6 726 просмотров

Автомузей Моторы Октября в Москве

Автомузей Моторы Октября — новая точка на автомобильно-исторической карте Москвы. Открытие музея состоялось 16 марта, гостей ждут ежедневно с 10.00 до 21.00.

Координаты: 55.754849, 37.674496

Дата съёмки: 16 марта 2019 года
Адрес: Москва, ул. Самокатная, 4, строение 34

 

 

Автомузей Моторы Октября: где, когда, почём

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Автомузей Моторы Октября расположен на территории завода «Кристалл» — старейшего «казённого» винокуренного завода в России. Комплекс заводских зданий был построен в 1901 году по проекту архитекторов Н. Г. Фалеева и В. А. Величкина.

 

Завод Кристалл в Москве

Все постройки созданы в лучших традициях промышленной архитектуры начала ХХ века и на сегодняшний день сохранившийся практически полностью завод сам по себе уже  является музеем под открытым небом. В 2013 году производство из Москвы было полностью перенесено в Каширский район и сейчас о прежней профессии кирпично-красного теремка на берегу реки Яузы напоминает только фирменный магазин «Кристалл» в бывшем заводоуправлении. А в корпуса и ангары бывшего завода постепенно заселяются магазинчики, кафешки и арт-студии.

 

16 марта 2019 года в корпусе 34 открылся ещё и автомобильный музей. Его идейный вдохновитель Дмитрий Октябрьский считает, что автомузей Моторы Октября должен стать не только выставочной площадкой для показа старинных автомобилей, но и точкой регулярных встреч коллекционеров, реставраторов и просто энтузиастов авто-мото старины. Плюс местом для семейного отдыха, благо в музее есть и кафе, и автомобильные аттракционы. Но об этом чуть позже.

 

Завод Кристалл в Москве

Доехать до музея общественным транспортом можно от метро «Римская»/»Площадь Ильича» (автобусы 125 и 730), «Бауманская» (трамвай 45) и «Чкаловская»/»Курская» (трамвай 20). Ехать надо до остановки «Самокатная улица», после чего пройти 400 метров до проходной завода «Кристалл». Стоянка для личных автомобилей расположена рядом с проходной. Пускают ли легковушки на территорию завода — не знаю, а вот такси не пускают точно, я проверял. От проходной ещё метров 300 по территории завода по указателям (заблудиться невозможно) — и мы у цели.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Прямо перед ангаром с музейной экспозицией установлена позолоченная двадцать-первая Волга и оборудована площадка со скамейками для любителей посидеть-покурить.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Автомузей Моторы Октября работает ежедневно с 10 до 21 часа. Стоимость билетов в будни 550 рублей для взрослых и 350 для детей, в выходные и 650 и 450 соответственно. Ещё здесь можно покататься на «Победе» или заказать экскурсию — за отдельную плату, естественно. Но мы сейчас кататься не будем и сразу пойдём в музей. И хочу сразу предупредить: часть экспонатов переехала сюда из музея Московский транспорт на Рогожке.

 

Автомузей Моторы Октября: что где находится

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Открываем двери и сразу попадаем в большой холл. Прямо перед нами стойка с билетными кассами. Справа от неё гардероб и камеры хранения, слева магазин сувениров.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Первые экспонаты расположились прямо над кассой. ГДР-овский Trabant-601, мотоцикл Минск М-104 и непонятная довоенная легковушка европейского производства. Близко к ним не подобраться и в подробностях не рассмотреть, а жаль.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Слева у стены лестница на второй этаж. Там находится что-то вроде кинозала для проведения лекций и презентаций.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Рядом с лестницей туалетные комнаты: с танком на двери для мальчиков и с туфелькой для девочек. За дверями креативные умывальники, с раковинами-колёсами и смесителями в виде заправочных пистолетов бензоколонок. Остальная сантехника обычная, во всяком случае пока.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Вдоль стен холла расставлены диванчики, оформленные под капоты-багажники классических советских автомобилей.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Из холла можно попасть собственно в залы с экспозицией (по билетам через турникеты) и в кафе (за вход денег не берут). Над входом в кафе висит мотоцикл ИЖ-Юпитер, а внутри вдоль стены пристроилась троица велосипедов. Светильники оформлены в виде спицованных колёс.

 

Автомузей Моторы Октября: от предков до потомков

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

Через турникеты проходим в первый зал музея — его можно назвать «от предков до потомков».

 

Конный экипаж в автомузее Моторы Октября в Москве

У дальней стены предок автомобиля — конный экипаж.

 

В углу у стены деревянная телега — то ли экспонат, то ли фон для селфи.

 

Модели самодвижущихся экипажей в автомузее Моторы Октября в Москве

В витрине модели самодвижущихся экипажей «добензиновой» эпохи: повозка с мускульным цепным приводом, паровая телега Кюньо, паровая же амфибия Эванса, самокатка Кулибина.

 

Пикап Ford Model A 1930 года

 

соседствует с первым советским массовым легковым автомобилем ГАЗ-А, выпускавшимся по лицензии Форда и являвшимся, по сути, тем же Фордом А.

 

Рядышком мотоцикл Киевлянин К1-Б — первая модель Киевского завода 1946 года, копия немецкого Wanderer-1Sp, полученного в счёт репараций.

 

Суперкар Marussia B1 в автомузее Моторы Октября в Москве

Напротив «безмоторного позавчера» — конного экипажа кошмарный привет из бензинового сегодня. Мертворождённый суперкар Marussia B1, памятник неуёмным амбициям шоу-мена, возомнившего себя вторым Энцо Феррари (или Феруччо Ламборгини?).

 

Селфи-мобиль пожарная машина в автомузее Моторы Октября в Москве

В этом же зале ещё один селфи-мобиль, пожарная машина на велосипедных колёсах. За её рулём можно сфоткаться.

 

Если поднять глаза вверх, можно рассмотреть  самодельный солнцемобиль MiniSol, сделанный в 1991 году в Зеленограде. Работает на электричестве, получаемом от солнечных батарей.

 

Автомузей Моторы Октября: золотой век автомобиля

 

Benz 8-20 Sport 1912 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Продолжаем осмотр экспозиции и переходим в следующий зал. Здесь собраны автомобили «золотого века», года примерно от 1910 до начала Второй мировой войны. Первым номером идёт немецкий Benz 8/20 Sport 1912 года. До слияния с Мерседесом ещё несколько лет…

 

Studebaker EMF-30 1912 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Американский Studebaker EMF-30 из того же 1912 года.

 

Isotta Fraschini Tipo 8 1924 года с кузовом фаэтон в автомузее Моторы Октября в Москве

Итальянский Isotta Fraschini Tipo 8 1924 года с кузовом фаэтон. Очень дорогая и престижная в своё время марка.

 

Bugatti Type 57 Coach Ventoux 1935 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Суперкар межвоенного периода французский Bugatti Type 57 Coach Ventoux 1935 года.

 

MG TA 1936 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Спортсмен до мозга костей, британский MG TA 1936 года.

 

Немецкий Mercedes-Benz 290 (W-18) 1937 года с шестиоконным четырёхдверным кузовом кабриолет с внутренней перегородкой.

 

Американский Hudson Eight 1936 года с кузовом кабриолет. Машина не в оригинальном состоянии, ходовая часть тюнингована современными узлами.

 

Родстер Cadillac V-12 Series 370 1933 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Экспозицию дорогущщих американцев открывает родстер Cadillac V-12 Series 370 1933 года.

 

Cadillac V-12 Series 370D Brougham Limousine 1935 года. Часть крыши над водительским сиденьем выполнена съёмной.

 

Packard 120 Touring Sedan 1936 года — попытка Паккарда закрепиться в сегменте машин среднего ценового диапазона.

 

Хотя престижные и дорогие машины у него получались лучше. Как этот Packard 180 Sedan De Luxe 1941 года.

 

Опять «Кадик», Cadillac Series 75 Fleetwood Sedan 1941 года.

 

Бюик в табели о рангах Дженерал Моторс стоял на ступеньку ниже Кадиллака. Вот Buick Series  40 1935 года с кузовом седан.

 

А это Buick Series  90 Limited с таким же типом кузова, но 1936 модельного года.

 

Говорят, что советские правительственные лимузины, как этот ЗиС-101А 1940 года, создавались по мотивам дизайна Бюика.

 

Завершает эту часть экспозиции парочка Мерседесов (уже  объединённых с Бенцом). Mercedes-Benz 230 (W-143) 1936 года с кузовом кабриолет

 

и Mercedes-Benz 320 (W-142) 1937 года с кузовом лимузин.

 

Автомузей Моторы Октября: от ампира и барокко — к конструктивизму

 

Сталинский ампир, детройтское барокко и конструктивизм начала 1960-х: настало время послевоенных  авто. Начнём с соотечественников, а именно с Победы ГАЗ-М20 1953 года.

 

Рядом с Победой мотоцикл М-103, выпускался в Минске с 1962 по 1964 год.

 

Москвич-401-422 1955 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Перед нами сейчас уходящий вправо ряд автомобилей, в основном американских, но вдоль него мы пойдём чуть позже. А пока свернём влево и посмотрим на пару машин «в тему», находящихся в соседнем узком и длинном зале. Первый интересующий нас экземпляр — фургончик с деревянным кузовом Москвич-401-422 1955 года.

 

Пройдём чуть дальше — здесь вот такой вот стенд для демонстрации аэродинамики кузова, из которого выглядывает половинка чешского Tatra T600 Tatraplan, выпускавшегося с 1946 по 1952 год. Как по мне, лучше бы просто машину поставили…

 

Стенды с автомобильной светотехникой в автомузее Моторы Октября в Москве

Ещё здесь есть несколько стендов с автомобильной светотехникой разных лет, но похоже что эта часть экспозиции ещё в стадии монтажа. В этот зал мы ещё заглянем, чтобы посмотреть на аттракционы, а пока вернёмся к ампиру и барокко.

 

ЗиС-110, но не  бронированный, хотя на бампере и поставили дополнительную фару, а с колёсных дисков сняли колпаки.

 

ГАЗ-12 1958 года, более известный как ЗиМ.

 

А теперь много «крылатой Америки», она  же «детройтское барокко». Buick Special 1955 года с кузовом hardtop coupe — двухдверный седан без средней стойки.

 

Buick Le Sabre 1959 года в варианте обычного двухдверного седана.

 

Четырёхдверный седан Cadillac De Ville 1959 года.

 

Кабриолет (или как говорят американцы «конвертайбл») Lincoln Continental 1961 года.

 

Четырёхдверный седан Cadillac Series 62 1963 года.

 

Двухдверное купе Studebaker Golden Hawk 1957 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Двухдверное купе Studebaker Golden Hawk 1957 года.

 

Двухдверный хард-топ Ford Galaxie 500 Club Victoria 1962 года.

 

Один из родоначальников класса muscle-car — Ford Mustang 1965 года.

 

Пикап Chevrolet 3100 1953 года.

 

Немного отвлечёмся от классики — рядом с пикапом выводок армейских джипов. Опять же один из родоначальников класса, Willys MB 1944 года.

 

«Русский Иван-Виллис», ГАЗ-67Б 1945 года.

 

Послевоенный советский «козлик» ГАЗ-69 1956 года. Для тех, кому интересно, что у него внутри, в музее есть отдельный экспонат, но о нём чуть позже.

 

ГАЗ-13 Чайка 1980 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Возвращаемся к классике и смотрим на Чайку ГАЗ-13 1980 года выпуска. Одна из последних.

 

Волга ГАЗ-21 1962 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Рядом ещё одна горьковчанка, Волга ГАЗ-21 1962 года. Облицовка второй серии «акулья пасть».

 

Пара чопорных британцев. Rolls-Royce Silver Wraith 1958 года

 

и Bentley S2 Continental 1961 года.

 

Автомузей Моторы Октября: твигги, хиппи и застой

 

Сейчас неспеша проедем из середины 1960-х в конец 1970-х. Начнём с малолитражек. Москвич-407 (выпускался с 1958 по 1966 год),

 

ВАЗ-2101 1976 года

 

и Запорожец ЗАЗ-965А 1962 года.

 

Рядом с «горбатым» советский мотороллер Вятка,

 

а напротив него итальянский прототип Vespa.

 

Mercedes-Benz 190 (W-120) 1958 года в автомузее Моторы Октября в Москве

«Среднеклассник» из ФРГ Mercedes-Benz 190 (W-120) 1958 года

 

и французский народный автомобиль Citroen 2CV (здесь в улучшенной версии Dyane 1975 года).

 

Чехословацкий мотоцикл Jawa — двухколёсные машины этой марки были безумно популярны у граждан СССР.

 

А вот итальянскую Alfa Romeo Giulia Spider 1600 1963 года даже на картинках видели не все.

 

Равно как и Mercedes-Benz 190SL (выпускался с 1955 по 1963 год).

 

Москвич-412 МАДИ 1975 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Автоспорт в СССР был возможен только на отечественных автомобилях. Их правда заряжали по полной программе, как этот Москвич-412 1975 года, подготовленный для кольцевых гонок специалистами Московского автодорожного института.

 

За кольцевым Москвичом виднеется карт — первый шаг в мир  большого автоспорта для многих мальчишек (и не только советских).

 

ЗиЛ-114 1970 года в автомузее Моторы Октября в Москве

Переходим к большим машинам. Отечественный «членовоз» ЗиЛ-114 1970 года.

 

«Членовоз» для «шишек» рангом пониже — ГАЗ-14 Чайка. Попала под молот горбачёвской борьбы с привелегиями, вся производственная оснастка и чертежи были уничтожены.

 

Между лимузинами — мотоцикл Киевского завода в обвесе а-ля почётный эскорт. Похож весьма отдалённо.

 

Rolls-Royce Silwer Shadow II 1980 года — просто машина для богатых.

 

Cadillac Sedan De Ville 1966 года. В общем, тоже авто не для бедных.

 

Мастерская-автосервис с автомобилем Москвич-408 в автомузее Моторы Октября в Москве

Автомобильную экспозицию этого зала завершает вот такая инсталляция. То ли кусок реставрационной мастерской, то ли деревенский автосервис. На рабочей площадке кузов Москвича-408,

 

рядом «горбатый» Запорожец, который вот-вот станет хот-родом.

 

А ещё в этом зале есть три двигателя: один от Победы, а два других — не знаю. С автомобильной экспозицией мы закончили, а теперь предлагаю посмотреть на «аттракционы» в этом музее.

 

Автомузей Моторы Октября: развлечения для детей и взрослых

 

 

Мотоколяска С-3А скорая помощь в автомузее Моторы Октября в Москве

Рядом с Чайкой ГАЗ-13 и Фордом Мустанг находится карета скорой помощи из мотоколяски С-3А. Дверки открываются, руль крутится, внутрь можно залезать и изображать из себя санитара. Как говорила Маша из мультика «Ух, я такая скорая на помощь!»

 

Аттракцион "Накачай колесо" в автомузее Моторы Октября в Москве

Напротив «крылатых американцев» аттракцион «Накачай колесо». Два ручных насоса и два циферблата-манометра. Бегущие диодные дорожки показывают, для какого колеса вашего давления хватит — от мопеда до грузовика. Кто быстрее докачает до грузового баллона, тот и выиграл. Взрослых процесс накачивания заводит сильнее чем детей.

 

Аттракцион с мотоциклетной вилкой в автомузее Моторы Октября в Москве

Рядом с деревянным Москвичом-фургончиком вот такое вот колесо с мотоциклетной или велосипедной передней вилкой. Говорят что для демонстрации продольной устойчивости крутящегося колеса.

 

Шасси ГАЗ-69 для любопытных в автомузее Моторы Октября в Москве

Здесь же шасси автомобиля ГАЗ-69 для любопытных. Можно не только посмотреть как машина устроена, но и сесть на сиденье и покрутить руль.

 

Аттракцион "Зайцы в свете фар" в автомузее Моторы Октября в Москве

Чуть подальше стенд для демонстрации разницы между ближним и дальним светом. Внешне похож на игровой автомат «морской бой» только вместо перископа с гашетками четыре кнопки и лесная дорога на экране. Чем сильнее свет — тем больше зайцев видно на дороге.

 

«Почувствуй себя пассажиром маршрутки» — аттракцион скорее для взрослых, которые даже в булочную ездят на собственном авто.

 

Аттракцион "Послушай звук мотора" в автомузее Моторы Октября в Москве

Самый шумный уголок музея — дюжина моторов в одном Запорожце. Подробности читайте на табличке. Для полноты ощущений можно даже сесть на один из мотоциклов, припаркованных поблизости.

 

Автомузей Моторы Октября в Москве

На этот раз у меня про автомузей Моторы Октября всё. Но похоже что второй мой визит сюда будет совсем скоро. 21 апреля здесь пройдёт весенний Автофестиваль, в рамках которого состоится 1-й этап Кубка РККА по ретро-ралли. Так что до скорой встречи на «Кристалле».

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *