Музей Московский транспорт сегодня является крупнейшим собранием ретро-автомобилей на территории Москвы. Одна из отличительных особенностей музея — временные выставки машин из частных коллекций, за счет чего экспозиция обновляется несколько раз в год.
Координаты 55.742309, 37.677981
Адрес: Москва, Рогожский вал 9/2
Проезд: метро «Площадь Ильича» или «Римская», далее 600 метров пешком или две остановки на трамвае
Режим работы: понедельник выходной, со вторника по воскресенье с 10.00 до 21.00
Билеты: взрослый 400 рублей, детский 200, большой список льготников
Дата съемки: 26 января 2018 года
Музей Московский транспорт изначально был основан в 2003 году Дмитрием Октябрьским как Музей ретро-автомобилей на улице Рогожский Вал. В 2016 году здание бывшего автокомбината, где размещалась коллекция, стало собственностью Мосгортранса. Музей переименовали, а экспозицию расширили за счёт ретро-автобусов и автомобилей из собрания Мосгортранса.
――――――――
Сегодня музей Московский транспорт располагается в пяти залах-ангарах. Основу музейной коллекции составляют автомобили из бывшего музея АЗЛК и, естественно, Мосгортрансовские грузовики-автобусы. А вот дальше начинается самое интересное. Во-первых, на зиму на Рогожский вал перебирается большая часть машин из коллекции московского музея ГИБДД. Во-вторых, музей Московский транспорт является своеобразной долгосрочной парковкой для ретро-автомобилей частных коллекционеров. И в-третьих, здесь постоянно проходят небольшие выставки, посвящённые отдельным датам и событиям автомобильной истории.
――――――――
Как следствие, постоянного состава у экспозиции в целом нет. Как минимум раз в полгода она обновляется процентов на 15-20. Добавьте сюда участие отдельных машин в ретро-фестивалях и парадах и станет ясно, что любая попытка каталогизировать это собрание обречена на провал.
――――――――
Поэтому я решил поступить следующим образом. В этой статье музей Московский транспорт будет представлен как единовременный фотографический снимок по состоянию на ноября 2017 года. А далее на сайте появятся материалы, в которых машины из этого собрания предстанут отснятыми на других мероприятиях. Как правило, в более выгодных ракурсах и при лучшем освещении.
――――――――
Особо хочу обратить ваше внимание на «Выставку достижений отечественного и зарубежного автопрома» 2015 года. В тот год больше сотни машин с Рогожки экспонировались в бывшем павильоне Космос на ВДНХ и рассмотреть их можно было во всех деталях.
Отдельными материалами выйдут обзоры по Музею ГИБДД и коллекции Мосгортранса, а также обзоры Олдтаймер-Галереи Ильи Сорокина разных лет. Ссылки на упомянутые появятся в начале этой статьи и станут активными по мере их публикации на сайте, поэтому чтобы не пропустить новые материалы, подпишитесь на обновления.
――――――――
Кстати, пока готовил эту статью, в Сокольниках прошла очередная Олдтаймер-Галерея. Музей Московский транспорт показал там свои пожарки, и их можно было нормально отснять. Обзор на сайте в ближайшее время, следите за обновлениями! На этом официальная часть закончена, и я предлагаю переместиться в 26 января в Музей Московский транспорт на Рогожском валу.
Минимум подробностей в тексте, основное внимание фотографиям и табличкам.
Обособленно в углу первого зала пристроился пикап International MXT. Никакого отношения к ретро не имеет, но зверь очень редкий даже по мировым понятиям. Что уж говорить о России.
Механик в берете, верстак и антикварный токарный станок с ремённым приводом. Вот на таком оборудовании делали первые автомобили.
――――――――
Одна из самых знаменитых «самоделок» — «Панголина» инженера из Ухты Александра Кулыгина. В условиях советского дефицита отдельные умельцы даже автомобили делали своими руками.
――――――――
Правый ряд зарубежных ретро-авто открывает чешская Tatra 57C 1934 года.
Автомобиль, посадивший Америку на колёса. Он же самый массовый автомобиль первой половины ХХ века — Ford Model T. Перед нами экземпляр из последних серий с кузовом фаэтон.
Пришедший на смену Ford Model T в 1927 году Ford Model A с кузовом «двухдверный седан».
Двухдверное купе Hupmobile серии S 1930 года. Фирма просуществовала с 1908 по 1940 год.
Двухдверный кабриолет Hudson 8 1936 года. Машина подверглась хот-родному тюнингу и по крайней мере внешне не соответствует оригиналу.
Двухдверный кабриолет Horch 830Bk, самый маленький Хорьх в модельном ряду. Увы, машина закрыта полиэтиленом — неужели с крыши капает?
Mercedes-Benz 290 середины 1930-х. Данный экземпляр с дорогим и редким кузовом кабриолет тип Д: 6 мест, 4 двери и 3 боковых окна.
Дальнейшее развитие 290-го — Mercedes-Benz 320 с кузовом лимузин.
Двухдверный кабриолет Mercedes-Benz 230D с дизельным двигателем. На таком же ездил Штирлиц.
Седан Mercedes-Benz 170S. Переходная модель от довоенного 170-го к модели 220S начала 1950-х (смотри далее). Таблички рядом нет, зато есть пара чемоданов.
Вот он, тот самый Mercedes-Benz 220S. И не снять его нормально, и опять без таблички…
―――――――――――――――――――――――――
Первый штуттгартский понтон Mercedes-Benz 190. С табличкой, но под плёнкой.
――――――――
――――――――
Купе в 111-м кузове даже не старался снять в таких ракурсах. Есть съемка этой машины на ретро-ралли, так что следите за обновлениями на сайте.
Левый ряд первого зала начинает седан Packard 120 1936 года.
За ним представитель люксовой серии Packard 180 1941 года.
Cadillac 370D Fleetwood с редким кузовом Брогэм. Крыша над передним сиденьем сдвигается вовнутрь задней части кузова.
Родстер Cadillac V-12 Fleetwood выпускался в 1931-1933 годы.
Седан Cadillac Sixty Special выпуска 1940 года.
Последнее довоенное обновление модельного ряда марки — Cadillac 75 Fleetwood в кузове седан
и он же в варианте купе.
Кадиллак для тех кто почище, а кто попроще катался на Форде. Перед нами Ford Deluxe 1940 года.
Выпускался до него — Ford V-8 1935 года.
На ступеньку ниже Кадиллака в иерархии концерна Джи-Эм-Си стоял Бюик. На фото Buick Series 40 1935 года.
А это модель следующего года, Buick Series 90 Limited.
Plymouth Special DeLuxe 1949 года. Клон Крайслера, но подешевле.
Европейцы из породы кошачьих. Первый послевоенный седан Jaguar Mk IX 1949 года.
И знаменитый родстер Jaguar XK 120. Или 140? А таблички нету…
В торце первого зала то ли сцена, то ли подиум. На ней Музей Московский транспорт предстаёт в виде макета с прозрачными стенами.
Слева от сцены детский конный экипаж и автомобильчик дядюшки Мокуса. Сфотографировать нормально можно только таблички.
―――――――――――――――――――――
Справа не самая лучшая реплика автомобиля начала ХХ века. Но с табличкой!
――――――――
――――――――
В переходе между первым и вторым залом автобус ЛАЗ-695 1957 года
――――――――――――――――――――
и ГАЗ-12 ЗиМ из коллекции Мосгортранса,
а также оперативный работник в довоенной форме и сильно послевоенный велосипед. Всё, пошли во второй зал!
――――――――
Предпочитаю сначала ходить налево, но здесь начну с правой части. Тут у нас реплики спортивных Москвичей-Жигулей, но есть три «но». Стоят вплотную, накрыты плёнкой, табличек нет. Почти нет — одна всё-таки затесалась. Всегда тут так или я не вовремя зашёл?
Стенд с парой гоночных Москвичей. Ну ладно я их рассмотрел и отснял на Олдтаймер-Галерее, а остальным-то как быть?
――――――――
С двигателем та же история.
Стенды с историей отечественной Формулы интересные, но часть фоток закрыта колонной.
Музей Московский транспорт хранит огромную коллекцию велосипедов. Таблички присутствуют, но я здесь не снимал. Не моя тема. Хотя может быть в следующий раз…
Начинаем обход центральной площадки второго зала. ГАЗ-АА, знаменитая «полуторка» 1934 года.
За ним первая горьковская легковушка ГАЗ-А.
«Эмка», она же ГАЗ-М-1, она же «Чёрный воронок».
ГАЗ-67Б послевоенного выпуска со штампованной решёткой радиатора.
ГАЗ-М-20В «Победа» третьей серии с трёхбрусной радиаторной облицовкой.
ГАЗ-М-21В «Волга». Самая редкая первая серия, облицовка «со звездой» и олень на капоте.
ГАЗ-М-21И «Волга». Второй вариант облицовки «акулья пасть».
И наконец самая распространённая 21-я с облицовкой «китовый ус». В музее она в двух вариантах: обычном и такси.
Это тоже такси, но грузовое: ГАЗ-51Р для колхозников и дачников.
Целый выводок второй «Волги» модели 24.
――――――――
Патрульный ГАЗ-24-01,
――――――――
универсал ГАЗ-24-02, в народе прозванный «сарай» (в отличие от седана «баржа»).
――――――――
Переходная версия от ГАЗ-24 к ГАЗ-24-10. Внешне можно отличить по колпакам колёс и дверным ручкам.
――――――――
комитетовская «догонялка» ГАЗ-24-24 с V-образным двигателем от «Чайки».
――――――――
Вот от такой вот «Чайки», ГАЗ-13.
Таких вездеходов ГАЗ-24-95 сделали всего пять. Чтобы дорогой Леонид Ильич мог ездить на охоту.
―――――――――――――――――――――――――
В торце зала, как я понял, несколько временных экспозиций. Одна из них посвящена марке Альфа Ромео. Здесь можно увидеть последнюю самостоятельную разработку компании седан Alfa Romeo 75,
―――――――――――――――――――――――――
спайдер Alfa Romeo Giulia 1600,
―――――――――――――――――――――――――
купе Alfa Romeo Giulietta Sprint.
――――――――――――――――――――――――
――――――――
Что делает рядом с ними ВАЗ-2101, я так и не понял. Намёк на то, что ФИАТ повсюду?
――――――――――――――――――――――――
За итальянками парочка спортивных Мерсов: родстер Mercedes-Benz 190SL
――――――――――――――――――――――――
и купе Mercedes-Benz 280SL.
Далее несколько Корветов. Первое поколение Chevrolet Corvette C1: вверху выпуска 1958-1960 года, внизу 1960-1961 года. У машины другое оформление задней части, но его, увы, не видно.
――――――――
Второе поколение Chevrolet Corvette C2 Sting Ray стало мощнее, компактнее и получило авангардный по тем временам дизайн.
Завершает этот ряд Ford Taurus, подготовленный для участия в гонках NASCAR.
Длинный ряд спортивных машин, начинающийся во втором и заканчивающийся в третьем зале. Его начинает Maserati Shamal; с 1990 по 1996 год выпущено 369 таких машин.
Лимитированный (серия 180 штук) Maserati GranSport MC Victory 2004 года.
Седан из 1980-х Maserati Quattroporte IV, изготовленный в 1138 экземплярах.
Английский родстер MG A 1958 года
и версия на его базе MGA Sebring, выпущенная в 1959 году.
Флагманская модель компании Лянча 1960-х годов — седан Lancia Flaminia GT.
Самый массовый автомобиль в истории — Фольксваген Жук. На фото модель 1200, последняя модификация первого поколения кузова.
Второе поколение Жука 1300: кузов уже новый, но лобовое стекло ещё плоское.
Volkswagen Typ 4/411 — не самая удачная попытка создать замену Жуку.
Седан Jaguar XJ6. Помните фильм «Небесные ласточки», где девушек закрыли вуалями: «Довольствуйся тем, что видишь, сын мой!».
Datsun Fairlady 1500. «Датсун… тьфу, дама! сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…»
―――――――――――――――――――――――――
――――――――
――――――――
Мы собственно уже в третьем зале. Поэтому маленькая ремарка — и вернёмся назад. За Фольксвагенами в стене небольшая ниша на тему «мечта инвалида». Мотоколяска С-3А (она же «Моргуновка»), её преемница С-3Д и ЗАЗ-965, тоже выпускавшийся с управлением для инвалидов.
―――――――――――――――――――――――――――――――――
Теперь обратно во второй зал и смотрим знаменитую коллекцию АЗЛК. Как она попала в музей Московский транспорт повествует табличка.
Рядом композиция, повествующая о труде реставраторов.
И экспериментальный ижевский пикап ИЖ Ника.
КИМ-10-50 1940 года, довоенный первенец Московского завода КИМ.
Москвич 400-420, сделанный по образу и подобию Опеля Кадета после войны.
Парочка седанов Москвич-407 — один к лесу задом, другой передом.
Полноприводная версия Москвич-410.
――――――――
Ещё один Москвич-407, но с поздней решёткой.
――――――――
Экспортный Москвич-403ИЭ в раллийном обвесе.
――――――――
Такси — то ли Москвич-402, то ли Москвич-407, то ли вообще Москвич-403.
―――――――――――――――――――――――――――――――――
Седан Москвич-408. Загорожен — дальше некуда.
―――――――――――――――――――――――――――――――――
Развозной фургончик Москвич-433 на базе 412-го.
―――――――――――――――――――――――――――――――――
И универсал Москвич-427 на базе 408-го.
――――――――
Седан Москвич-2140, последний заднеприводный Москвич.
Москвичи-миллионники. 1-миллионный Москвич-408 1967 года,
2-миллионный Москвич-412ИЭ 1974 года,
3-миллионный Москвич-2140 1978 года
и 4-миллионный Москвич-2140SL 1986 года. До пятого миллиона завод не дожил.
Опытные машины АЗЛК. Джип-универсал Москвич-2150 1973 года,
седан Москвич 3-5-6 1975 года,
Москвич-С1 (он же Меридиан-1700TS) 1974 года
и Москвич-С3 1975 года.
Московские концепты начала 1990-х. Москвич-2144 Истра (единственный макетный экземпляр),
Москвич-2143 Яуза (выпущено 3 опытных образца),
Москвич-3733 (выпущено 3 опытных образца)
и Москвич-2139 Арбат (единственный макетный экземпляр).
Попытки расширить модельный ряд сорок-первого Москвича. Электромобиль-пикап Москвич-2335Е1-Электро,
дизельный Москвич-2141-10 с двигателем Ford,
Москвич-233522 с фургоном НПО «Интертехника»
и медицинский Москвич-2901.
――――――――
Дальше цугом стоят два двигателя. Что за зверь на заднем плане я не знаю,
а на переднем АЗЛК-21413.
Москвич-214141 Юрий Долгорукий (в народе Юрий Длиннобазный). Собственно, длиннобазная версия обновлённого седана Москвич 2141-02 Святогор.
Пикап с двухрядной кабиной Москвич-234421. Неудачная попытка прикрутить переднеприводному (!!!) Москвичу погоны.
――――――――
Опять «Небесные ласточки»… Два экспериментальных купе Москвич-2142S0 Дуэт и Москвич-2142S5 Дуэт-2.
Двигатель УЗАМ-3313.
Москвич-2142 Иван Калита. Последняя модель завода, попытка сделать на АЗЛК машину представительского класса. В народе получил имя Ванька Каин.
―――――――――――――――――――――――――――――――――
Москвич-214145 Святогор, глубокая модернизация сорок-первого. Кооператоры продавали для него наклейку-шильдик «Змей Горыныч».
――――――――
ВАЗовский двигатель, который хотели ставить на Святогор.
Москвич-2142R5 Князь Владимир, попытка сделать Святогор с кузовом седан. Успехом она не увенчалась.
――――――――
Ну вот с Москвичами мы закончили и одновременно оказались в третьем зале. Как вам такая вот инсталляция на тему фильма «Три плюс два?».
Центральная часть зала занята площадкой с двумя автобусами: довоенным ЗиС-8
и послевоенным АКЗ-1.
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
Вокруг них несколько мотоциклов, мопедов и мотороллер. И две таблички с небольшими рассказами о развитии двухколёсных транспортных средств.
Левый ряд начинается медицинским РАФ-977ДМ. Кстати, количество полиэтилена в этой части музея зашкаливает по максимуму.
Далее под плёнкой угадываются очертания автобуса РАФ-976,
――――――――――――――――――――――――――――――――――――――――
грузовика ЗиС-151
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и автоцистерны АЦ-4-150.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Бортовой Урал-ЗиС-355М
――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и реплика курортного автобуса Рица стоят без целлофановых вуалей, что уже как бы радует.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
В правой части зала пригородный ЛиАЗ-677Б
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
――――――――
и ЗиС-155 в жёлто-зелёной окраске. Интересно было бы их внутри поснимать, но обе машины закрыты.
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
Торец третьего зала музей Московский транспорт предоставил для зимующей коллекции ГИБДД. Я эти машины снимал на улице и сделаю по ним отдельную статью, а пока что чисто факультативное перечисление: Москвич-401 с ОРУДовским рупором на крыше, Москвич-407, Москвич-408, Москвич-412 и учебный ДОСААФовский ЗАЗ-968М.
――――――――
Волга ГАЗ-21Л в милицейской окраске судя по номеру местная, а не из музея ГИБДД.
По краям этого ряда в стенах есть ниши. Одна пустая, а в другой спрятался Cadillac Fleetwood Brougham 1994 года.
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
――――――――
Продолжаем смотреть коллекцию ГИБДД. Пара тяжёлых мотоциклов с коляской, УАЗ-469 с цельнометаллическим кузовом, ВАЗ-2101 и Волга ГАЗ-24.
――――――――
――――――――
――――――――
В переходе между залами техника перестроечной России: Москвич-2141, ГАЗ-31029 Волга и Ford Crown Victoria.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Музей Московский транспорт, четвёртый зал. Экспозиция здесь небольшая и состоит в основном из американской классики. По часовой стрелке: двухдверное купе Cadillac Coupe de Ville 1968 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
двухдверный кабриолет Cadillac Series 6200 1964 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
четырёхдверный седан Cadillac Series 62 1958 года.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Далее двухдверный хардтоп Chevrolet Impala 1959 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
двухдверный кабриолет Oldsmobile Cutlass 1968 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
культовое купе Chevrolet Camaro 1970 года
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и последний кабриолет Cadillac Eldorado 1983 года.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Какая же Америка без Форда?! Купе Ford LTD Crown Victoria 1983 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
седан той же модели в полицейском окрасе
――――――――
и купе Ford Mustang 1967 года.
――――――――
Вдали у стеночки и без таблички пикап Ford Ranchero 500.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
И снова большие американцы. Четырёхдверный седан Cadillac Series 6200 1963 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
двухдверное купе Buick LeSabre 1959 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
двухдверное купе Cadillac Coupe de Ville 1959 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
четырёхдверный кабриолет Lincoln Continental 1963 года
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и двухдверное купе Lincoln Continental Mk IV 1972 года.
――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Парочка двухдверных Buick Special Riviera. Слева кабриолет 1956 года, справа хардтоп 1955-го.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Завершают периметр именитые англичане. Rolls-Royce Silver Shadow I 1965 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Rolls-Royce Silver Spirit I 1980 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Rolls-Royce Silver Cloud I 1955 года
――――――――
и парочка Bentley Continental S1 1955 года.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
На площадке в центре зала снова Америка. Двухдверный кабриолет Lincoln Continental 1959 года,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
двухдверный кабриолет Cadillac Convertible DeVille 1965 года
――――――――
――――――――
и четырёхдверный седан Cadillac Sedan DeVille 1959 года.
Музей Московский транспорт осмотрен почти полностью! Прямо в переходе из четвёртого зала любуемся ещё одной самоделкой советской эпохи: РАФ-21А Афалина.
――――――――
Трактор John Deere Model A выпускался с 1935 по 1953 год. Судя по табличке. Рядом должен стоять трактор Porsche. Ну и где он?!
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Два ленд-лизовских американца из коллекции Мосгортранса. Двухосный Chevrolet G7107
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и всем известный Studebaker US6.
Далее три Мосгортрансовские пожарки: ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51,
――――――――
ПМЗ-18 на шасси ЗиЛ-164
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и ПМЗ-9М на ЗиС-150. (Нормальные фотки этих и других машин — скоро на сайте).
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Шведская пожарка на шасси International Harvester, кажется, из коллекции клуба Джанк’ярд.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Про этот пожарный Volvo Turbo 6 не могу сказать ничего. Кроме того, что это Вольво.
――――――――
А вот этот Magirus Deutz точно из музея ГИБДД.
――――――――
Ещё одна машина оттуда же: передвижной флюорографический кабинет на шасси Praga V3S.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Рядом Мосгортрансовский ГАЗ-63 с военным кузовом-кунгом.
――――――――
Бело-зелёный микрик то ли местный, то ли заехал погреться…
На центральной площадке в основном машины Мосгортранса: Willys MB, полуторка ГАЗ-АА,
――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
ЗиС-5 с одноосным прицепом.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Dodge WC-57 в музее, похоже, на время,
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
――――――――
а Ford M-151A2 MUTT выглядит местным жителем.
――――――――
Завершает центральную группу ГАЗ-69 из музея ГИБДД.
Шеренгу машин Гаража Особого Назначения начинает автомобиль для охраны кортежей ЗиЛ-41072 Скорпион.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Бронированный ЗиЛ-41052, не имевший аналогов по степени защиты.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
Чайка ГАЗ-13 с кузовом седан
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
и её модификация ГАЗ-13Б с кузовом кабриолет.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
――――――――
За правительственными лимузинами пристроился ЛАЗ-695Н. Скорее всего, временно.
――――――――
Помните, я говорил о частых временных выставках, которые проводит музей Московский транспорт? Так вот, в день моего посещения такая выставка была посвящена 50-летию завода ЛиАЗ. Четыре автобуса разных лет были открыты, салоны можно было свободно посмотреть-пофоткать.
ЛиАЗ-677М 1991 года, последний вариант самой массовой Ликинской модели.
ЛиАЗ-677 в санитарной версии для военных. Внутри вместо сидений крепления для двух ярусов носилок. Премьера выставки, ранее этот автобус нигде не показывали.
ЛиАЗ-677 первых серий (1975 год), без заднего бампера и с круглыми фонарями.
ЛиАЗ-158В 1965 года. Первая Ликинская модель, производство которой было передано с завода ЗиЛ.
За ЛиАЗом спрятался последний герой этого фотообзора — РАФ-22038. Самый массовый микроавтобус в СССР, производство которого прекратили после развала Союза.
Вот такой вот он, музей Московский транспорт на Рогожском валу. Теоретически, за день можно успеть посмотреть всё подробно. А можно и не успеть…
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.