Ретро трамваи — самая загадочная часть коллекции ГУП «Мосгортранс». Увидеть их можно только на параде в честь дня рождения Московского трамвая. В 2018 году он прошёл 21 апреля.
«Мосгортранс» прячет ретро трамваи не специально. Увы, на сегодняшний день в Москве нет выставочной площадки, где их можно экспонировать. Трамваю нужны рельсы и контактная сеть, то есть по логике музей нужно делать на территории трамвайного депо (как в Питере). А вот с этим как раз и проблема — нет в столице такого свободного, все рабочие. Власти вроде собираются построить музей с рельсовой сетью, но разговоры идут давно, а толку пока никакого. Так что увидеть ретро трамваи, работавшие в Москве, можно «только раз в году». К сожаленью…
В данном обзоре я представляю всю технику, участвовавшую в парадах 2017 и 2018 года. И не только ретро трамваи, но и специальные вагоны, до сих пор работающие на линиях. С одной стороны, им тоже пора в музей, а с другой трудятся они исправно и уходить на пенсию желанием не горят. Итак, прошу всех на парад!
Рассказ про московские ретро трамваи я хочу начать с вагона конки. Конка не была первым видом общественного транспорта в Москве — до неё пассажиров возили на громоздких телегах-линейках с убогой крышей от дождя. Запряжены они были парой лошадей-«кабыздохов», и перед подъёмом на гору пассажирам приходилось выходить и топать вверх пешкодралом. Наверху все снова грузились в линейку, и ехали до следующего подъёма.
――――――――
В 1872 году в Москве проложили первую линию конки вдоль Тверской улицы и пустили по ней 10 вагонов английского производства. Штатно для упряжи конки полагалось две лошади, а вторую пару впрягали только на подъёмах, чтобы не высаживать пассажиров. Пару слов о самом вагоне. До наших дней не сохранился ни один оригинальный экземпляр, поэтому в каждом городе строят реплики по своему усмотрению. Московский вагон конки №35 с остеклённым нижним салоном и открытой верхней площадкой-империалом воссоздан в 1999 году с использованием оригинальной ходовой части, использовавшейся в депо им. Авакова как техническая платформа. Экстерьер и интерьер полностью копируют вагон фирмы «Боннар и Ко»(Франция) образца 1884 года, единственное отличие — саморезы с крестообразными шлицами, которые появились намного позже.
Вместимость: 20 мест в салоне + 18 на империале
Масса : 4 тонны
Конка исчезла с московских улиц в 1912 году. И в моём рассказе в дальнейшем будут только ретро трамваи. Хотя по большому счёту, первые трамваи были теми же вагонами конки, только с двигателем (кроме прицепных). Вот перед нами самый старый «моторный» участник парада — сцепка вагонов Ф и Н. Долгое время после появления трамваи в крупных городах работали с безмоторными прицепами. Это позволяло увеличить пассажиропоток при значительной экономии средств. Вагон без мотора стоил, естественно, дешевле чем с ним. Вагоны Ф и Н выпускались с 1907 по 1914 год на шести заводах — (Коломенском, Сормовском, Балтийском, Путиловском, Мытищинском и Брянском), а в Москве эксплуатировались вплоть до 1960-х годов.
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Моторный вагон типа Ф (Фонарный) получил обозначение благодаря периметру остеклённых окошек на крыше (очень похожим на газовые фонари для освещения улиц того времени). Ф был самым распространённым вагоном в Москве. До наших дней сохранилось два вагона Ф. Один, Мытищинской постройки 1908 года №164, отреставрировали для коллекции «Мосгортранса», другой подарили музею в Сан-Франциско.
Мест для сидения: 19
Скорость: 40 км/ч
Масса: 16,4 тонны
――――――――
Прицепные вагоны Н (Нюрнбергский) первоначально закупали в Германии, а после организовали выпуск на отечественных заводах. Представленный вагон №1163 родом именно из Мытищ и работал на московских маршрутах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Позднее он был перестроен в грузовую платформу, а в 1993 году отреставрирован в первозданном виде.
Масса вагона: 8 тонн
――――――――
Первый советский трамвай БФ (Бесфонарный) выпускался на Коломенском заводе с 1925 по 1929 год, в Москве работал до 1970 года. На крыше не было «фонаря», площадки получили входные двери. БФ имел два поста управления, спереди и сзади, что улучшало его манёвренность. Из почти 400 построенных БФ практически все работали в Москве. Вагон №932 построен в 1927 году, на пассажирских маршрутах работал до 1965 года, а после использовался как буксир. Восстановлен в 1988 году.
Мест для сидения: 19
Скорость: 40 км/ч
Масса: 16,5 тонн
Ещё один поезд из вагонов КМ и КП, первых отечественных трамваев большой вместимости на двухосных тележках. Выпускались на Коломенском и Сормовском заводах.
――――――――
Моторные вагоны КМ выпускались с 1926 по 1935 год работали в Москве до 1974 года. Интересная особенность трамвая — он спроектирован без кабины. Водитель работал непосредственно на площадке, находясь среди пассажиров. Вагон №2170 выпущен Коломенским заводом в 1930 году, на маршрутах работал до 1970-го, а позднее использовался как буксир. Восстановлен в 1987 году и снимался во многих фильмах: «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя», «Солнце светит всем», «Холодное лето 53-го» и др.
Мест для сидения: 27
Скорость: 40 км/ч
Масса: 21,2 тонны
――――――――
Прицепные вагоны КП выпускались с 1930 по 1935 год но в Москве проработали сравнительно недолго из-за неудачной конструкции тележек. В 1952 году их полностью сняли со столичных маршрутов, хотя пассажиры оценили наличие широкой центральной двери, облегчавшей посадку в часы пик. Вагон №2556 выпущен в 1932 году в Коломне, после 1952 года был переоборудован в путеизмеритель, а в 1988-м восстановлен до музейного состояния.
Мест для сидения: 29
Масса: около 15 тонн
Сцепка трамваев КТМ-1 и КТП-1 впервые приняла участие в параде в 2018 году. Вагоны были спроектированы на московском заводе СВАРЗ, однако из-за загруженности предприятия ремонтом повреждённых во время войны вагонов, их производство передали в Усть-Катав (Челябинская область). Где их благополучно строили с 1947 по 1961 год. Однако в Москве эти трамваи не прижились — в ходе эксплуатации 1948-1950 годов выяснилось, что они слишком малы для крупных городов.
――――――――
Кузов трамвая КТМ-1 имел смешанную конструкцию: несущий металлический каркас с несущей подоконной балкой. Вагон №0002 восстановлен из трамвая №112, эксплуатировавшегося в Туле. Хотя он был выпущен в 1956 году, внешний вид отреставрированной машины соответствует трамваям первых выпусков 1947-1948 годов.
Вместимость: 36 человек
Скорость: 55 км/ч
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Как и моторный КТМ-1, прицепной КТП-1 выпущен в Усть-Катаве в 1956 году и эксплуатировался в Туле до 1976 года. Поснимать салон внутри, к сожалению, не удалось…
Вместимость: 36 человек
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――――――――――――――――――――――
―――――――――――――――
Первый советский цельнометаллический трамвай МТВ-82. Выпускался на Тушинском и Рижском заводах с 1947 по 1961 год, в Москве работал до 1981 года. По элементам кузова трамвай унифицирован с автобусом ЗиС-154 и троллейбусом МТБ-82. Это был первый трамвай, в котором водитель работал сидя. Вагон №1278 построен на Тушинском авиазаводе №82 в 1948 году и работал на линии до 1976 года. Позднее использовался в качестве буксира, а в 1990 году отреставрирован.
Мест для сидения: 39
Скорость: 45 км/ч
Масса: 19 тонн
――――――――
――――――――
РВЗ-6, первый советский бесшумный трамвай Рижского завода. Выпускался с 1960 по 1975 год и был хорошо известен во многих городах Советского Союза. Однако в Москве работало всего 8 таких вагонов. В 1966 году все они были переданы разрушенному землетрясением Ташкенту для восстановления трамвайного движения. Представленный вагон №222 выпущен в 1965 году и работал в Коломне сначала как пассажирский, а после как учебный трамвай.
Мест для сидения: 36
Скорость: 50 км/ч
Масса: 18,4 тонны
――――――――
――――――――
С появлением Tatra T2 в трамвайной Москве началась «чехословацкая эра». Эта модель выпускалась на заводе ЧКД Прага с 1958 по 1963 год, а в Москве эксплуатировалась до 1981-го. Чешские трамваи превосходили отечественные практически по всем параметрам — плавности хода, дизайну, уровню комфорта в салоне — а в год их появления (1959) москвичи выходили на улицу не погулять, а «покататься на Татре». Крупным планом в кино Tatra T2 можно увидеть в фильме «Приходите завтра». Вагон №378 построен в 1960 году и после списания в 1975-м использовался в депо как склад. Восстановлен в 1999 году.
Мест для сидения: 36
Скорость: 65 км/ч
Масса: 16,8 тонны
――――――――
――――――――
Tatra T3, самая массовая модель Татры в Москве 1980-х. Модель выпускалась с 1960 по 1999 год в нескольких модификациях. В Москву с 1963 года было поставлено более двух тысяч таких вагонов (после 1978 года они стали трёхдверными), а на маршрутах они работали до 1996 года. Трамвай обладал инновационным решением для городского транспорта тех лет — люминесцентным освещением салона. Вагон №481 восстановлен в 2009 году с использованием кузова вагона №1076 (заводской номер 159601) постройки 1971 года, использовавшегося после списания как склад.
Мест для сидения: 36
Скорость: 65 км/ч
Масса: 16 тонн
――――――――
――――――――
Трамваи Tatra T6B5 были специально спроектированы для работы в СССР. Два таких вагона проходили опытную эксплуатацию в Москве в 1983—1984 годах, но для столицы оказались непригодны. Из-за нестандартной ширины вагонов у них возникала масса проблем при въезде и выезде из депо. Тем не менее, Tatra T6B5 успешно работали (и работают) в других городах СССР. А в Москве Tatra T6B5 курсировали до 2006 года. Вагон №0001 является прототипом вагонов серии T6B5 (T3M) и был передан в музей в 2006 году.
Мест для сидения: 40
Скорость: 65 км/ч
Масса: 18,4 тонны
――――――――
――――――――
Трамвай Tatra T7B5 (1988-1993) был спроектирован с учётом проблем Tatra T6B5 специально для Москвы и должен был стать самой массовой моделью столичного трамвая. Однако в начале 1990-х СССР (а вместе с ним и СЭВ) перестали существовать и закупки чехословацких трамваев прекратились. Город получил лишь шесть таких вагонов. Один из них, №7005 (заводской №179546), эксплуатировался с пассажирами под №3325 до 2009 года, после чего был передан в музей.
Мест для сидения: 40
Скорость: 65 км/ч
Масса: 20 тонн
――――――――
――――――――
Трамвай ЛМ-2000 (он же 71−135) был изготовлен в 2001 году по заказу Москвы на Петербургском трамвайно-механическом заводе в единственном экземпляре. Рассматривался в качестве альтернативой для замены устаревших на тот момент Tatra T3. Единственный экземпляр трамвая этой модели №3001 эксплуатировался с пассажирами в Краснопресненском депо, после чего был передан в музей.
Мест для сидения: 22
Скорость: 70 км/ч
――――――――
Этот зверь к категории ретро трамваи пока не относится, хотя однажды таковым станет. Витязь-М 71-93М Тверского завода — современный низкопольный трамвай, появившийся на московских маршрутах в марте 2017 года. В течение ближайших трёх лет Мосгортранс получит 300 таких вагонов и не исключено, что Витязь-М станет единственной моделью московского трамвая.
Мест для сидения: 60
Общая пассажировместимость: 260 человек
――――――――
――――――――
Ретро трамваи не только возят пассажиров, они ещё и помогают в работе своим «пассажирским» собратьям. Вот, например, вагон-вышка для ремонта и прокладки контактной сети. В служебный он был переделан на заводе СВАРЗ в 1946 году из обычного пассажирского вагона Ф. На него установили подъёмную платформу, позволявшую проводить обслуживание, ремонт и прокладку контактной сети на участках с открытой шпальной решёткой, где работа автовышек была затруднена. А ещё этот служебный вагон имеет собственный дизель-генератор и обладает запасом автономного хода. В качестве рабочей машины эксплуатировался до 2003 года.
Скорость: 40 км/ч
Масса: 16,4 тонны
――――――――
Рельсотранспортёр РТ-3 выпускался на заводе СВАРЗ с 1970 по 1984 год. Он предназначен для механизированной погрузки и разгрузки рельсов и строительных деталей при ремонте и замене трамвайных путей. Вагон №3490 выпущен в 1984 году и эксплуатировался в депо имени Баумана до 2003 года.
Скорость: 40 км/ч
Масса: 22,5 тонны
Грузоподъёмнсть: 12 тонн
――――――――
――――――――
――――――――
Премьера парада трамваев 2018 года — рельсошлифовальный вагон РШМв-1. Несмотря на то, что до сих пор работает в депо имени Апакова, к категории ретро трамваи относится напрямую. Вагону №0128 уже 23 года (выпущен в 1995-м). А вообще такие машины выпускались с 1985 по 1998 год на Свердловском (опытный образец) и Воронежском (серия) ремонтных трамвайно-троллейбусных заводах на базе кузова трамвая КТМ-5. В Москве 6 таких машин и используются они для шлифовки рельсов.
Рабочая скорость: до 18 км/ч
Полная масса: 31,5 тонны
――――――――
Ещё одна премьера 2018 года — снегоочиститель ВТК-1 1994 года выпуска. Табличку снять не удалось, поэтому даже о заводе производителе точно сказать не могу. Это либо Куйбышевский (Самарский), либо Воронежский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод.
――――――――
Перенесёмся в 2017 год и посмотрим на машину аналогичного назначения — ГС-4. Что расшифровывается как «Горьковский снегоочиститель», поскольку вагоны этого типа выпускались в Нижнем Новгороде с 1958 по 1975 год. Многие из них до сих пор работают по своей основной специальности, как и московский вагон №0112, изготовленный в 1963 году.
Рабочая скорость: до 30 км/ч
Масса: 17 тонн
――――――――
――――――――
Нельзя записать его в ретро трамваи, однако в параде 2017 года он участвовал, поэтому упоминания в этой статье заслуживает. Рельсоочистительный вагон РОСТ разработан Тихорецким машзаводом в 2016 году и в течении 2017-го проходил тестовую эксплуатацию в Москве. Вагон оснащён двумя щётками для удаления снега и наледи с трамвайных путей и специальным агрегатом для очистки рельсошпальной решётки от мелкого мусора.
Транспортная скорость: 60 км/ч
Рабочая скорость: до 25 км/ч
Обслуживающий персонал: 7 человек
Масса: 23 тонны
В заключение совсем не трамвай, но имеющий к трамваям непосредственное отношение. Автомобиль-вышка для ремонта и обслуживания контактной сети на шасси ЗиЛ-130-76. Впервые замечен на параде трамваев 2018 года, однако никаких табличек с характеристиками на себе не имел. Буду надеяться, что в дальнейшем удастся узнать об этой машине поподробнее.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.