и на ретро-поезде.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: ретро-поезд

 

Ретро-поезд на платформе Красный Балтиец

По субботам РЖД предлагает комплексную экскурсию «Ретро-поезд». В программе встреча на Рижском вокзале, осмотр открытой площадки, проезд на ретро-поезде до платформы «Красный Балтиец» с обзорной экскурсией по депо и возвращение на Рижскую. Бонусом можно заказать и экскурсию по выставочному комплексу РЖД. Стоимость 1800-2000 рублей для взрослых и 1600-1800 для детей.

 

Ретро-поезд на платформе Красный Балтиец

Подробности и расписание смотрите здесь. Сам я на ретро-поезде не ездил, да и не вижу большого смысла: вагон-то современный, а не паровозной эпохи. Но тут как говорится на вкус и на цвет… В любом случае, прибытие паровоза на «Красный Балтиец» очень зрелищно и поснимать такую красоту одно удовольствие.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: вид с моста

 

Давайте представим, что мы уже приехали на «Красный Балтиец» и поднялись на пешеходный мост.

 

Депо станции Подмосковная

Справа от нас открывается вид на действующее депо (на одном из снимков виден развернувшийся ретро-поезд).

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная

А вот слева перед нами замаячит цель нашего путешествия. С моста можно рассмотреть торец веерного паровозного депо и паровозную заправку с кучей угля и грейферным краном.

 

Подождём спускаться с моста и посмотрим на карту-схему музея. В дальнейшем я буду ссылаться на номера, которыми отмечены объекты на этой схеме.

 

Гидроколонна и шлаковая канава в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Посмотрите направо вниз — там у путей расположены паровозная гидроколонна и шлакоуборочная канава (№12 и 13). Рассмотреть их можно только с моста, подойти близко нельзя — это уже территория действующего депо.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная

Теперь смотрим влево. Здесь находится платформа «Подмосковная» (№14). Это реконструкция низкой пригородной платформы с деревянным настилом начала XX века. Такие платформы были характерны для железных дорог с паровозной тягой. Предполагалось, что именно сюда будет прибывать ретро-поезд, но позже от этой идеи по соображениям безопасности отказались. А вот просто погулять по этой платформе можно запросто, благо движения поездов по этому пути нет.

 

Кстати, рядом с этой платформой находится касса музея. Берём билеты и идём смотреть музей.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: здание вокзала

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Первый объект на нашем пути — вокзал. Как свидетельствует табличка, здание построено в 1901 году.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

В первом зале экспозиция по истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Фотографии, схемы, кусок рельса с костылями, путевой инструмент и даже старинный станционный колокол.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Маленький зал «Омнибус» знакомит с прелестями дожелезнодорожного пассажирского и грузового транспорта.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Комната дежурного по станции. На полках сигнальные фонари и флажки, на стене электрожезловый аппарат Вебба-Томпсона. В глубине более современные электрожезловые аппараты советского периода.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Зал для пассажиров III класса. В углу билетная касса с расписанием поездов.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Для пассажиров I-II классов зал побольше и побогаче.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

В одном его углу почтовое отделение с телеграфом.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Напротив буфет с сияющим самоваром и связками баранок. Стол сервирован дорогим фарфором.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Багажное отделение с чемоданами, саквояжами и шляпными картонками.

 

Вокзал в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Последняя комната в здании вокзала — служебная. Здесь большая печка, а рядом с ней вязанка дров.

 

И не забывайте гуляя по вокзалу смотреть не только по сторонам, но и наверх. Пока не было электричества, освещение в помещениях осуществлялось керосиновыми лампами.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: пассажирская платформа

 

Пассажирская платформа в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Напротив вокзала большая пассажирская платформа (№4). Никаких табличек нет, но по стилистике она относится к началу XX века, как и вокзал. Скорее всего, платформа полностью восстановлена в наши дни.

 

Лично меня очень порадовали стенды с листовками времён СССР о правилах безопасности на железных дорогах. Когда-то такие стояли на каждой платформе.

 

Освещение — всё те же керосиновые лампы в специальных фонарях.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: элементы инфраструктуры

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная

Маленький домик у платформы (№4) напоминает будку стрелочника. За ним вдали виден ручной стрелочный перевод.

 

Двухкрылый семафор в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Двухкрылый семафор с ручным приводом.

 

Паровозная гидроколонна в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Гидроколонна для заправки паровозов водой. Сбоку видна печка для обогрева в зимнее время.

 

Паровоз Черепановых в железнодорожном музее на станции Подмосковная

За гидроколонной тупичок, а в тупичке макет паровоза Черепановых.

 

А ещё здесь есть столб с винтажными громкоговорителями.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: водонапорная башня

 

Водонапорная башня в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Дальше нас ждёт водонапорная башня (№2). Полюбовавшись сооружением снаружи, заходим вовнутрь.

 

Водонапорная башня в железнодорожном музее на станции Подмосковная

На второй этаж проход закрыт из соображений безопасности. По такому крутому чугунному винту забраться туда без травм может разве что акробат.

 

Водонапорная башня в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Но внизу тоже много всего интересного. Есть даже вешалка со спецодеждой — брезентовым плащом и сапогами.

 

Чугунные задвижки, трубы, колонки, насосы и прочие предметы водопроводного хозяйства.

 

Водонапорная башня в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Мне больше всего приглянулась громадная деревянная рейка-шкала поплавкового указателя уровня воды 1901 года. Для сравнения рядом электрический указатель 1957 года.

 

А на стенах много стендов, рассказывающих о развитии системы водоснабжения на железных дорогах.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: дом начальника станции

 

Дом начальника станции в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Позади водонапорной башни расположился жилой дом начальника станции (№3).

 

Дом начальника станции в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Интерьер достаточно скромный — проходная столовая (она же гостиная), за ней видна спальня.

 

Дом начальника станции в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Кабинет хозяина дома с картой железных дорог России и портретом царя на стенах.

 

Дом начальника станции в железнодорожном музее на станции Подмосковная

В зеркале кабинета можно сделать свой автопортрет.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: памятник железнодорожникам

 

Памятник героям железнодорожникам в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Далее у нас на пути памятник героям-железнодорожникам (№5). Рядом с ним аллея памяти погибших в Великой Отечественной войне.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: площадка у депо

 

Теперь смотрим площадку перед паровозным депо. Здесь повсюду рабочая зона, поэтому заходить за ограждение ни-ни, смотреть только издали. Вот, например, угольный склад с грейфером (№9).

 

Паровозы у депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

На путях перед веерным депо всегда полно паровозов. Многие из них под парами.

 

Поворотный круг паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Если повезёт, можно будет увидеть как паровоз проходит по поворотному кругу (№6).

Видео с паровозом Ь-2012 смотрите в конце статьи!

 

Здание насосной станции (№7) пока закрыто на реконструкцию.

 

Паровозные тендеры у депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

В 2018 году на одом из путей перед депо я снял два тендера. Один в разрезе, а у другого, от паровоза Л, хорошо видны труба и шток стокера.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная: веерное паровозное депо

 

Паровозное депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Мы подошли к финальной точке нашего путешествия — паровозному депо (№8). Чтобы попасть вовнутрь, нужно пройти по дорожке вдоль южной стены.

 

Механические мастерские паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Первый зал, в который мы попадаем — механические мастерские (№8а). Множество металлообрабатывающих станков, под потолком тали для перемещения грузов.

 

Все станки в рабочем состоянии.

 

Механические мастерские паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

На стенах можно заметить несколько картин на производственные темы.

 

Кузнечный цех паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Зал №8Б — кузнечный цех. В углу, похоже, горн. Работает он или нет — я не понял.

 

Кузнечный цех паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Станков здесь поменьше — точильный, пресс для жаровых и дымогарных труб и пара ковочных пневматических молотов.

 

В ремонтный цех со стойлами (№8г) неорганизованных посетителей не пускают. Возможно, туда можно пройти с экскурсией, но это под вопросом. Я украдкой заглянул вовнутрь — там темно и кругом паровозы, вряд ли кто-то захочет отвечать за экскурсантов, попавших в рабочую зону.

 

Паровоз Э в разрезе в экспозиционном зале депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Поэтому мы сейчас идём в экспозиционный зал (№8в), самый большой и светлый. Главный экспонат здесь паровоз серии Э. Обшивка с правой стороны снята и можно в подробностях рассмотреть устройство будки, топки, котла и паровой машины. Для наглядности циркуляция топлива, воды и пара показана цветными светодиодными дорожками.

 

Паровоз Э в разрезе в экспозиционном зале депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Плюс есть стенд с обозначением всех органов управления в будке.

 

На стендах у окон разложена всякая всячина паровозной тематики — от маслёнок и лопаты кочегара до компрессоров, манометров и сцепок.

 

Экспозиционный зал паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Ещё в этом зале есть несколько витрин с моделями и макет.

 

Экспозиционный зал паровозного депо в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Завершает экспозицию большой стенд с портретами выдающихся конструкторов и легендарных машинистов отечественных паровозов.

 

Паровоз Ь-2012 в железнодорожном музее на станции Подмосковная

Ну и небольшой бонус напоследок. На территории музея иногда можно увидеть паровозы, приехавшие сюда для профилактики или ремонта. В 2018 году мне повезло и в день моего посещения музея заснял маневровый танк-паровоз Ь-2012 на ходу.

 

 

На этом мой рассказ про Железнодорожный музей на станции Подмосковная закончен. Из крупных московских железнодорожных музеев нам осталось посмотреть только музей у Павелецкого вокзала. Но это в следующий раз.

 

Железнодорожный музей на станции Подмосковная

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *