395 просмотров

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

Двухосная цистерна для нефтепродуктов установлена в качестве памятника на Московском проспекте в Ярославле. Рядом с ней находится мемориал работникам локомотивного и вагонного депо, погибшим в годы войны.

Координаты объекта: 57.597637, 39.870482

Дата съёмки 22 октября 2017 года

Двухосные цистерны были самыми массовыми вагонами для перевозки нефтепродуктов на отечественных железных дорогах вплоть до конца 1940-х годов. С 1933 по 1938 год такие цистерны с объёмом котла 25 м³ строили на Одесском заводе  имени Январского восстания (выпущено более 5000 единиц) и на Ижорском заводе (1500 штук).

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

Рама цистерн такого типа была подобна раме 20-тонного крытого вагона. Цилиндрический котёл сваривался из 5-мм листов в верхней части, 6-мм листов в нижней и двух штампованных днищ из 8-мм стали. Цилиндрический колпак с заливной горловиной имел толщину стенок 5 мм. Крепление цистерны к раме осуществлялось через передние и задние опорные балки с деревянными прокладками, к которым притягивалась стяжными хомутами.

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

Конструкция двухосной цистерны была простой, вагон имел небольшой коэффициент тары, однако в процессе эксплуатации выявился ряд недостатков. Главными из них были появление трещин в котле, а также остаточные прогибы и трещины на раме. Конструкцию вагона усилили — стали использовать 8-мм листы для нижней и 6-мм для верхней части котла цистерны, для хребтовой балки применили швеллер №30 вместо №24-26, усилили поперечные связи, но полностью решить проблему так и не удалось.

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

К тому же увеличение веса поездов на Советских железных дорогах, появление мощных локомотивов с высокой скоростью движения и большегрузных четырёхосных вагонов делали эксплуатацию двухосных цистерн нерентабельной. Двухосные цистерны по сравнению с четырёхосными значительно снижали пропускную способность наливных и сливных пунктов, промывочно-пропарочных постов.

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

При одинаковом весе поезда состав из двухосных цистерн оказывался ощутимо длиннее. Кроме того, их эксплуатация по соображениям безопасности в конце 1930-х была запрещена на участках с тяжёлым профилем пути. Совокупность всех этих причин привела к тому, что выпуск двухосных цистерн на Советских заводах был прекращён в 1938 году.

Двухосная цистерна памятник в Ярославле

Будущее однозначно было за четырёхосными вагонами, однако коррективы внесла война. За четыре года промышленность сильно пострадала, парк вагонов поредел, а состояние путей на европейской части СССР оказалось настолько плачевным, что о производстве и эксплуатации большегрузных вагонов на время приходилось забыть.

Памятник двухосной цистерне у вагоноремонтного депо в Ярославле

Двухосная цистерна снова вернулась на советские стальные магистрали. Часть вагонов вывезли из Германии как трофеи, часть строили в той же Германии в счёт репараций (например, на заводе Букау-Вольф в Магдебурге).

Памятник двухосной цистерне у вагоноремонтного депо в Ярославле Памятник двухосной цистерне у вагоноремонтного депо в Ярославле

Дополнительно к репарациям, с 1945 по 1948 год двухосная цистерна выпускалась и в СССР на заводе имени Жданова. От довоенной она отличалась креплением котла. Именно такой вагон и установлен в качестве памятника в Ярославле.

Памятник двухосной цистерне у вагоноремонтного депо в Ярославле

Аббревиатура на котле ВРК-2 расшифровывается как «Вагонная ремонтная компания-2». В это акционерное общество Ярославское вагоноремонтное депо вошло в 2011 году.

Памятник двухосной цистерне у вагоноремонтного депо в Ярославле

Скорее всего, именно после этого цистерну-памятник перекрасили. Установили памятник в 2010 году, и изначально цистерна была в простой полосатой сине-белой «ливрее» (фото с сайта завода).

Военный мемориал у вагоноремонтного депо в Ярославле

Рядом с цистерной-памятником, прямо у входа на территорию депо, находится военный мемориал. Табличка сообщает, что он был восстановлен к 68-й годовщине Победы на средства, собранные коллективом ОАО «Вагонная Ремонтная Компания-2″. На белом обелиске золотое изображение герба СССР с датами 1941-1945 и две надписи: Пройдут года, десятилетия, века, но память о вас в наших сердцах будет жить вечно» и «Работникам локомотивного и вагонного депо, погибшим в годы Великой Отечественной войны».

Военный мемориал у вагоноремонтного депо в Ярославле Военный мемориал у вагоноремонтного депо в Ярославле Военный мемориал у вагоноремонтного депо в Ярославле Военный мемориал у вагоноремонтного депо в Ярославле

Рядом четыре мраморные плиты с девятнадцатью именами. К сожалению, кто эти люди, мне выяснить не удалось.

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

В статье использована фотография с сайта завода.

Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тент туристический master-sporta.com.ua