Тульская детская железная дорога находится в городе Новомосковске Тульской области. Накануне открытия очередного сезона движения поездов самое время рассказать о ней подробно.
Координаты (вокзал): 54.014819, 38.279727
Дата съёмки: 30 августа 2018 года
Адрес: Новомосковск, ул. Бережного, 1а.
Тульская детская железная дорога и детский парк
Тульская детская железная дорога расположена в самом центре города, в пяти минутах ходьбы от железнодорожной и автобусной станций. Движение поездов осуществляется с 1 мая по 15 сентября. Наиболее полную информацию о днях работы, расписании поездов и цене билетов можно узнать здесь >>>.
Путевое кольцо опоясывают по периметру большой детский парк, в котором тоже есть на что посмотреть. Поэтому я в этой статье расскажу не только об объектах и памятниках железной дороги, но и о некоторых интересных, на мой взгляд, местах в парке. Тем более что в ряде случаев разделить железную дорогу и парк просто невозможно.
А поскольку Тульская детская железная дорога была первым объектом, на который я отправился, приехав в Новомосковск, свой рассказ я начну прямо от автовокзала.
Тульская детская железная дорога: исток Дона
Если мы приехали в Новомосковск на поезде или автобусе, выйдя из здания вокзала мы окажемся на пересечении улиц Мира, Гвардейской и Комсомольской. Проходим мимо композиции «Я люблю Новомосковск» по нечётной стороне Комсомольской и через два дома оказываемся у входа в парк.
Мимо пройти невозможно. Если клумба-павлин и не особенно приметна,
то скульптурная группа «Дон и Шат» прямо таки бросается в глаза.
Углубившись на сотню шагов в парк мы увидим большой камень с высеченной надписью «Исток р. Дон». Помимо неё, камень украшен автографами влюблённых горожан. Возможно, такой демонстрации чувств способствует близость Аллеи невест.
Из вмурованной в основание камня трубы вытекает струя воды, превращающаяся в небольшой ручеёк. В летнюю жару в нём обожают освежаться голуби.
Официально это место считается истоком реки Дон, хотя есть веские доводы сомневаться, так ли это на самом деле. Очень интересную статью о реальных истоках Дона можно прочитать здесь >>> (автор своими ногами прошёл вдоль ручья-истока и сделал множество фото). Заодно из неё можно узнать, кто такие Дон и Шат.
Уже от камня с истоком Дона за деревьями проглядывают контуры станции «Исток Дона». Ручеёк утекает вглубь парка через трубу под железнодорожными путями. Через водную преграду перекинут мостик, судя по гирляндам замков — мост влюблённых.
Замки висят не только на перилах моста, но и на древообразных конструкциях из металлических труб и даже на фонарных столбах на двухметровой высоте. А за мостом начинается Аллея невест, вдоль которой супружескими парами высажены персональные деревья.
По аллее мы сейчас не пойдем, тем более что перед нами первый железнодорожный объект: платформа «Исток Дона». Построена она была в 2010 году, во время реконструкции железной дороги. Поезд прибывает на платформу с севера и уходит на юг, красиво скрываясь за поворотом.
Дожидаемся зелёного сигнала светофора, переходим железнодорожные пути и топаем вглубь парка.
По тропинке вдоль берега ручья-истока Дона, мимо детской площадки и городка аттракционов, доходим до первого пруда.
Если сейчас свернуть вправо, то за переездом через пути будет станция «Берёзки».
Тульская детская железная дорога: богатыри и пушки-игрушки
Но я предлагаю сначала обойти первый пруд, поэтому мы сворачиваем налево и по мостику переходим через ручей-Дон.
Если глянуть с моста вниз, в заводи можно заметить крокодила. Голуби его не боятся.
Прямо перед нами кафе «Тигра». Рядом с ним указатель с расстояниями до летней эстрады, панда-парка, Парижа, Праги и Зугдиди.
Напротив кафе миниатюрный сказочный городок с замками и ветряной мельницей.
Лестницу на веранду охраняет пара львов, а на газоне по периметру гнездятся гномы, улитки, медведи и маленькая Баба-Яга.
Оставляем кафе за спиной и движемся вдоль пруда. Перед мостом, разделяющим первый и второй пруд, прямо из воды выходят богатыри. Не в чешуе как жар горя и не тридцать три, но всё равно красиво.
Мост с двух сторон охраняют две бутафорские пушки по имени Иван и Шат.
Имена отлиты большими буквами на пушечных стволах. А теперь возвращаемся к переезду и начинаем осмотр главной цели путешествия — детской железной дороги.
Тульская детская железная дорога: станция «Берёзки»
Возвращаемся к переезду у станции «Берёзки».
Справа от нас — пост №2 со стрелочным переводом (марки 1/9), слева станционные пути.
Поезд неспеша выползает из-за поворота, проходит стрелку и замирает у пассажирской платформы.
Переходим через пути. Справа у дорожки камень с памятной табличкой о присвоении детскому парку в 2010 году имени Дмитрия Оники, директора комбината «Москвауголь». Тульская детская железная дорога была построена в Новомосковске (тогда ещё Сталиногорске) в 1953 году именно по его инициативе.
У входа на станцию всех встречает весёлый гном.
Рядом с ним ещё один камень — под ним капсула с посланием потомкам от юных железнодорожников из 1979 года.
Станция «Берёзки» — главная на этой дороге. Здесь находится касса и информационное табло,
а на площади установлены необычные часы.
Именно от станции «Берёзки» поезд отправляется и сюда же возвращается. На других станциях остановок может и не быть. Но мы пока кататься не поедем, а пойдём посмотрим на локомотивы-памятники.
Тульская детская железная дорога: паровоз-дедушка и паровоз-правнук
Перед входом в здание управления дороги находится копия паровоза Черепановых. Такие паровозы делают в мастерских депо Узловая, и в Тульской области установлено уже несколько экземпляров. Я видел два — в Узловой и Венёве. Отличительная особенность «узловских» макетов паровоза Черепановых — соединительная тяга колёс, которой у настоящего паровоза не было.
Кроме паровоза, на площади есть несколько скульптур для любителей пофотографироваться: Маша и Медведь, лошадка с повозкой.
Особенно впечатляет Волк-стиляга, повстречавший Красную Шапочку. Яркие штаны, галстук-бабочка и перстень с черепом на лапе.
Чтобы увидеть второй паровоз, нужно пройти вдоль здания управления параллельно платформе немного вперёд. Вот он, спрятался за деревьями. Вдали виднеются здания депо, туда мы отправимся чуть позже.
А пока давайте оглянемся вокруг. С торца здание управления охраняет богатырь с мечом.
Рядом колодец, возможно с живой водой. На пеньки можно присесть и отдохнуть.
Пеньком прикинулся и Старичок-лесовичок. Он так замаскировался среди деревьев, что заметит его только самый внимательный.
Царь-Кащей, опираясь на кривой меч, сторожит сундучок. Уж не со своей ли смертью?
Самая колоритная на мой взгляд скульптура во всём парке — Баба-Яга. Старушка с помелом сидит в ступе, рядом жмурится серый котик (то ли Кот Баюн, то ли Кот-Коток Серенький Лобок).
Последний персонаж на этой площадке — весёлый повар у входа в столовую для сотрудников дороги.
А вот наконец-то и второй паровоз во всей красе. Грузовой Эр 787-75 установлен здесь в качестве памятника в 2012 году. Данный экземпляр выпущен в 1952 году на заводе Цегельского в Польше.
Вот такой вид открывается на станцию «Берёзки» от паровоза Эр. Заодно можно рассмотреть приводы стрелочных переводов.
А теперь уходим в сторону депо смотреть тепловоз-памятник.
Тульская детская железная дорога: тепловоз и вагонные тележки у депо
Не доходя до депо сотни метров, пешеходная дорожка сворачивает влево и через переезд уводит нас в парк.
Станция «Берёзки» с переезда выглядит вот так,
а локомотивное и вагонное депо так.
Подойти поближе к тепловозу и вагонным тележкам можно только на свой страх и риск по балласту и шпалам, перешагивая через рельсы. Под поезд конечно не попадёшь — интенсивность движения здесь не как на ширококолейной дороге. Но всё равно приходилось учитывать, что я не в прогулочной зоне и в любой момент меня могут отсюда попросить. Основные правила такой съёмки — ходить и фотографировать быстро, на одном месте больше минуты не стоять, максимально сократить количество шастаний через пути туда-сюда. И никогда не наступать ногами на рельсы (очень плохая примета, железнодорожники широкой колеи сказали). Только на балласт или шпалы.
Итак, тепловоз ТУ2-126 «Быстрый». Построен Калужским заводом в 1957 году. На детской железной дороге работал с 1971 до 2010 года, после чего был установлен на вечную стоянку в качестве памятника.
Вагонные тележки скорее всего являются не памятниками, а наглядным пособием для юных железнодорожников. Узкоколейная принадлежит пассажирскому вагону ПВ40. Они эксплуатировались в Новомосковске до 2010 года.
Ширококолейная тележка — ходовая часть современных товарных вагонов.
Тульская детская железная дорога: подвижной состав
Настало время покататься на поезде. Возвращаемся на станцию «Берёзки», берём билеты и садимся в поезд.
А на чём мы поедем? В 2010 года Тульская детская железная дорога получила 8 новых вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода. Среди их основных отличий от вагонов ПВ40 унифицированные с тепловозными тележки, за счёт чего габаритная высота больше, чем у предшественников. В составе я заметил два вагона с гладкими боковыми стенками и три с гофрированными, разные ли это модели или модификации одной мне узнать не удалось.
Поезд на Тульской детской железной дороге водит тепловоз ТУ10 всё того же Камбарского завода.
Состав состоит из пяти вагонов и каждый имеет имя собственное. Вагон №1 «Орлёнок». В оформлении салона использованы фото о буднях детской железной дороги.
Вагон №2 «Музыкальный». Салон оформлен изображениями «поющих» сказочных героев. В пути (информация не проверена) звучат песни из любимых сказок.
Вагон №3 «Чебурашка». На стенах изображения мультяшных героев и кадры из любимых мультиков.
Вагон №4 «Экскурсионный». Во время поездки здесь через можно послушать рассказ об истории дороги.
Вагон №5 «Свадебный». В этом вагоне молодожёны могут совершить первое свадебное путешествие по железнодорожному кольцу.
Тульская детская железная дорога: станция «Парковая»
Одна из двух промежуточных станций, построенных в 2010 году.
От станции «Парковая» в сторону станции «Исток Дона» уходит Аллея невест — подарок жителям Новомосковска от ОАО «РЖД». Я по этой аллее не гулял, поэтому из оформления заметил только столб с гнездом аиста.
В начале Аллеи напротив платформы установлен стилизованный паровозик с кольцами и сердечками. Официально он называется «Свадебный поезд».
Тульская детская железная дорога: выставка моделей
Последний пункт нашего путешествия — выставка моделей в административном здании дороги. Она небольшая, но здесь можно увидеть немало интересного. Все экспонаты сделаны руками юных железнодорожников-моделистов.
Вот так выглядела станция «Берёзки» с 1953 по 1974 год.
Второй вариант, построенный в 1974 году. В таком виде простоял до реконструкции 2010 года.
Железнодорожная станция «Новомосковская-1» (большой железной дороги) на макете показана достаточно условно.
Бронепоезд «Козьма Минин», участвовавший в освобождении Сталиногорска от немецко-фашистских захватчиков.
Макет «Железная дорога в горах». На станции пути широкой и узкой колеи.
Модульный мост-конструктор и стенд для проведения соревнований моделей локомотивов в масштабе 1:87.
Витрина с моделями локомотивов в масштабе 1:40.
Несколько витрин с подарками и сувенирами. В основном паровозы на любой вкус и цвет: деревянные, керамические, есть даже один из гаек.
На этом мой рассказ закончен. Напоминаю, что Тульская детская железная дорога открывает 64-й сезон движения поездов 1 мая.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.