299 просмотров

Военный эшелон — памятник железнодорожникам в Мценске

Памятник железнодорожникам в Мценске расположен на привокзальной площади. Он установлен по инициативе поисковиков 8-й Мценской школы и состоит из паровоза и двух вагонов.

Координаты объекта: 53.292908, 36.566780

Дата съемки: 27 сентября 2017 года

 

Памятник железнодорожникам в Мценске появился не случайно. В 1941 году это направление рассматривалось немцами как удобный путь переброски наступающих войск на север, и от его обороны зависела скорость продвижения немцев на Тулу и далее на Москву.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

В 1943 году наоборот, скорейшее освобождение железной магистрали обеспечивало Красной армии успех наступления на Орловском плацдарме. И не только воинские эшелоны грохотали здесь по рельсам. В годы войны в этих местах успешно действовали несколько бронепоездов (подробнее здесь >>>).

 

Памятник железнодорожникам в Мценске Военный эшелон

Памятник железнодорожникам в Мценске представляет собой стилизованный воинский эшелон и состоит из паровоза и двух вагонов: теплушки и платформы с зенитной установкой.

И если теплушка и платформа как модели вагонов аутентичны военному периоду, то паровоз такого типа в войне участвовать не мог никак.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

Магистральный грузовой паровоз серии Л выпускался с 1945 по 1955 год и были одним из лучших и массовых советских паровозов послевоенного периода. Их было выпущено более 4000 штук, и большую часть законсервировали в дальнейшем на базах запаса. Это и стало причиной того, что в качестве памятников в дальнейшем использовали именно паровозы серии Л, как наиболее хорошо сохранившиеся, а зачастую и единственные уцелевшие.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

В частности, установленный как памятник железнодорожникам в Мценске паровоз Л-1822 выпущен Коломенским паровозостроительным заводом в 1952 году. После вывода из эксплуатации он до 1997 года находился на базе запаса Верховье. После ликвидации базы Л-1822 использовали в качестве котельной для отопления депо, а в 2003 году передали в Мценск для установки в качестве памятника.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

По состоянию на осень 2017 года состояние паровоза можно назвать удовлетворительным. Ржавчина хоть и проступает тут и там сквозь краску, но это не так критично (пока) как, например, на паровозе в Угличе >>>.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

Многие мелкие детали отсутствуют, что вполне нормально для стоящих не за колючей проволокой с взводом вооруженной охраны машин (не только паровозов). Отсутствие же крупных деталей, таких как дышел механизма привода колес, я комментировать не берусь. Возможно, их сняли изначально, перед установкой паровоза в качестве памятника.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

Часть окон будки открыты. Стекол в них нет, но сам факт открытости говорит о том, что внутреннее оборудование будки на этом паровозе еще присутствует (разграбленные будки обычно заваривают наглухо). Лезть по лестнице и убеждаться в сохранности внутреннего убранства мне не позволило воспитание. Если есть ограждение — нечего за него залезать!, так меня учили.

 

Паровоз Л-1822 на памятнике железнодорожникам в Мценске

На тендере паровоза укреплена памятная табличка в честь кого создан данный мемориал.

 

Зенитная платформа на памятнике железнодорожникам в Мценске

Переходим к вагонам. Ранее я упомянул, что вагоны такого типа могли использоваться в военное время, однако при ближайшем рассмотрении возникает ряд вопросов. Автосцепки и отсутствие буферов это полбеды.

 

Вагон-теплушка на памятнике железнодорожникам в Мценске

Вагон-теплушка на памятнике железнодорожникам в Мценске Вагон-теплушка на памятнике железнодорожникам в Мценске

――――――――

Взять, например, теплушку. Узкая боковая двустворчатая распашная (!) дверь вместо широкой сдвижной как-то не стыкуются с образом довоенного двухосного вагона НТВ. Люди здесь пройдут, а лошадок вовнутрь как загонять?! Во время выдоха?

 

Вагон-теплушка на памятнике железнодорожникам в Мценске Вагон-теплушка на памятнике железнодорожникам в Мценске

―――――――――――――――――――――――――

Или вот дверки с правого края. Ладно, боковые можно было бы списать на заколоченные выходы тормозной площадки. Но при внимательном осмотре оказывается, что в торцевой стенке этой теплушки тоже есть двери! Тамбурные переходы у двухосного НТВ я увидел в тот день впервые в жизни. Каково назначение этого вагона? Что он специальный — понятно, но какого времени? До, после или во время войны? И для чего столько наворотов на внешне обычной теплушке? К слову, если отойти от состава подальше, то при хорошем зрении (или объективе с зумом) на крыше теплушки можно разглядеть вытяжные трубы.

 

Зенитная платформа на памятнике железнодорожникам в Мценске

Зенитная платформа на памятнике железнодорожникам в Мценске Зенитная платформа на памятнике железнодорожникам в Мценске

――――――――

Замыкающий вагон в этом эшелоне — двухосная платформа. Среди всех единиц техники, составляющих памятник железнодорожникам в Мценске, к ней меньше всего вопросов. Платформа хотя тоже без буферов и с автосцепкой, но после 1935-го такое могло быть.

 

Зенитная платформа на памятнике железнодорожникам в Мценске Зенитная платформа на памятнике железнодорожникам в Мценске

――――――――

А вот что за трехствольная конструкция на ней установлена? По замыслу авторов, она должна изображать зенитную установку. Упс! Судя по длине стволов, это пушка, а зенитные установки в Красной армии были с четным числом стволов, либо 2 — либо 4 (одиночки не в счет). А если хотели изобразить зенитную строенную установку с пулеметами ПВ-1, действительно выпускавшуюся в годы войны в Тамбове для вооружения бронепоездов — стволы должны быть раза в три короче.

 

Памятник железнодорожникам в Мценске Военный эшелон

Мелочи, скажете вы? Возможно. Но именно они снижают уровень патриотизма при посещении таких мемориалов у тех, кто хоть немного в теме. А у молодого поколения формируют неправильное представление о том, чем же та война являлась на самом деле. А может, здесь чей-то умысел? Сегодня подсунем несуществующую пушку, а завтра подтасуем цифры в книге. Глядишь, лет через 20 подрастет поколение, искренне верящее в то, что решающим фактором в нашей Победе была заморская тушенка…

 

Памятник железнодорожникам в Мценске Военный эшелон

Как говорил граф Монте-Кристо, хватит на сегодня яду… Давайте посмотрим, что еще интересного окружает памятник железнодорожникам в Мценске.

 

Железнодорожный вокзал в Мценске

Железнодорожный вокзал в Мценске Железнодорожный вокзал в Мценске Железнодорожный вокзал в Мценске

Во-первых это собственно здание вокзала дореволюционной постройки. Не очень большое, но очень красивое, похожее на маленький дворец. Неудивительно, что здесь побывало столько известных людей!

Построено оно, судя по всему, в 1910-1912 годах.

 

Железнодорожный вокзал в Мценске

Железнодорожный вокзал в Мценске Железнодорожный вокзал в Мценске Железнодорожный вокзал в Мценске

Именно эти цифры красуются над входом в водонапорную башню напротив. И вокзал, и башня выполнены в едином стиле, так почему бы не предположить, что и строились одновременно?

Перед входом в башню со стороны вокзала разбит большой цветник. В его центре установлен деревянный поклонный крест. В честь чего мне неизвестно, рядом нет ни одной таблички.

 

Памятник железнодорожникам в Мценске Военный эшелон

Про военный эшелон и привокзальную площадь на этом все. В следующий раз отправимся на северную окраину Мценска и посмотрим на мемориал с «Катюшей» и пушками ЗиС-3. А заодно заглянем на Аллею героев в Парке пионеров.

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *