563 просмотров

Железнодорожные памятники Ярославля

Железнодорожные памятники Ярославля — их много и все они разные. Одни побольше, другие поменьше. Про одни можно написать отдельную статью, про другие не получается. Поэтому я решил собрать всю рельсовую тематику Ярославля в одном обзоре.

Дата съемки: 21-22 октября 2017 года
Координаты указаны отдельно для каждого объекта

 

Откуда же начинать рассказ про железнодорожные памятники Ярославля, столицы Северной железной дороги как не от железнодорожного вокзала. Только в Ярославле вокзалов два: Главный и Московский. И у каждого есть памятники. Предлагаю начать по старшинству с вокзала Ярославль-Главный.

 

Памятник Савве Мамонтову в Ярославле

Памятник Савве Мамонтову

Координаты 57.626167, 39.834586
История Московско-Ярославской железной дороги началась в 1859 году, когда Государь Император утвердил ее устав, а Акционерное общество приступило к сооружению первого участка от Москвы до Сергиева Посада. Чуть позже началось сооружение и других участков, а дату начала регулярного движения поездов от Шуи до Иваново — 16 сентября 1868 года принято считать днем рождения Северной железной дороги. В 1869 году скончался Иван Мамонтов, родоначальник известной купеческой династии. Принадлежавшие ему акции железнодорожной компании перешли по наследству к сыну Савве, который начал активно заниматься железнодорожными делами.

 

Возглавляемое им акционерное общество построило участок дороги от Ярославля до Вологды, а позже продлило его до Архангельска (подробно об истории Северной железной дороги здесь >>>). Памятник Савве Мамонтову в Ярославле был открыт 31 июля 2008 года в день 140-летнего юбилея дороги. 6-метровая фигура Мамонтова выполнена в полный рост. В одной руке промышленник держит часы, в другой циркуль.

 

На боковых гранях постамента надпись «Савва Мамонтов» и панно с изображением крупнейших вокзалов Северной дороги: Ярославля, Вологды и Рыбинска. Слева и справа от памятника две гранитные плиты.

 

На одной коротко перечислены заслуги Мамонтова, на другой карта Северной железной дороги его времени.
Кстати, на Северной железной дороге есть передвижной вагон-музей. Когда вагон не путешествует по стальным магистралям области, он отстаивается именно здесь, у вокзала Ярославль-главный. Можно сходить и посмотреть.

 

Фрагмент ярославского моста в Костроме

Ярославский железнодорожный мост

Координаты 57.646657, 39.884582
Шутки шутками, но в Ярославле долгое время не было железнодорожного моста. Поезд разгружали на одном берегу Волги, грузы баржами перевозили по воде, после чего на другом берегу снова грузили в вагоны. Было очень неудобно и очень долго. И вот в 1913 году железнодорожный мост наконец-то построили. Простоял он аж до 2005 года, когда его старые, отработавшие свой век полукруглые фермы заменили на новые, трапециевидные.

 

Удивительно, но кусок такой старой фермы я недавно обнаружил в Костроме (все подробности тут >>>). (Раз уж помянули Кострому, вот еще табличка на тамошнем вокзале, связанная и с Северной дорогой, и с именем Мамонтова). А ярославский железнодорожный мост с момента своего открытия стал важным стратегическим объектом. Напрямую с этой темой связан следующий памятник. Чтобы посмотреть на него нам надо перебраться на другой берег Волги.

 

Памятник Амет-Хану Султану в Ярославле

Памятник Амет-Хану Султану

Координаты 57.644158, 39.918778

Железнодорожные памятники Ярославля и памятник летчику Амет-Хану Султану — какая между ними связь? Оказывается, самая прямая. Советский военный летчик-ас, дважды Герой Советского Союза за подвиг в небе над Ярославлем был награжден орденом Ленина. 31 мая 1942 года он таранным ударом сбил бомбардировщик «Юнкерс», направлявшийся бомбить как раз железнодорожный мост. Хотя сухопутная линия фронта проходила далеко от Ярославля, воздушные бои в этих местах шли ожесточенные. Ярославский железнодорожный мост был у немцев как кость в горле. По нему шли и поезда с военной техникой с эвакуированных вглубь страны заводов, и эшелоны с грузами с ленд-лизовских конвоев, разгрузившихся в Архангельске.

 

Уничтожив мост, немцы лишили бы СССР прямого железнодорожного сообщения с севером страны и существенно осложнили бы связь с Сибирью и Уралом. В условиях войны это было бы равносильно поражению. В 1942 году по приказу Комитета Обороны был даже построен мост-дублер чуть выше по течению на тот случай, если основной мост будет поврежден или разрушен. Но этого не произошло, советские летчики не дали ни одной бомбе упасть даже рядом с железнодорожным мостом. Одним из этих летчиков был Амет-Хан Султан. А мост-дублер после войны разобрали.

 

Паровоз-памятник Гр-332 на Ярославской детской железной дороге

Ярославская детская железная дорога

Координаты 57.659700, 39.962494

Памятник Амет-Хану Султану установлен в начале проспекта Авиаторов, а мы сейчас проедем туда, где он заканчивается. И окажемся прямо перед входом на Ярославскую детскую железную дорогу. Совсем недавно на площади у вокзала в качестве памятника стоял паровоз. Обычный узкоколейный паровоз Гр немецкой постройки, каких много трудилось и в промышленности, и на лесозаготовках.

 

Снимки, которые вы сейчас видите, сделаны в последний солнечный денек существования Гр-332 в качестве памятника. На следующий день было пасмурно и сыро, еще через день выпал снег… А в феврале 2018 года паровоз отвезли в Санкт-Петербург. Там его отремонтировали и осенью вернули в Ярославль. Теперь он будет работать на Ярославской железной дороге как полноценный локомотив.

Видео с обкатки выложено в группе дороги Вконтакте >>>. Обязательно съезжу летом в Ярославль и поснимаю это чудо в движении.

 

Памятник зенитчикам в Ярославле 37-мм пушка образца 1939 года

Памятник зенитке у вокзала Ярославль-Московский

Координаты 57.600246, 39.872815
Продолжаем смотреть железнодорожные памятники Ярославля и возвращаемся на правый берег Волги. Первая остановка у вокзала Ярославль-Московский. На площади перед ним стоит зенитная пушка. Памятник всем бойцам, защищавшим небо Ярославля в Великую Отечественную войну. Про значение железнодорожного моста я уже говорил, а ведь в Ярославле работали еще и заводы, выпускавшие продукцию для фронта, и депо с мастерскими, обслуживавшие паровозы и вагоны, эту продукцию перевозившие. О зенитке я подробно писал здесь >>>.

 

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

Памятник цистерна у депо

Координаты 57.597637, 39.870482
Недалеко от вокзала есть шикарный памятник паровозу, но на него мы посмотрим позднее. Сейчас мы проедем немного на юг по Московскому проспекту. Помните я говорил о депо и ремонтных мастерских? Так вот перед самым входом на территорию локомотивного и вагонного депо Ярославля в качестве памятника установлена двухосная цистерна. А сразу за ней мемориал погибшим в годы войны работникам депо. Подробный рассказ читайте здесь >>>.

 

Арт-объект паровоз во дворе больницы РЖД в Ярославле

Паровозик во дворе больницы

Координаты 57.595745, 39.879071
Проезжаем дальше по Московскому проспекту, перед автовокзалом сворачиваем влево на улицу Гоголя, а метров через 800 еще раз налево, на Суздальское шоссе, и медленно едем вперед. Справа от нас сначала будет стадион, а за ним «Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО РЖД». Во дворике перед главным корпусом стоит маленький паровозик П-0001. Мне при взгляде на него сразу вспомнился паровозик из Ромашково, главный герой одноименного мультика. Паровозик хорошо виден через ограду, а вот подойти поближе можно только если охрана разрешит. Мне повезло — меня пустили на территорию, предварительно проверив документы (паспорт при мне всегда) и расспросив о целях фотографирования.

 

Ведущая ось паровоза у Ярославского железнодорожного колледжа

Колесная пара у железнодорожного колледжа

Координаты 57.598753, 39.879497
Еще немного вперед, до пересечения с проспектом Фрунзе — и снова остановка. Перед зданием Ярославского железнодорожного колледжа со стороны проспекта на невысоком постаменте в качестве памятника установлена колесная пара. Судя по противовесам и дышловым креплениям это ведущая ось паровоза, судя по диаметру колес — паровоза товарного. У пассажирских колесики были побольше, чтобы скорость повыше развивать. А грузовым скорость ни к чему, им главное составы потяжелее таскать. Интересная деталь — на колесах нет реборд. У многоосных паровозов реборды на колесах средних ведущих осей отсутствовали для облегчения прохождения кривых малого радиуса.

 

Памятник паровоз Л-5122 в Ярославле

Памятник паровоз Л-5122

Координаты 57.601938, 39.877884
Пересекаем проспект Фрунзе, едем немного вперед и тормозим у дома культуры «Локомотив». Перед зданием ДК великолепно отреставрированный паровоз Л-5122. Про него я подробно рассказывал здесь >>>.

 

Новый памятник паровозу в Ярославле

Паровоз у спорткомплекса «Локомотив»

Координаты 57.584006, 39.906616
Все отснятые мной железнодорожные памятники Ярославля я вам показал, но есть еще один, не отснятый. Не отснятый потому, что паровоз серии Л установили совсем недавно — 3 октября 2018 года — у спорткомплекса «Локомотив» на проспекте Фрунзе. В следующий свой визит в Ярославль я его обязательно сфоткаю. А пока предлагаю изображение из Интернета.

 

Ярославское училище ПВО

Ну вот, на паровозы-вагоны и прочие железнодорожные памятники Ярославля мы посмотрели, в следующий раз пойдем к училищу ПВО. Взглянем на зенитные ракеты.

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *