Железнодорожный музей на Рижском вокзале расположен на территории бывших станционных путей и зала ожидания в торце здания.
Открыт со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов (касса работает до 16 часов), понедельник и вторник выходные дни.
Ближайшая станция метро «Рижская», далее 5-7 минут пешком.
Координаты: 55.793980, 37632670
Съёмка 2017-2019 годов
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: открытая площадка
Свой рассказ про Железнодорожный музей на Рижском вокзале я начну с открытой площадки с техникой. Чтобы туда попасть нужно обойти вокзал справа, со стороны выхода на пригородные платформы, и еще раз повернуть направо.
Проходя вдоль вокзала, обратите внимание на две небольшие скульптуры у главного входа. Одна из них — бюст архитектора Бржозовского, автора проекта Рижского вокзала.
Другая — композиция «Вокзалы Москвы». На гранитной стеле бронзовое панно с картой девяти столичных вокзалов, а сверху фигурка Георгия Победоносца с герба Москвы.
Маленький домик с зелёной крышей — это касса, а сразу за ней вход на площадку с техникой.
Когда-то здесь были платформы, от которых регулярно отправлялись поезда.
С уменьшением интенсивности движения две платформы с четырьмя путями огородили и устроили на их месте Железнодорожный музей на Рижском вокзале.
Прямо у входа установлен информационный щит, где какой вагон или локомотив находится. Недостаток схемы — она давно не обновлялась. Локомотивы и вагоны на путях регулярно переставляют, так что местами схема не соответствует действительности. Некоторые экспонаты из музея уже убрали, но я всё равно решил включить их фото в обзор с соответствующими пометками. Пусть будут, раз я их отснял.
В самом начале открытой площадки установлен памятник героям-железнодорожникам. На передней грани гранитной стелы список железнодорожников, удостоенных в годы Великой Отечественной войны званий Героев Советского Союза и Социалистического Труда, а также полных кавалеров Ордена Славы. На задней грани бронзовое панно с изображением железнодорожной станции. На ближнем пути эшелон с танками, за ним виден бронепоезд.
Чуть поодаль за памятником между тупиками пятого и шестого путей можно заметить противотанковый ёж, сваренный из рельсов. А теперь настало время смотреть технику. Начинаем с эпохи паровозов.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: паровозы
Паровоз Ов 341, построенный Брянским заводом в 1903 году. Единственный паровоз царской России в коллекции.
В 2017 году в начале 6 пути стоял паровоз Су 214-10 1938 года, построенный на Коломенском заводе. В 2018 этот паровоз убрали, на схеме его нет.
Паровоз Эм 740-57, построенный в 1935 году на Харьковском заводе. В музее появился в 2019 году, на схеме не отмечен.
Пассажирский паровоз П36-001. Это первый паровоз этого типа, выпущенный в 1950 году Коломенским заводом. Тендер построен в том же году на заводе в Ворошиловграде.
Паровоз СО17-2211Ворошиловградского завода, построенный в 1947 году. В сцепе с ним переделанный в 1950 году в обычный тендер-конденсатор 1939 года постройки Коломенского завода.
Паровоз ФД 21-3125 постройки 1941 года. Поднявшись по приставной лестнице можно заглянуть в будку.
Паровоз ТЭ-5415 — трофейный немецкий паровоз 1943 года постройки.
Товарные паровозы Еа поставлялись в СССР из США по ленд-лизу. Еа 2450 построен в 1944 году на заводе Baldwin.
Первый экземпляр паровоза П-0001 «Победа» Коломенского завода, выпущенный в 1945 году. В 1947 году серия П была переименована в Л в честь главного конструктора Л.С. Лебедянского.
Паровоз Л-2342 Коломенского завода, 1954 год.
Последняя модификация серии Э — паровоз Эр 766-11 с нефтяным тендером. Паровоз построен в Венгрии на заводе MAVAG в 1949 году, а тендер в 1950.
Маневровый паровоз 9П-17347 Муромского завода, 1953 год. В будку разрешают забраться.
Паровоз ЛВ-0441 Ворошиловградского завода 1956 года.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: тепловозы
Тепловоз ТЭ1-20-195 постройки Харьковского завода. Такие тепловозы строили с 1947 по 1950 год по подобию ленд-лизовских Да.
Двухсекционный тепловоз ТЭ-2-125 1954 года Харьковского завода. В музее представлен одной секцией.
Двухсекционный тепловоз ТЭ3-5151 Луганского завода. Построен в 1964 году.
Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л-3621 Ворошиловградского завода. Построен в 1976 году.
Двухсекционный тепловоз ТЭ7-080 Луганского завода, пассажирская версия ТЭ3. Построен в 1963 году.
Пассажирский тепловоз ТЭП10-186 «Стрела» построен в 1965 году на Харьковском заводе.
Пассажирский тепловоз ТЭП60-1200 Коломенского завода постройки 1984 года.
Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10М-0501 Ворошиловградского завода, модернизированная версия 2ТЭ10Л. Построен в 1982 году.
Маневровый тепловоз ТЭМ2-1592. Построен в 1973 году на Брянском заводе.
Маневровый тепловоз ЧМЭ2-120. Такие тепловозы по заказу СССР делали в Чехословакии. Этот построен в 1973 году.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: электровозы
Грузопассажирский электровоз ВЛ22м-2026, построенный Новочеркасским заводом в 1958 году.
Двухсекционный электровоз ВЛ8-1694 Тбилисского завода, построенный в 1967 году.
Грузовой электровоз ВЛ23-131. Построен Новочеркасским заводом в 1961 году.
Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ10-098, построенный на Тбилисском заводе.
Опытный электровоз ЭП200 Коломенского завода. В 1997 году было построено два экземпляра.
Чешский электровоз ЧС2-888 1972 года.
Пассажирский электровоз ЧС3-045 1961 года.
Пассажирский электровоз ЧС4-025 со стеклопластиковым кузовом постройки 1966 года.
Последний «чех» в колллекции — электровоз ЧС2К-712 1969 года.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: пассажирские дизель- и электропоезда
Дизель-поезд Д1, выпускавшийся по заказу СССР в Венгрии. Половина секции поезда Д1 (головной и моторный вагоны) построена в 1973 году. К сезону 2019 года дизель покрасили, а я предлагаю его снимки и с облупившейся краской, и в свежем грунте.
Моторвагонная секция Ср3Н-11775 с выходом на низкие платформы. Построена в 1958 году на Рижском заводе. Состоит из двух головных и одного моторного вагонов
Два головных моторных вагона секции ЭР22-38. Выпущены на Рижском заводе в 1968 году.
Моторвагонный электропоезд ЭР9П-132. Выпущен в 1966 году на Рижском заводе. В экспозиции музея представлены два вагона, головной и моторный.
Первый советский скоростной электропоезд ЭР-200, курсировавший по маршруту Москва-Ленинград. Всего построены три таких поезда. В музее представлены головной и моторный вагоны.
Опытный скоростной электропоезд Сокол-250. Разработан в 1990-е годы, в серию не пошёл.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: вагоны
Двухосный пассажирский вагон с открытыми тамбурами. Построен в Венгрии в 1901 году.
Четырёхосный пассажирский вагон-салон Владикавказского типа 1913 года постройки. На схеме отмечен как ВС-9.
Шестиосный пассажирский вагон-салон Владикавказского типа 1907 года №70015. В 1932 году на Ленинградском заводе имени Егорова был переоборудован в правительственный вагон-салон с бронированным отделением.
Ещё один такой же бронированный шестиосник 1911 года №70032. Раньше рядом стояла лестница и можно было попытаться рассмотреть начинку.
Пассажирский деревянный четырёхосный вагон, построенный в 1931 году Ленинградским заводом. В годы войны был переоборудован в вагон-кухню санитарного поезда ВСП124.
Вагон-лазарет №017-708661 санитарного поезда ВСП124. Переоборудован в 1940 году в Ленинграде из классного деревянного пассажирского вагона.
Вагон-операционная №017-70841 санитарного поезда ВСП124. Переоборудован в 1937 году в Калинине из классного деревянного пассажирского вагона.
Пассажирский цельнометаллический вагон, строившийся в 1940-1949 годах на Калининском заводе. На борту табличка фирменного поезда «Арктика» Москва-Мурманск, соответственно на схеме обозначен как Арктика.
Спальный вагон без таблички. Утверждать не буду, но по-моему он сделан в ГДР.
Спальный вагон №017 70228 фирменного поезда «Русь». Построен Калининским заводом в 1957 году, модернизирован там же в 1969.
Спальный вагон международного класса СВ-РИЦ. Построен в 1969 году в ГДР, в 1994 прошёл капитальный ремонт с реконструкцией.
Эти два пассажирских вагона появились в музее в 2019 году, табличек нет. Внешне выглядят как современные купейные вагоны РЖД.
Переходим к товарным вагонам. Германская двухосная платформа с откидными бортами 1917 года.
Технологическая двухосная платформа с неоткидными бортами. Она переделана из крытого вагона 1935 года постройки Крюковского завода.
Нормальный товарный вагон (НТВ), он же «теплушка», с тормозной площадкой. Путиловский завод, 1909 год.
Двухосная цистерна для бензина с тормозной площадкой, Германия, 1935 год.
Грузовой крытый четырёхосный вагон образца 1935 года. Конкретно этот вагон №721-605 построен в 1940 году Уралвагонзаводом.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: специальная и служебная техника
Дизельная дефектоскопная мотриса АМД-3-001. Выпущена Камбарским заводом в 1999 году.
Снегоочиститель ЦУМЗ. Построен на Тульском заводе в 1930-е годы.
Снегоочиститель СДП, изготовленный на Верещагинском заводе в 1969 году.
Струг-снегоочиститель СС-1. Построен в 1960 году на Тихорецком заводе «Красный молот».
Щебнеочистительная машина ЩОМ1-МФ постройки 1987 года.
Опытная уборочная машина УМ1-19334010. Построена в 1987 году.
Неизвестеная мне путевая машина (или секция такой машины).
Паровой кран ПК-5 с технологической платформой без бортов.
Автодрезина АГМс-862.
Автодрезина АС-1А. Великолукский завод, 1972 год.
Грузовая автомотриса АГД-1м выпущена Свердловским заводом в 1995 году.
Грузовая монтажная автодрезина АГМу-5256 Тихорецкого завода выпуска 1956 года.
Скоростная монтажная дрезина ДМСу. Построена на Пермском заводе в 1959 году.
Весовая мастерская N-246. Переделана в депо Жмеринка в 1950-е годы из канадского товарного вагона 1915 года. Мастерская спрятана как смерть Кащея — не то что снять, увидеть целиком невозможно.
Хоппер-дозатор и думпкар когда-то тоже были частью экспозиции, но теперь находятся на путях за территорией. Близко к ним не подойти, поснимать можно только через решётку забора или из окна проезжающей мимо электрички.
Балластоочистительная машина БМС-295. Построена в 1987 году на Полтавском заводе.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: элементы инфраструктуры
Памятник архитектуры паровозной эпохи — централизационный пост. Сейчас в нём располагается администрация музея.
Гидроколонна образца 1936 года для заправки паровозов водой. Когда-то они стояли чуть ли не на каждом разъезде, а сейчас редкость и украшение любого музея.
Железнодорожный переезд с устройствами автоматического заграждения УЗП.
Если спуститесь на щебень в конце платформы — внимательно посмотрите на рельсы. На них сбрасывающие башмаки КСБ. Если вдруг локомотив или вагон решит укатиться с территории, при наезде на башмак колесо будет сброшено с рельса, и беглец остановится сам собой.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: выставочный комплекс РЖД
На открытой площадке мы посмотрели всё, а теперь давайте заглянем в Выставочный комплекс в здании вокзала. Для этого нужно сделать всего полсотни шагов. Видите двери в торце левого крыла вокзала? Нам туда!
Здесь всего один зал, но много всего интересного. Всю центральную часть занимает огромный действующий макет, который условно можно назвать «Железные дороги России». А вдоль стен находятся макеты поменьше и стеллажи с моделями подвижного состава. Как исторического, так и современного. Большой макет мы посмотрим напоследок, а пока давайте быстро пробежимся по периметру зала.
Первый макет посвящён строительству железной дороги. В правой части техника готовит площадку под будущие пути, в левой уже монтируют контактную сеть над готовыми путями.
Что-то посвящённое Сочинской Олимпиаде. Наверху из готового тоннеля выныривает к станции Адлер «Ласточка», снизу проходческий щит для прогрызания как раз таких тоннелей.
Да, если вы с детьми, совсем не обязательно поднимать их на руки. Можно просто взять лесенку типа стремянки и ребёнок всё прекрасно рассмотрит. Да и взрослым такие лесенки не помешали бы, потому что некоторые модели стоят ну очень высоко…
Тренажёр «Кабина электровоза». Почувствуй себя машинистом!
Совмещённый мостовой переход через реку Амур возле Хабаровска.
Снова Олимпиада: станция «Красная Поляна».
Макет «Путь Славы» посвящён Великой Отечественной войне. Слева поверженный Берлин, справа Белорусский вокзал в Москве. Между ними четыре долгих года войны. Позади макета снова модели паровозов и вагонов тех лет.
Ну и вот он, макет-гигант в центре зала. Отдельные его части являются копиями исторических зданий: Ленинградский вокзал в Москве, Ладожский в Санкт-Петербурге.
На других участках условно показаны пассажирские и товарные станции, сортировочные площадки, контейнерные терминалы.
Есть два порта — речной и морской, а над зданием аэровокзала медленно кружит самолёт.
По всему макету постоянно снуют поезда. Оригинально оформлены колонны, поддерживающие потолок зала — они как спиралью обвиты железнодорожными путями. «Ласточка» с макета поднимается по колонне с одной стороны макета, по мосту над нашими головами уезжает за стену, а возвращается по такому же мосту и колонне с другой стороны зала.
На макете есть даже Московский метрополитен. Обозрению открыты фрагмент тоннеля и две станции: «Площадь Революции» и «Рижская».
Над станцией «Рижская», естественно, макет Рижского вокзала с указателем «Вы (то есть мы) здесь». Узнаёте открытую площадку, где недавно гуляли?
А это станция «Подмосковная». От Рижского вокзала 15 минут на электричке. Это станция-музей, там множество исторических построек — вокзал, дом начальника станции, водонапорная башня, веерное депо с поворотным кругом — и в каждое можно заглянуть вовнутрь. Мы туда отправимся в следующий раз, а мой рассказ про Железнодорожный музей на Рижском вокзале на этом закончен.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.