255 просмотров

Планер Бланик L-13 — памятник в поселке Залегощь

Если как выглядит планер Бланик L-13 многие могут хотя бы представить, то где находится Залегощь скажут, наверное, только местные жители. А находится этот поселок не так уж далеко, в Орловской области. Поехали посмотрим?

Координаты объекта: 52.914407, 36.894107

Дата съемки: 28 сентября 2017 года

 

 

 

Откуда в Залегощи планер

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Поселок городского типа Залегощь расположен на берегу реки Неручь в 63-х километрах к востоку от города Орел. Добраться сюда можно либо на автомобиле по дороге Орел-Новосиль, либо по железной дороге (дистанция Орел — Елец). Население около 5 тысяч человек, крупных промышленных предприятий или военных объектов нет. Ближайшие отделения ДОСААФ находятся в Орле и Мценске, поэтому даже учебных аэродромов поблизости не наблюдается. И вдруг — парящий над холмами планер! Откуда он здесь?

 

 

При чем здесь Гагарин

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

При подробном знакомстве с монументом выясняются еще более интересные подробности. На большом камне у подножия монумента укреплена табличка, из которой следует, что планер Бланик L-13 установлен в честь 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина. Покопавшись в сети удалось выяснить, что монумент сооружен по инициативе Председателя Залегощенского районного совета народных депутатов, директора ДОАО «Залегощенский кирпичный завод» В.И.Новикова. И все! Какое отношение имеет Гагарин к Залегощи, а тем более к планеру Бланик L-13, для меня до сих пор загадка.

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Сам Гагарин ни на планере, ни тем более на Бланике никогда не летал. В  1954 году он пришел в Саратовский аэроклуб ДОСААФ, где и совершил свой первый полет, сразу на самолете Як-18. Учебу он закончил с отличием, совершив 196 полетов и налетав в общей сложности 42 часа 23 минуты. В 1955 году Гагарина призвали в армию. После окончания военного авиаучилища он служил на Северном флоте и пилотировал МиГ-15бис. К началу производства Бланика (1958 год) Гагарин налетал на боевом истребителе около 150 часов. А в 1959 году было принято решение об отборе космонавтов и подготовке первого пилотируемого космического полета, и Юрию Алексеевичу стало вообще не до планеров…

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

И тем не менее, появление монумента в Залегощи, на мой взгляд, событие замечательное! Памятники планерам в России можно пересчитать по пальцам одной руки, а ведь именно с этих летательных аппаратов началась дорога в небо большинства пилотов. Да и многие известные авиаконструкторы начинали именно с создания безмоторных крылатых машин. Я уже не говорю об успешном использовании планеров в десантных операциях во время Второй Мировой войны! Планер Бланик L-13, правда в боевых действиях не участвовал, но вклад в историю воздухоплавания внес немалый. А еще с ним связана весьма интересная интрига, разыгравшаяся уже в наши дни.

 

 

Планер Бланик L-13 — немного истории

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Двухместный тренировочный планер Бланик L-13 (Let L-13 Blanik) разработал чешский конструктор Karel Dlouhy в 1956 году. Серийно планер выпускался с 1958 года на заводе Let Kunovice. Благодаря простой и надежной конструкции в сочетании с хорошими пилотажными характеристиками планер Бланик L-13 быстро стал популярным не только в Европе (как социалистической, так и капиталистической), но и в Новом Свете. За 50 лет было выпущено 2650 L-13, а если считать модификации, то объем производства превысил 3000 штук. На момент прекращения выпуска в 2006 году планер Бланик L-13 был самым распространенным планером в мире, в 1960-е годы на нем было установлено несколько мировых рекордов по дальности полета. Бланик пользовался уважением по обе стороны океана. В странах Варшавского договора он, естественно, был основным учебно-тренировочным планером. Но даже и ВВС США он широко применялся для первичного обучения военных летчиков.

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

По данным с одного авиационного форума, около 700 L-13 эксплуатировались на территории стран бывшего СССР, 500 — в США и Австралии, остальные летали в Европе. И вроде бы все было хорошо, но… А вот дальше начались катастрофы. У Блаников начали ломаться кронштейны крыльев, что разумеется приводило к человеческим жертвам. После одной из таких катастроф в Австрии эксплуатацию Блаников повсеместно запретили. Вроде бы все правильно, но почитав ветку на уже упоминавшемся форуме, лично у меня сложилось впечатление, что западные производители планеров воспользовались ситуацией и не очень красиво убрали ненужного конкурента. Для тех, кого интересуют технические подробности с формулами и диаграммами — вот ссылка на форум. А в этой статье я приведу лишь ряд собственных выводов на основе прочитанного.

 

Мысли вслух

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

 

  • Планер Бланик L-13 был прост, надежен и доступен по цене. В условиях, когда производитель выживает за счет постоянного впаривания клиенту «более современных» моделей машины, работающие десятки лет, никому не нужны.
  • Планер взлетает на буксире: либо за самолетом, либо с лебедки. Во втором случае он испытывает значительно большие перегрузки, что металлу не очень нравится. Завод обозначает количество «самолетных» взлетов до капитального ремонта в 18000, в то время как «лебедочных» всего 3600.
  • При определении ресурса «лебедочных» взлетов расчеты производились по характеристикам лебедки с гидромуфтой «Геркулес-3» для планера массой 350-500 кг, ровеснице самого Бланика. Начиная с середины 1970-х, в Европе перешли на лебедки в полтора-два раза мощнее, для более тяжелых планеров. Соответственно, перегрузки у Бланика при старте с такой лебедки выросли пропорционально.
  • Планер Бланик L-13 используется способен не только парить, но и заниматься воздушной акробатикой. Комплекс несложных фигур с перегрузкой до 2,5 — штопор, петля, колокол — для него не проблема. Однако злоупотребление пилотажными трюками также отрицательно сказывается на «здоровье» металлических конструкций.
  • Точку в судьбе L-13 поставила катастрофа в Австрии. После нее полеты Блаников с 5 сентября 2010 года были повсеместно запрещены. А что за машина разбилась в Австрии? Это был планер 1972 (!) года, совершивший более 5000 посадок и имевший 2318 часов налета. Из них на последние 400 часов приходилось 8% акробатических полетов. А о характере полетов за предыдущее время вообще информации нет (источник см. выше). Есть такая пословица «дело было не в бобине — раздолбай сидел в кабине». По-моему, здесь тот самый случай.
  • Неутешительное резюме. Да, проблема существует, и надо было ее решать. Но пока уцелевшие Бланики стояли на приколе, пилоты волей-неволей заменили их «разрешенными» моделями. Более современными и более дорогими. А L-13 вряд ли вернется в небо Европы. Конкуренты не дадут.

 

 

Вместо послесловия

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

Во время международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском посетители могли увидеть — кого бы вы думали? Ага, планер Бланик L-13! В паре с легким учебным самолетом PZL-104 Wilga. Оба летательных аппарата были представлены компанией «Engineering — the Aviation Maintenance Holding», входящей в состав S7. Представители компании объяснили, что выкупили права на производство и Вильги, и Бланика. А на авиасалоне присутствуют для оценки заинтересованности пилотов и представителей аэроклубов в новых самолетах и планерах этих моделей, так как Бланик и Вильга хорошо известны на просторах бывшего СССР (источник). Однако дело, похоже, не заладилось. Холдинг «Инжиниринг…» в феврале 2018 года сменил название на S7 Technics, успешно продолжая заниматься ремонтом и обслуживанием пассажирских самолетов. Никакой информации о возобновлении выпуска Бланика и Вильги на сайте S7 Technics я не нашел.

 

Планер Бланик L-13 памятник в поселке Залегощь

А над Залегощью продолжает гордо парить планер Бланик L-13. То ли как памятник полету Гагарина, то ли как памятник самому себе. К слову, единственный музей, в коллекции которого есть L-13 — «Авиамузей Янки» в городке Ван Барен (Мичиган) в США. (Информация из англоязычной Википедии). А в России на Бланик L-13 можно взглянуть в поселке Залегощь Орловской области. Все-таки ближе, чем до Америки переть…

 

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.

Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.

Текст и фото Леонид Кузнецов.

Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *