7 143 просмотров

Паровоз П-36 в Шарье — устоит ли памятник на месте?

Как-то не везёт этому городу с техническими памятниками. Сначала в болоте утонул музей лесозаготовительной техники. А теперь с проблемами столкнулся и паровоз П-36 в Шарье — памятник у железнодорожного вокзала хотят демонтировать.

 

Координаты объекта: 58.366824, 45.525163

Дата съёмки 1 августа 2017 года

Паровоз П-36 в Шарье установили в качестве памятника у локомотивного депо в 1988 году. Событие это было приурочено к 80-летию создания в Шарье железнодорожного узла, о чём свидетельствует памятная табличка.

 

Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье

Паровоз П-36 выпускался на Коломенском заводе в 1950-1956 годах и стал последним отечественным пассажирским паровозом. За характерные горизонтальные полосы в народе П-36 получил прозвище «Генерал».

Паровоз П-36 в Шарье

К слову, спроектирован он был под руководством Л.С.Лебедянского, автора самого массового советского паровоза Л. Этот паровоз ещё появится в моём рассказе, но чуть позже.

Паровоз П-36 в Шарье

Паровоз П-36 в Шарье простоял у вокзала 30 лет. И вот недавно руководство РЖД приняло решение снять ветерана с постамента, отремонтировать в депо Сальск и вернуть на Северную железную дорогу в качестве локомотива для ретро-поезда. Однако и шарьинцы, и губернатор области выступили против такого решения.

Паровоз П-36 в Шарье

Уж очень нелегко далась в своё время установка именно этого паровоза в качестве памятника. Когда-то в Шарье была крупная база запаса, но со временем её ликвидировали. Хранившиеся там паровозы распределили кого куда, а один П-36 отправили аж в Англию, в железнодорожный музей. Но когда встал вопрос об установке «Генерала» в своём городе, оказалось, что таких машин в округе не осталось.

Паровоз П-36 в Шарье

Выпущенный в 1955 году П-36 за номером 0147, в итоге, перегоняли в Шарью с Дальнего Востока. Поэтому неудивительно, что шарьинцы не хотят расставаться с паровозом, давно уже ставшим одним из символов города.

 

Бар "У паровоза" в Шарье

Даже бар на привокзальной площади, прямо напротив памятника, так и называется: «У паровоза».

 

Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье

Впрочем, и представители РЖД выдвигают достаточно веские аргументы в свою пользу. Сейчас паровоз П-36 в Шарье стоит, что называется, без дела, и сколько бы его ни ремонтировали и подкрашивали, всё равно не молодеет. А вернув машину в рабочее состояние, она однозначно получит уход, не снившийся ни одному памятнику.

Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье

Возможно, в чём-то такая позиция оправдана. Хотя П-36 0147 сегодня находится внешне в практически комплектном состоянии, окна будки у него заварены металлическими листами, так что судить о внутренней «начинке» невозможно. Да и краска во многих местах уже начала облетать, так что максимум через год паровоз нужно будет однозначно подкрашивать.

Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье Памятник паровозу П-36 0147 в Шарье

Компромисс, предложенный РЖД — установка в качестве памятника вместо П-36 «Эльки», паровоза серии Л, также спроектированного Лебедянским. Вот только равнозначной такую замену считать нельзя. «Лебедянок» было выпущено 4199 штук, а «Генералов» всего 251, поэтому желанием менять генерала на лебедя горожане не торопятся.

Паровоз П-36 в Шарье

По информации, появившейся в сети, договориться сторонам удалось до следующего. РЖД пригоняет в Шарью паровоз Л, и если замену сочтут приемлемой, П-36 демонтируют. Но в последствии на паровозе обязательно установят табличку, что сохранили его именно шарьинцы. Так что не исключено, что ближайшим летом сфотографировать паровоз П-36 в Шарье уже не получится — его место займёт другой локомотив.

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *