669 просмотров

Бронепоезд на станции Чернь — мемориал воинам-железнодорожникам

Едва ли не первым появившимся в России бронепоездом-памятником стал бронепоезд на станции Чернь у южной границы Тульской области. Впечатление бронированный монстр производит неизгладимое, особенно на пассажиров проезжающих мимо поездов.

 

Координаты 53.433903, 36.789163

Дата съемки 27 сентября 2009 года

Место для мемориала выбрано, я думаю, не случайно. Именно на станции Чернь 12 мая 1942 года приняли первый бой войны-железнодорожники 31-го особого дивизиона бронепоездов.

 

Мемориал войны на станции Чернь

Мемориал войны на станции Чернь Мемориал войны на станции Чернь Мемориал войны на станции Чернь

О чем и свидетельствует мемориальная табличка на здании вокзала.

Вторая табличка сообщает, что через четыре дня, 16 мая, во время авианалета погиб на боевом посту дежурный по станции Чернь В.А.Колотилов.

И, наконец, третья табличка посвящена великим русским писателям, бывавшим в здешних местах.

 

Мемориал войны на станции Чернь

Мемориал войны на станции Чернь Мемориал войны на станции Чернь Мемориал войны на станции Чернь

Перед вокзалом разбит большой цветник и установлен бюст уроженца здешних мест Н.А. Вознесенскиого. Политический деятель, председатель Госплана и член ГКО был расстрелян по «ленинградскому делу» в 1950 году.

 

Мемориал войны на станции Чернь

Чтобы попасть от вокзала к бронепоезду, надо пересечь железнодорожные пути. Через рельсы здесь перекинуты деревянные мостки, так что издали кажется, что к бронепоезду ведет ковровая дорожка.

 

Мемориал войны на станции Чернь

Мемориал войны на станции Чернь Мемориал войны на станции Чернь

Мемориал войны на станции Чернь Мемориал войны на станции Чернь

В конце дорожки по бокам два памятных камня. Один из них посвящен сражавшимся в этих местах бронепоездам, другой — открытию мемориала в 2010 году. Левее на аллее небольшая плита о том, где были построены воевавшие на Тульской земле бронепоезда. Правее на граните информация о тех, кто профинансировал создание мемориала.

 

Бронепоезд на станции Чернь

Итак, приступаем к осмотру. Бронепоезд на станции Чернь не является историческим памятником — это новодел до последней заклепки. Оригинальные в нем только платформы, паровоз которой не видно, пара зениток и один пулемет. Остальное, увы, творение послевоенного времени.

 

Бронепоезд на станции Чернь

Основная часть работ по созданию памятника была выполнена в локомотивном депо станции Узловая в 2010 году. Любопытная история связана с парой броневагонов и киностудией «Мосфильм», но об этом чуть позже. А если не присматриваться к деталям, то можно сказать, что бронепоезд на станции Чернь сделан по мотивам одного из дислоцировавшихся в здешних местах бронепоездов, например, «Козьма Минин».

 

Паровоз Эр 785-05 бронепоезда на станции Чернь

Бронепоезд на станции Чернь достаточно длинный, а самое интересное находится в середине. Поэтому я предлагаю начать с паровоза, потом пройти к головной платформе и вернуться назад. Да, и давайте я сразу расскажу историю про «Мосфильм», пока не забыл. В середине 1960-х для съемок героического кино был сделан бронепоезд. Скорее всего, его премьера состоялась в фильме «Армия Трясогузки». Хотя о копийности сего творения и речи быть не может, все-же в качестве паровоза задействовали  исторически верную «Овечку», благо в то время она еще не была занесена в Красную книгу. В связи с этим на киношном бронепоезде прослужили два паровоза — первый износился и его заменили другим того же типа. Но прошли годы, спрос на героев гражданской войны сошел на нет, а каждый паровоз Ов стал цениться на вес золота. Базу «Мосфильма» на станции Белев ликвидировали, бронепоезд отогнали в Рославль.

 

Паровоз Ов 4775 памятник на станции Орел Паровоз Ов 841 в музее РЖД на Рижском вокзале в Москве

Там с паровоза Ов сняли броню и отправили его в музей РЖД (первый встал памятником у депо в Орле), а про оставшиеся броневагоны забыли вплоть до 2000-х. В конечном итоге, их последним приютом стал бронепоезд на станции Чернь.

 

Паровоз Эр 785-05 бронепоезда на станции Чернь Паровоз Эр 785-05 бронепоезда на станции Чернь Паровоз Эр 785-05 бронепоезда на станции Чернь

Да, а что же паровоз, перед которым мы стоим? Увы, это историческая фантазия авторов. На реальных бронепоездах в основном применяли паровозы Ов, которые были намного «приземистей». А на станции Чернь броней обшит более поздний товарный паровоз Эр, профиль которого значительно выше чем у «Овечки» (да и размерами он побольше).

 

Паровоз Эр 785-05 бронепоезда на станции Чернь

Очень прикалывает МПС-овский шильдик с гербом СССР. Дело в том, что на нем 15 ленточек! Если кто не помнит — количество ленточек на гербе СССР равнялось количеству союзных республик. До и во время войны республик было 11, с 1946 года — 16, а 15 стало только в 1956. Поневоле вспомнишь Евстигнеева: «Товарищи, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг»!»

 

Передняя бронеплощадка бронепоезда на станции Чернь

Передняя бронеплощадка бронепоезда на станции Чернь Передняя бронеплощадка бронепоезда на станции Чернь Передняя бронеплощадка бронепоезда на станции Чернь

Перед паровозом вот такой вот чудесный «Мосфильмовский» броневагон. В СССР бронепоезда собирались из типовых броневагонов, но этот не похож ни на один из них. Зачем здесь целых три смотровые башенки, да еще и рядом друг с другом — тайна покрытая мраком. Может, в экипаже был трехголовый Змей Горыныч? А что, у киношников все возможно! Но молчит в ответ бронепоезд на станции Чернь…

 

Передняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь

Передняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь Передняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь Передняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь

Перед броневагоном контрольная платформа. Такие платформы цепляли спереди и сзади чтобы в случае подрыва на мине терять дешевую платформу и не калечить дорогущий бронепоезд. Еще на платформах возили запас рельсов для ремонта или укладывали мешки с песком, за которыми прятался пулеметчик. Вагон, который мы сейчас видим — стандартная 20-тонная платформа с откидными бортами образца 1912 года и модернизацией 1923-го.

 

Двухорудийная бронеплощадка ПЛ-42 бронепоезда на станции Чернь

Двухорудийная бронеплощадка ПЛ-42 бронепоезда на станции Чернь Двухорудийная бронеплощадка ПЛ-42 бронепоезда на станции Чернь Двухорудийная бронеплощадка ПЛ-42 бронепоезда на станции Чернь

Возвращаемся к паровозу и идем осматривать бронепоезд на станции Чернь в сторону хвоста. Сразу за тендером мы видим очень качественную реплику крытой двухорудийной бронеплощадки ПЛ-42. Во всяком случае внешне она почти не отличается от вагонов настоящих бронепоездов военного времени. Если повезет с дежурным, внутрь этого вагона можно зайти и посмотреть очень достоверно воссозданный интерьер. Но день съемки, увы, был не мой, так что надеюсь на удачу в следующий раз.

 

Одноорудийная бронеплощадка типа ОБ-3 бронепоезда на станции Чернь

Одноорудийная бронеплощадка типа ОБ-3 бронепоезда на станции Чернь Одноорудийная бронеплощадка типа ОБ-3 бронепоезда на станции Чернь Одноорудийная бронеплощадка типа ОБ-3 бронепоезда на станции Чернь

Второй привет от «Мосфильма» сделан, скорее всего, по мотивам бронеплощадки ОБ-3. Круглая башня более характерна для бронепоездов времен Гражданской войны, а скошенные угловые бронелисты — Великой Отечественной.

 

Зенитно-минометная площадка КС-80 бронепоезда на станции Чернь

Зенитно-минометная площадка КС-80 бронепоезда на станции Чернь Зенитно-минометная площадка КС-80 бронепоезда на станции Чернь Зенитно-минометная площадка КС-80 бронепоезда на станции Чернь

Реплика зенитно-минометной площадки КС-80. Очень похожая и качественная, во всяком случае внешне. По углам такой площадки устанавливались зенитные пушки — сначала 25-мм 72-К, позднее 37-мм 61-К. В центральной части располагался станок М-8 для пуска реактивных снарядов (как у «Катюши», только поменьше). Боковые листы вокруг пусковой установки при этом опускались вниз.

 

Двухосная платформа с зенитной пушкой 61-К бронепоезда на станции Чернь

Двухосная платформа с зенитной пушкой 61-К бронепоезда на станции Чернь Двухосная платформа с зенитной пушкой 61-К бронепоезда на станции Чернь Двухосная платформа с зенитной пушкой 61-К бронепоезда на станции Чернь

Двухосная платформа с зенитной пушкой 61-К. Зенитка самая обычная, а вот платформа нет. Она явно сконструирована для каких-то специальных целей, да еще и намного позже войны. Колеса у нее меньше по диаметру, чем у довоенных двухосных вагонов, а оси установлены в буксах с подшипниками качения, а не скольжения. В СССР такие буксы на вагонах в массовом порядке стали устанавливать с конца 1950-х. Еще одна особенность этой платформы — откидываются не только боковые, но и торцевые борта, взгляните на петли. Хотя конкретно на этом вагоне борта вообще не откинешь — запоры демонтированы, а вместо них намертво заклепанные.

 

Двухосная платформа с зенитной пушкой 61-К бронепоезда на станции Чернь

Задняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь Задняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь Задняя контрольная платформа бронепоезда на станции Чернь

Следующая платформа — классическая 20-тонная двухоска, аналогичная той, что стоит в голове поезда. На ней в качестве груза еще одна 37-мм зенитная пушка 61-К.

 

Бронепоезд на станции Чернь

Замыкает состав бронепоезда еще одна двухосная платформа. Колеса у нее как у стандартного двухосного вагона, буксы с подшипниками скольжения, а вот колесная база значительно короче. Не исключено, что эта платформа переделана из пришедшего в негодность крытого вагона-теплушки. Во всяком случае, очень похожая «переделка» (только с неоткидными бортами) экспонируется в музее РЖД на Рижском вокзале.

 

Бронепоезд на станции Чернь

Вот, собственно, и все. В заключение хочу отметить, что хотя бронепоезд на станции Чернь и является новоделом, посмотреть на него стоит и ценителям техники, и любителям истории. Впечатления будут незабываемые, гарантирую. Добраться до станции Чернь можно электричкой или поездом, расписание уточняйте на сайте РЖД. Только сразу же смотрите, как будете уезжать, потому что останавливаются здесь далеко не все поезда. Если поедете на автомобиле — у деревни Медвежка на 293 километре трассы М2 есть указатель поворота «БРОНЕПОЕЗД 1» (поворот вправо если ехать к Мценску). Указатель небольшой, поэтому смотрите внимательно!

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

2 комментариев к записи “Бронепоезд на станции Чернь — мемориал воинам-железнодорожникам

  1. А где ссылки на источники «зенитка самая обычная, а вот платформа нет. Она явно сконструирована для каких-то специальных целей, да еще и намного позже войны. Колеса у нее меньше по диаметру, чем у довоенных двухосных вагонов, а оси установлены в буксах с подшипниками качения, а не скольжения. В СССР такие буксы на вагонах в массовом порядке стали устанавливать с конца 1950-х», так можно написать все что угодно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Скачать игру фар край 1 с торрента бесплатно на русском, скачать игру фар край 1 - скачать фар край 1 с торрента русская версия