Два объекта в одном обзоре, благо находятся они рядом друг с другом. Читайте про Центр военно-тактических игр («Афганская тропа») и Городок военных связистов с радиостанцией «Патриот» во всех подробностях.
Центр военно-тактических игр
Остановка парковой маршрутки под номером 4 расположена как раз рядом с Центром. Собственно Центр военно-тактических игр представляет собой несколько павильонов-ангаров, внутри которых находятся полоса препятствий, зона городской застройки и игровой центр. (На карте эти павильоны обозначены жёлтым прямоугольником с коричневым контуром). Техника, в принципе, есть в каждом павильоне, но в этой статье я расскажу только об одном.
Сотрудники парка называют его «Афганская тропа», а главное преимущество этой зоны, на мой взгляд, в том, что тут есть не только возможность поиграть в войнушку пневматическими ружьями с пластиковыми патронами, но и посмотреть военную технику, среди которой встречаются весьма интересные экземпляры. Итак, заходим в павильон с надписью «Игровая зона» — и вот она перед нами.
Афганская тропа
Стилизованная «завалинка» в правой части кадра — пост дежурного по павильону.
Вообще, техника в этой части павильона расставлена больше для антуража, чтобы играть было не скучно. Например, роль истребителя, заходящего на бреющем полёте в сторону игроков, исполняет учебно-тренировочный Як-52, никогда в боевых действиях не участвовавший.
――――――――
Десантники-парашютисты, зависшие под куполом… Выбросил этот десант уж точно не Як-52.
УАЗ-3151 с пулемётной турелью и радиостанцией. Накрыт маскировочной сеткой и изображает лёгкий патрульный автомобиль в засаде.
Рядом за бутафорской каменной стенкой печка-буржуйка и миномёт.
А вот это уже поинтересней. Два армейских мотоцикла Днепр МТ-650 (или 650М ?). С карданным приводом на колесо коляски и стойками для ручного пулемёта. Оба мотоцикла в отличном состоянии.
Очень редкая машина: мотоцикл связи П-285. Он предназначен для прокладки по поверхности земли и снятие отдельных длин кабеля при ремонте повреждённых участков кабельных линий связи. Состоит из мотоцикла Днепр К-750 с коляской, на раме которой установлен станок для намотки кабеля и кронштейн для второй катушки. Привод вращения барабана от двигателя мотоцикла.
А теперь переходим непосредственно к «Афганской тропе». Типа по узкому горному серпантину пробирается колонна военной техники…
Возглавляет её бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. В парке Патриот таких машин несколько. Мы уже видели её в Музейном комплексе 1, да и в этой статье она ещё встретится нам на пути.
Командно-штабная машина Р-142 «Деймос». Опять же встречалась нам в Музейном комплексе 1, но в зелёном цвете. Оборудование смонтировано в кузове К66Н на шасси ГАЗ-66.
А вот и армейский грузовик ГАЗ-66 в чистом виде, в народе прозванный «шишига». И снова повторюсь: мы уже видели такой в Музейном комплексе 1. Только на той машине спереди была лебёдка, а на этой от неё осталось только установочное гнездо.
――――――――
Первый «шишига» тащит на прицепе 120-мм миномёт 2Б11. Он разработан в 1979 году и представляет собой развитие конструкции миномёта ПМ-43 1943 года.
Второй «шишига» на Афганской тропе. Тоже без лебёдки, зато можно рассмотреть в подробностях кузов — тента на машине нет.
У этого ГАЗ-66 на прицепе 82-мм автоматический миномёт 2Б9М Василёк. Кроме возимого варианта, этот миномёт может устанавливаться непосредственно в кузов грузового автомобиля, того же ГАЗ-66, например.
УАЗ-3151, самый распространённый командирский автомобиль стран Варшавского договора. Непосредственно в таком исполнении (лобовое стекло без перемычки, неповоротные дверные ручки) машина выпускалась с 1985 года и в Афганистане её вряд ли можно было встретить.
Десантируемый топливозаправщик ТЗ-2-66Д. Базовое шасси ГАЗ-66Д, авиадесантная версия ГАЗ-66. Отличалась кабиной с откидной рамкой лобового стекла и тентом вместо жёсткой крыши для возможности загрузки машины в десантные самолёты Ан-8 и Ан-12Б. Очень редкая машина — всего было выпущено около 400 ГАЗ-66Д.
УАЗ-452, цельнометаллический универсальный фургон. Судя по светотехнике и выштамповкам задних фальшокон, эта машина выпущена не ранее 1979 года. А возможно, это и более поздняя версия УАЗ-3741 выпуска после 1985 года.
УАЗ-3151 первых выпусков, а возможно, переходная версия от УАЗ-469 к УАЗ-3151. Светотехника уже новая, но лобовое стекло ещё двухсекционное и дверные ручки в виде поворотных хромированных крючков. На дверях машины опознавательные знаки военной комендатуры, а на крыше — светосигнальная балка.
Сразу за УАЗиком коменданта шлагбаум блок-поста с бойцами охранения. Прикрытие с воздуха обеспечивает спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-2-23. (такую же, установленную в кузове грузовика ЗиЛ-131, можно увидеть на выставке «Военная операция в Сирии»).
Завершает экспозицию «Афганская тропа» барражирующий в небе многоцелевой вертолёт Ми-2. Армией СССР в военном варианте никогда не применялся, но широко использовался как транспортная и учебная машина. (В Музейном комплексе 1 можно увидеть такой же).
В этом зале смотреть больше нечего. Нам пора покидать Центр военно-тактических игр и перемещаться в
Городок военных связистов
Он находится совсем рядом, буквально в двух шагах (на карте отмечен сиреневой заливкой с красным контуром). Съёмку здесь я делал в конце августа 2017 года, когда экспозицию только монтировали. Судя по последним снимкам с сайта парка Патриот, машины покрасили и у каждой установили информационные таблички. Кроме того, на территории Городка военных связистов будет работать коллективная любительская радиостанция парка с позывным «Патриот».
Так как во время моей фотосъёмки никаких табличек с пояснениями не было, идентифицировать представленные в городке радиостанции мне пришлось самостоятельно. Так как связист из меня ещё тот, не судите слишком строго, если где-то я ошибся.
Командно-штабная машина БТР-50ПУМ. Модернизированная версия БТР-50ПУ с обновлённым составом оборудования. В отличие от БТР-50ПУ в Музейном комплексе 1, здесь эту КШМ можно увидеть с разложенной антенной.
――――――――
Дорожка в Городок военных связистов проходит по деревянному мостику. По его краям установлены «тарелки» двух антенн (индекс я не знаю),
а чуть в стороне расположилась очередная БРДМ-2 в пятнистом камуфляже.
Парочка «сто-пятьдесят-седьмых» слева от входа — автомобильная коротковолновая радиостанция Р-102М3 средней мощности фронтовых радиосетей. Оборудование размещается на двух автомобилях ЗиЛ-157 с кузовом КУНГ-1.
Напротив мостика компания из четырёх машин. Автомобильная коротковолновая радиостанция средней мощности фронтовых и армейских радиосетей Р-140 Береза. Шасси ЗиЛ-157КЕГЛ с кузовом К66У1ДП.
Коротковолновая радиостанция средней мощности армейских и корпусных радиосетей Р-118БМ Стадион-Б. Шасси ЗиЛ-157КЕГ с кузовом КУНГ-1М.
Автомобильная радиостанция средней мощности фронтовых радиосетей диапазона КВ-УКВ Р-161А2М Экватор-3М. Шасси ЗиЛ-131 с кузовом-фургоном К6.131.
Бензогенератор на одноосном прицепе скорее всего относится к станции Р-161АМ2.
А вот что это за радиостанция на шасси ГАЗ-63 я не знаю. Очень похожа на Р-405, но не она.
Зато вот это точно «четыреста-пятая», только более поздняя. Малоканальная радиорелейная станция Р-405М метрового-дециметрового диапазона. Шасси ГАЗ-66-05 с кузовом КУНГ-1.
Подвижная коротковолновая радиостанция средней мощности армейских и корпусных радиосетей Р-118М3 Соболь-Б. Шасси ГАЗ-66 с кузовом КФУ-1.
Ещё один бензиновый электрогенератор неизвестной мне модели. Судя по близости к «шишигам», он запитывает одну из этих радиостанций.
На сегодня у меня всё. Наша прогулка в Центр военно-тактических игр, равно как и в Городок военных связистов, подошла к концу. В следующий раз отправимся смотреть броневагон и военный эшелон.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.