1 586 просмотров

Железнодорожный музей на Рижском вокзале в Москве

Железнодорожный музей на Рижском вокзале расположен на территории бывших станционных путей и зала ожидания в торце здания.
Открыт со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов (касса работает до 16 часов), понедельник и вторник  выходные дни.


Ближайшая станция метро «Рижская», далее 5-7 минут пешком.
Координаты: 55.793980, 37632670

Съёмка 2017-2019 годов

 

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: открытая площадка

 

Рижский вокзал в Москве

Свой рассказ про Железнодорожный музей на Рижском вокзале я начну с открытой площадки с техникой. Чтобы туда попасть нужно обойти вокзал справа, со стороны выхода на пригородные платформы, и еще раз повернуть направо.

 

Бюст архитектора Бржозовского у Рижского вокзала

Проходя вдоль вокзала, обратите внимание на две небольшие скульптуры у главного входа. Одна из них — бюст архитектора Бржозовского, автора проекта Рижского вокзала.

 

Стела "Вокзалы Москвы" у Рижского вокзала

Другая — композиция «Вокзалы Москвы». На гранитной стеле бронзовое панно с картой девяти столичных вокзалов, а сверху фигурка Георгия Победоносца с герба Москвы.

 

Маленький домик с зелёной крышей — это касса, а сразу за ней вход на площадку с техникой.
Когда-то здесь были платформы, от которых регулярно отправлялись поезда.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале

 

С уменьшением интенсивности движения две платформы с четырьмя путями огородили и устроили на их месте Железнодорожный музей на Рижском вокзале.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале

Прямо у входа установлен информационный щит, где какой вагон или локомотив находится. Недостаток схемы — она давно не обновлялась. Локомотивы и вагоны на путях регулярно переставляют, так что местами схема не соответствует действительности. Некоторые экспонаты из музея уже убрали, но я всё равно решил включить их фото в обзор с соответствующими пометками. Пусть будут, раз я их отснял.

 

Памятник героям-железнодорожникам в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

В самом начале открытой площадки установлен памятник героям-железнодорожникам. На передней грани гранитной стелы список железнодорожников, удостоенных в годы Великой Отечественной войны званий Героев Советского Союза и Социалистического Труда, а также полных кавалеров Ордена Славы. На задней грани бронзовое панно с изображением железнодорожной станции. На ближнем пути эшелон с танками, за ним виден бронепоезд.

 

Чуть поодаль за памятником между тупиками пятого и шестого путей можно заметить противотанковый ёж, сваренный из рельсов. А теперь настало время смотреть технику. Начинаем с эпохи паровозов.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: паровозы

 

Паровоз Ов 341 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз Ов 341, построенный Брянским заводом в 1903 году. Единственный паровоз царской России в коллекции.

 

Паровоз Су 214-10 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

В 2017 году в начале 6 пути стоял паровоз Су 214-10 1938 года, построенный на Коломенском заводе. В 2018 этот паровоз убрали, на схеме его нет.

 

Паровоз Эм 740-57 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз Эм 740-57, построенный в 1935 году на Харьковском заводе. В музее появился в 2019 году, на схеме не отмечен.

 

Пассажирский паровоз П36-001 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский паровоз П36-001. Это первый паровоз этого типа, выпущенный в 1950 году Коломенским заводом. Тендер построен в том же году на заводе в Ворошиловграде.

 

Паровоз СО17-2211 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз СО17-2211Ворошиловградского завода, построенный в 1947 году. В сцепе с ним переделанный в 1950 году в обычный тендер-конденсатор 1939 года постройки Коломенского завода.

 

Паровоз ФД 21-3125 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз ФД 21-3125 постройки 1941 года. Поднявшись по приставной лестнице можно заглянуть в будку.

 

Паровоз ТЭ-5415 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз ТЭ-5415 — трофейный немецкий паровоз 1943 года постройки.

 

Паровоз Еа 2450 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Товарные паровозы Еа поставлялись в СССР из США по ленд-лизу. Еа 2450 построен в 1944 году на заводе Baldwin.

 

Паровоз П-0001 "Победа" в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Первый экземпляр паровоза П-0001 «Победа» Коломенского завода, выпущенный в 1945 году. В 1947 году серия П была переименована в Л в честь главного конструктора Л.С. Лебедянского.

 

Паровоз Л-2342 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз Л-2342 Коломенского завода, 1954 год.

 

Паровоз Эр 766-11 с нефтяным тендером в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Последняя модификация серии Э — паровоз Эр 766-11 с нефтяным тендером. Паровоз построен в Венгрии на заводе MAVAG в 1949 году, а тендер в 1950.

 

Маневровый паровоз 9П-17347 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Маневровый паровоз 9П-17347 Муромского завода, 1953 год. В будку разрешают забраться.

 

Паровоз ЛВ-0441 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровоз ЛВ-0441 Ворошиловградского завода 1956 года.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: тепловозы

 

Тепловоз ТЭ1-20-195 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Тепловоз ТЭ1-20-195 постройки Харьковского завода. Такие тепловозы строили с 1947 по 1950 год по подобию ленд-лизовских Да.

 

Двухсекционный тепловоз ТЭ-2-125 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный тепловоз ТЭ-2-125 1954 года Харьковского завода. В музее представлен одной секцией.

 

Двухсекционный тепловоз ТЭ3-5151 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный тепловоз ТЭ3-5151 Луганского завода. Построен в 1964 году.

 

Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л-3621 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л-3621 Ворошиловградского завода. Построен в 1976 году.

 

Двухсекционный тепловоз ТЭ7-080 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный тепловоз ТЭ7-080 Луганского завода, пассажирская версия ТЭ3. Построен в 1963 году.

 

Пассажирский тепловоз ТЭП10-186 "Стрела" в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский тепловоз ТЭП10-186 «Стрела» построен в 1965 году на Харьковском заводе.

 

Пассажирский тепловоз ТЭП60-1200 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский тепловоз ТЭП60-1200 Коломенского завода постройки 1984 года.

 

Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10М-0501 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10М-0501 Ворошиловградского завода, модернизированная версия 2ТЭ10Л. Построен в 1982 году.

 

Маневровый тепловоз ТЭМ2-1592 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Маневровый тепловоз ТЭМ2-1592. Построен в 1973 году на Брянском заводе.

 

Маневровый тепловоз ЧМЭ2-120 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Маневровый тепловоз ЧМЭ2-120. Такие тепловозы по заказу СССР делали в Чехословакии. Этот построен в 1973 году.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: электровозы

 

Грузопассажирский электровоз ВЛ22м-2026 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Грузопассажирский электровоз ВЛ22м-2026, построенный Новочеркасским заводом в 1958 году.

 

Двухсекционный электровоз ВЛ8-1694 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный электровоз ВЛ8-1694 Тбилисского завода, построенный в 1967 году.

 

Грузовой электровоз ВЛ23-131 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Грузовой электровоз ВЛ23-131. Построен Новочеркасским заводом в 1961 году.

 

Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ10-098 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ10-098, построенный на Тбилисском заводе.

 

Опытный электровоз ЭП200 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Опытный электровоз ЭП200 Коломенского завода. В 1997 году было построено два экземпляра.

 

Чешский электровоз ЧС2-888 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Чешский электровоз ЧС2-888 1972 года.

 

Пассажирский электровоз ЧС3-045 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский электровоз ЧС3-045 1961 года.

 

Пассажирский электровоз ЧС4-025 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский электровоз ЧС4-025 со стеклопластиковым кузовом постройки 1966 года.

 

Электровоз ЧС2К-712 1969 года в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Последний «чех» в колллекции — электровоз ЧС2К-712 1969 года.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: пассажирские дизель- и электропоезда

 

Дизель-поезд Д1 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Дизель-поезд Д1, выпускавшийся по заказу СССР в Венгрии. Половина секции поезда Д1 (головной и моторный вагоны) построена в 1973 году. К сезону 2019 года дизель покрасили, а я предлагаю его снимки и с облупившейся краской, и в свежем грунте.

 

Моторвагонная секция Ср3Н-11775 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Моторвагонная секция Ср3Н-11775 с выходом на низкие платформы. Построена в 1958 году на Рижском заводе.  Состоит из двух головных и одного моторного вагонов

 

Моторвагонный электропоезд ЭР22-38 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Два головных моторных вагона секции ЭР22-38. Выпущены на Рижском заводе в 1968 году.

 

Моторвагонный электропоезд ЭР9П-132 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Моторвагонный электропоезд ЭР9П-132. Выпущен в 1966 году на Рижском заводе. В экспозиции музея представлены два вагона, головной и моторный.

 

Первый советский скоростной электропоезд ЭР-200 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Первый советский скоростной электропоезд ЭР-200, курсировавший по маршруту Москва-Ленинград. Всего построены три таких поезда. В музее представлены головной и моторный вагоны.

 

Опытный скоростной электропоезд Сокол-250 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Опытный скоростной электропоезд Сокол-250. Разработан в  1990-е годы, в серию не пошёл.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: вагоны

 

Двухосный пассажирский вагон с открытыми тамбурами в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухосный пассажирский вагон с открытыми тамбурами. Построен в Венгрии в 1901 году.

 

Четырехосный пассажирский вагон-салон в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Четырёхосный пассажирский вагон-салон Владикавказского типа 1913 года постройки. На схеме отмечен как ВС-9.

 

Шестиосный пассажирский вагон-салон Владикавказского типа №70015 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Шестиосный пассажирский вагон-салон Владикавказского типа 1907 года №70015. В 1932 году на Ленинградском заводе имени Егорова был переоборудован в правительственный вагон-салон с бронированным отделением.

 

Шестиосный пассажирский вагон-салон Владикавказского типа №70032 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Ещё один такой же бронированный шестиосник 1911 года №70032. Раньше рядом стояла лестница и можно было попытаться рассмотреть начинку.

 

Пассажирский вагон 1931 года переоборудованный в вагон-кухню санитарного поезда ВСП124 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский деревянный четырёхосный вагон, построенный в 1931 году Ленинградским заводом. В годы войны был переоборудован в вагон-кухню санитарного поезда ВСП124.

 

Вагон-лазарет №017-708661 санитарного поезда ВСП124 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Вагон-лазарет №017-708661 санитарного поезда ВСП124. Переоборудован в 1940 году в Ленинграде из классного деревянного пассажирского вагона.

 

Вагон-операционная №017-70841 санитарного поезда ВСП124 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Вагон-операционная №017-70841 санитарного поезда ВСП124. Переоборудован в 1937 году в Калинине из классного деревянного пассажирского вагона.

 

Пассажирский цельнометаллический вагон фирменного поезда "Арктика" в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Пассажирский цельнометаллический вагон, строившийся в 1940-1949 годах на Калининском заводе. На борту табличка фирменного поезда «Арктика» Москва-Мурманск, соответственно на схеме обозначен как Арктика.

 

Спальный вагон в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Спальный вагон без таблички. Утверждать не буду, но по-моему он сделан в ГДР.

 

Спальный вагон №017 70228 фирменного поезда "Русь" в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Спальный вагон №017 70228 фирменного поезда «Русь». Построен Калининским заводом в 1957 году, модернизирован там же в 1969.

 

Спальный вагон международного класса СВ-РИЦ в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Спальный вагон международного класса СВ-РИЦ. Построен в 1969 году в ГДР, в 1994 прошёл капитальный ремонт с реконструкцией.

 

Купейные вагоны РЖД в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Эти два пассажирских вагона появились в музее в 2019 году, табличек нет. Внешне выглядят как современные купейные вагоны РЖД.

 

Германская двухосная платформа с откидными бортами 1917 года в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Переходим к товарным вагонам. Германская двухосная платформа с откидными бортами 1917 года.

 

Технологическая двухосная платформа с неоткидными бортами в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Технологическая двухосная платформа с неоткидными бортами. Она переделана из крытого вагона 1935 года постройки Крюковского завода.

 

Нормальный товарный вагон "теплушка" с тормозной площадкой в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Нормальный товарный вагон (НТВ), он же «теплушка», с тормозной площадкой. Путиловский завод, 1909 год.

 

Двухосная цистерна для бензина с тормозной площадкой в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Двухосная цистерна для бензина с тормозной площадкой, Германия, 1935 год.

 

Грузовой крытый четырехосный вагон образца 1935 года №721-605 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Грузовой крытый четырёхосный вагон образца 1935 года. Конкретно этот вагон №721-605 построен в 1940 году Уралвагонзаводом.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: специальная и служебная техника

 

Дизельная дефектоскопная мотриса АМД-3-001 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Дизельная дефектоскопная мотриса АМД-3-001. Выпущена Камбарским заводом в 1999 году.

 

Снегоочиститель ЦУМЗ в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Снегоочиститель ЦУМЗ. Построен на Тульском заводе в 1930-е годы.

 

Снегоочиститель СДП в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Снегоочиститель СДП, изготовленный на Верещагинском заводе в 1969 году.

 

Струг-снегоочиститель СС-1 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Струг-снегоочиститель СС-1. Построен в 1960 году на Тихорецком заводе «Красный молот».

 

Щебнеочистительная машина ЩОМ1-МФ в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Щебнеочистительная машина ЩОМ1-МФ постройки 1987 года.

 

Опытная уборочная машина УМ1-19334010 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Опытная уборочная машина  УМ1-19334010. Построена в 1987 году.

 

Путевая машина в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Неизвестеная мне путевая машина (или секция такой машины).

 

Паровой кран ПК-5 с технологической платформой в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Паровой кран ПК-5 с технологической платформой без бортов.

 

Автодрезина АГМс-862 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Автодрезина АГМс-862.

 

Автодрезина АС-1А в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Автодрезина АС-1А. Великолукский завод, 1972 год.

 

Грузовая автомотриса АГД-1м в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Грузовая автомотриса АГД-1м выпущена Свердловским заводом в 1995 году.

 

Грузовая монтажная автодрезина АГМу-5256 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Грузовая  монтажная автодрезина АГМу-5256 Тихорецкого завода выпуска 1956 года.

 

Скоростная монтажная дрезина ДМСу в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Скоростная монтажная дрезина ДМСу. Построена на Пермском заводе в 1959 году.

 

Вагон весовая мастерская N-246 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Весовая мастерская N-246. Переделана в депо Жмеринка в 1950-е годы из канадского товарного вагона 1915 года. Мастерская спрятана как смерть Кащея — не то что снять, увидеть целиком невозможно.

 

Хоппер-дозатор и думпкар в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Хоппер-дозатор и думпкар когда-то тоже были частью экспозиции, но теперь находятся на путях за территорией. Близко к ним не подойти, поснимать можно только через решётку забора или из окна проезжающей мимо электрички.

 

Балластоочистительная машина БМС-295 в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Балластоочистительная машина БМС-295. Построена в 1987 году на Полтавском заводе.

 

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: элементы инфраструктуры

 

Централизационный пост в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Памятник архитектуры паровозной эпохи — централизационный пост. Сейчас в нём располагается администрация музея.

 

Паровозная гидроколонна образца 1936 года в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Гидроколонна образца 1936 года для заправки паровозов водой. Когда-то они стояли чуть ли не на каждом разъезде, а сейчас редкость и украшение любого музея.

 

Железнодорожный переезд с устройствами автоматического заграждения УЗП в Железнодорожном музее на Рижском вокзале

Железнодорожный переезд с устройствами автоматического заграждения УЗП.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале

Если спуститесь на щебень в конце платформы — внимательно посмотрите на рельсы. На них сбрасывающие башмаки КСБ. Если вдруг локомотив или вагон решит укатиться с территории, при наезде на башмак колесо будет сброшено с рельса, и беглец остановится сам собой.

 

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале: выставочный комплекс РЖД

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале

На открытой площадке мы посмотрели всё, а теперь давайте заглянем в Выставочный комплекс в здании вокзала. Для этого нужно сделать всего полсотни шагов. Видите двери в торце левого крыла вокзала? Нам туда!

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Здесь всего один зал, но много всего интересного. Всю центральную часть занимает огромный действующий макет, который условно можно назвать «Железные дороги России». А вдоль стен находятся макеты поменьше и стеллажи с моделями подвижного состава. Как исторического, так и современного. Большой макет мы посмотрим напоследок, а пока давайте быстро пробежимся по периметру зала.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Первый макет посвящён строительству железной дороги. В правой части техника готовит площадку под будущие пути, в левой уже монтируют контактную сеть над готовыми путями.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Что-то посвящённое Сочинской Олимпиаде. Наверху из готового тоннеля выныривает к станции Адлер «Ласточка», снизу проходческий щит для прогрызания как раз таких тоннелей.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Да, если вы с детьми, совсем не обязательно поднимать их на руки. Можно просто взять лесенку типа стремянки и ребёнок всё прекрасно рассмотрит. Да и взрослым такие лесенки не помешали бы, потому что некоторые модели стоят ну очень высоко…

Тренажёр «Кабина электровоза». Почувствуй себя машинистом!

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Совмещённый мостовой переход через реку Амур возле Хабаровска.

 

Снова Олимпиада: станция «Красная Поляна».

 

Макет "Путь Славы" в Выставочном комплексе РЖД на Рижском вокзале

Макет «Путь Славы» посвящён Великой Отечественной войне. Слева поверженный Берлин, справа Белорусский вокзал в Москве. Между ними четыре долгих года войны. Позади макета снова модели паровозов и вагонов тех лет.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Ну и вот он, макет-гигант в центре зала. Отдельные его части являются копиями исторических зданий: Ленинградский вокзал в Москве, Ладожский в Санкт-Петербурге.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

На других участках условно показаны пассажирские и товарные станции, сортировочные площадки, контейнерные терминалы.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Есть два порта — речной и морской, а над зданием аэровокзала медленно кружит самолёт.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

По всему макету постоянно снуют поезда. Оригинально оформлены колонны, поддерживающие потолок зала — они как спиралью обвиты железнодорожными путями. «Ласточка» с макета поднимается по колонне с одной стороны макета, по мосту над нашими головами уезжает за стену, а возвращается по такому же мосту и колонне с другой стороны зала.

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

На макете есть даже Московский метрополитен. Обозрению открыты фрагмент тоннеля и две станции: «Площадь Революции» и «Рижская».

 

Выставочный комплекс РЖД на Рижском вокзале

Над станцией «Рижская», естественно, макет Рижского вокзала с указателем «Вы (то есть мы) здесь». Узнаёте открытую площадку, где недавно гуляли?

 

Железнодорожный музей на станции "Подмосковная"

А это станция «Подмосковная». От Рижского вокзала 15 минут на электричке. Это станция-музей, там множество исторических построек — вокзал, дом начальника станции, водонапорная башня, веерное депо с поворотным кругом — и в каждое можно заглянуть вовнутрь. Мы туда отправимся в следующий раз, а мой рассказ про Железнодорожный музей на Рижском вокзале на этом закончен.

 

Железнодорожный музей на Рижском вокзале

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *