В обзоре Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе мы посмотрим на дороги боевые, железные и грунтовые. И на всё что по ним ездило, от автомобилей до бронепоездов. Фотогалерея 36 экспонатов.
Предлагаю вашему вниманию пятую часть полного обзора техники в музее Великой Отечественной войны — Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе. Первый по несамоходной артиллерии можно посмотреть здесь>>>, второй по бронетехнике здесь>>>, третий по авиации и ПВО здесь>>>, четвёртый по флоту здесь>>>.
В обзоре Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе шесть разделов:
- автодорожная техника и элементы дорожного полотна;
- автомобили;
- железнодорожные пути и сооружения;
- средства механизации строительства;
- железнодорожный подвижной состав;
- средства рельсовой войны.
Одиночно стоящие экземпляры и группы на карте отмечены хвостатыми метками с номерами, «эшелоны» цветной заливкой и обычной меткой с номером.
Схема залов взята с сайта музея, соответственно координаты экспонатов соответствуют номерам стендов на этой схеме.
Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе: автодорожная техника и элементы дорожного полотна
Деревянный двухотвальный угольник-снегоочиститель, макет 1:2
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Прицепной грейдер ГТМ
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Деревянное колейное бревенчатое покрытие
Расположено: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Деревянное колейное дощатое покрытие
Расположено: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Деревянное сплошное бревенчатое покрытие
Расположено: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Деревянный низководный мост
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе: автомобили
Легковой автомобиль ГАЗ М-1, 1936 год
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б 1944 года
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б 1944 года
Расположен: открытая площадка, второй навес, горчичная метка № 9
Грузовой автомобиль ГАЗ ММ 1942 года с очажной кухней ОПК-150 1943 года в кузове
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Полевая кухня КП-2-48 1948 года
Расположена: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», автомобильная дорога (горчичная линия), метка № 4
Топливозаправщик БЗ-43 на шасси ЗиС-5В, 1943-1945 год
Расположен: открытая площадка, второй навес, горчичная метка № 10
Автомобиль повышенной проходимости Willys MB, США
Расположен: основная экспозиция в здании музея, 2 этаж, стенд № XI
Плавающий автомобиль Ford GPA, США, 1942 год
Расположен: открытая площадка, второй навес, горчичная метка № 9
Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе: железнодорожные пути и сооружения
Стрелочный перевод марки 1-9 и элементы железнодорожного пути
Расположены: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), метка № 5
Гидроколонка для заправки паровозов
Расположена: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), метка № 5
Двухкрылый семафор
Расположена: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), метка № 5
Взорванный железнодорожный ферменный мост с ездой понизу
На мосту вагон-теплушка. Более ранний вариант на спицованных колёсах стоит напротив в составе воинского эшелона.
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), метка № 5
Временный железнодорожный мост с ездой поверху
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), метка № 5
Деревянные опоры воздушной линии связи
Расположены: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), метка № 5
Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе: средства механизации строительства
Ручной молот (баба) одинарный
Расположены: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги»
один перед мостом у железной дороги (оранжевая заливка), метка № 5,
второй и третий у автомобильной дороги (горчичная линия) и рядом с макетом угольника-снегоочистителя, метка № 4
Ручной молот (баба) многостоечный
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги»; перед мостом у железной дороги (оранжевая заливка), метка № 5
Дизельный металлический копер РМК-5 1942 года (макет)
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги»; перед мостом у железной дороги (оранжевая заливка), метка № 5
Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе: железнодорожный подвижной состав
Воинский эшелон из товарного паровоза и четырёх вагонов
Расположен: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), правая ветка пути, метка № 5
В состав эшелона входят:
Товарный паровоз Эу 680-96 постройки 1928 года № 680-96 с тендером № Э-4017
Санитарный вагон на базе 4-осного пассажирского вагона 1925 (1937) года
Двухосный вагон-теплушка № 115187 1923 года
Двухосная платформа 1912 года № 282002 со спаренной зенитной пушкой В-47 и двухосная платформа 1912 года № 282003 с полковой пушкой образца 1927 года
Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник» 1917 года
Бронепаровоз с тендером от этого бронепоезда экспонируется в Центральном Музее Вооружённых Сил.
Расположены: открытая площадка, сектор «Фронтовые дороги», железная дорога (оранжевая заливка), левая ветка пути, метка № 5
На Поклонной горе представлены открытая площадка ПВО
и крытая артиллерийско-пулеметная площадка.
Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе: средства рельсовой войны
На оккупированных территориях партизанские отряды и диверсионные группы регулярно взрывали железнодорожное полотно, уничтожая личный состав противника и нарушая снабжение немецких войск оружием и боеприпасами. Для этого широко использовались как самодельные, так и изготовленные промышленным способом мины. Идеально для таких целей подходили противотанковые мины, заложенные под шпалы. На левой ветке железнодорожного полотна, если приглядеться, можно увидеть несколько таких мин:
Противотанковые мины ТМ-35 и ТМ-35М 1935-1941 годов
Мина ТМ-35 нажимного действия стала первым образцом оружия такого рода в Красной Армии. В 1942 году появилась модернизированная мина ТМ-35М с увеличенным зарядом и дополнительным промежуточным детонатором. Мины этого типа широко использовались на всём протяжении войны.
ТМ-35: масса мины 5,2 кг, масса взрывчатого вещества 3,75 кг.
ТМ-35М: масса мины 7 кг, масса взрывчатого вещества 4 + 0,25 кг
Противотанковая мина ПМЗ-40 1940 года
Увы, данных по этой мине нет.
Противотанковая мина ТМ-41 1941 года
Широко применялась в РККА в 1941-1942 годах.
Масса мины 5,5 кг, масса взрывчатого вещества 4 кг.
Противотанковая мина ТМД-44
Мина заключительного этапа войны.
Масса мины 9,1…9,8 кг, масса взрывчатого вещества 4,8…6,7 кг.
При подрыве мина выбивала из рельса кусок длиной около метра и повреждала соседние шпалы.
А немцы при отступлении, не имея времени на полное уничтожение железнодорожных путей на оставляемых территориях, использовали импровизированные средства. На платформу ставили массивный железный «клык» и тащили её паровозом сколько могли. За платформой оставались вывороченные из насыпи шпалы и согнутые рельсы. Макет комбинированного путеразрушителя Крюк 1943 года представлен в музее на левой ветке железнодорожного пути.
Вдоль железнодорожных путей расставлены стенды с интересной информацией и фотографиями о железных дорогах СССР и железнодорожных войсках во время Великой Отечественной войны.
Обзор Фронтовые дороги в музее Победы на Поклонной горе на этом закончен. В следующий раз посмотрим на трофейную технику Германии и Японии. И один финский миномёт.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.