Музей войск ПВО в Балашихе был создан в 1978 году на территории закрытого военного городка. Сегодня доступ в музей свободный.
Координаты: 55.758668, 38.087224
Дата съёмки: 18 октября 2017 года
Адрес: Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, дом 6.
Музей войск ПВО в Балашихе: как доехать, цена билетов
На автомобиле доехать до музея можно либо по Горьковскому, либо по Носовихинскому шоссе. В первом случае на 27-м километре сворачиваем перед автобусной остановкой «Безменково» направо. Во втором — после платформы «Чёрное» по указателю «Горьковское шоссе» уходим через железнодорожный переезд влево.
Для тех кто решит ехать в музей войск ПВО в Балашихе общественным транспортом тоже два варианта. Либо с Курского вокзала электричкой Горьковского направления до платформы «Заря», либо маршруткой № 550к от метро «Новогиреево» до остановки «Улица Ленина».
Если будете заезжать со стороны Горьковского шоссе обратите внимание на забор воинской части прямо у поворота. За ним виднеется ЗиЛ-157, установленный в качестве памятника. Если получится отснять его крупным планом, сделаю отдельный репортаж, а пока делюсь чем богат.
Музей войск ПВО в Балашихе открыт со среды по воскресенье с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00. Понедельник и вторник выходные дни, последняя пятница месяца санитарный день.
С часу до двух обеденный перерыв, здание музея закрыто, но в это время можно беспрепятственно посмотреть технику на открытой площадке.
Осмотр экспозиции на открытой площадке бесплатный. Полный входной билет в здание музея 100 рублей, льготный 50. Плюс большая категория льготников, имеющих право на бесплатное посещение. 23 февраля, 9 и 18 мая и 12 июня вход в музей войск ПВО в Балашихе свободный для всех желающих.
Фото- и видеосъёмка на улице свободная, в здании музея за дополнительную плату 100 рублей. Подробная информация на сайте музея здесь>>>.
Свой обзор я разделил на четыре части:
- открытая площадка;
- экспозиция в здании музея — первый этаж;
- экспозиция в здании музея — второй этаж;
- памятники рядом с музеем.
На мой взгляд ехать в Музей войск ПВО в Балашихе надо или поздней осенью, когда листья опали а снег не выпал, или ранней весной, когда снег уже сошёл, а травка ещё не зазеленела. Можно спокойно обойти открытую площадку по периметру и поснимать технику через забор. Никто не поднимет хай что вы топчете газоны, да и листочки на ветках мешать не будут. Некоторые ракурсы крупногабаритных экспонатов и пушки с правой стороны можно снять только таким образом, что я и сделал в октябре 2017-го. И раз уж зашла речь об уличной съёмке, то и статью про музей войск ПВО в Балашихе я начну с открытой площадки с техникой.
Да, и сильно вдаваться в технические описания экспонатов я не буду. Для интересующихся темой рекомендую вот эту статью >>>, там техника расписана во всех деталях.
Музей войск ПВО в Балашихе: техника на открытой площадке
Зенитный пушечный или ракетный комплекс — это не только пусковая установка с ракетой, это ещё множество единиц техники, от локаторов до постов управления. В музее они стоят разрозненно, поэтому в моём обзоре экспонаты расставлены не так как в музее, а как подсказывает логика. Ракета и станция наведения для неё расположены рядом, а не в разных углах экспозиции. И все системы ПВО я разместил в хронологическом порядке, сначала пушки, потом ракеты. Авиация в самом конце, тем более что её совсем немного.
76-мм (трёхдюймовая) горная пушка образца 1909 года
С таких систем начиналась зенитная артиллерия. Обычное полевое орудие устанавливали на станок для стрельбы по воздушным целям.
37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К (АЗП-39) образца 1939 года
85-мм зенитная пушка 52-К (52-П-366) КС-12 образца 1939 года
Зенитный прожектор З-15-4Б 1938 года
100-мм зенитная пушка КС-19 образца 1948 года
14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗПУ-2 образца 1949 года
14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗПУ-4 образца 1949 года
57-мм зенитная пушка С-60 образца 1950 года
Прибор управления зенитным артиллерийским огнём ПУАЗО-5 «Овод» 1950 года
Предназначен для управления огнём батарей пушек С-60.
130-мм зенитная пушка КС-30 образца 1954 года
Для управления огнём батарей пушек КС-30 в 1950 году началась разработка радиолокационного комплекса «Крона», принятого на вооружение в 1955 году. В него входили станция орудийной наводки СОН-30 «Кама»,
прибор управления зенитным артиллерийским огнём ПУАЗО-30 «Георгин» и визирная колонка ВК со стереодальномером ДН-5.
Зенитная ракета на стартовом столе первого советского ЗРК ПВО С-25 «Беркут»
Натурных образцов локаторов «Беркута» в музее нет, зато есть большой стенд с фотографией радиолокационного комплекса наведения Б-200 комплекса С-25.
Пусковая установка СМ-90 с ракетой комплекса С-75М «Волхов» 1961 года
Антенный пост станции наведения ракет РСН-75МВ комплекса С-75М «Волхов» 1961 года
Двухбалочная пусковая установка СМ-78А с ракетами комплекса С-125 «Нева» 1961 года
Антенный пост станции наведения ракет модернизированного комплекса С-125М «Нева-М» 1972 года
Пусковая установка 5П72 с ракетой комплекса С-200 «Ангара» 1967 года
Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В комплекса С-200В «Вега» образца 1991 года
Пусковая установка 5П851 комплекса С-300ПТ «Бирюса» 1979 года
Антенный пост радиолокатора подсвета и наведения комплекса С-300ПТ «Бирюса» 1979 года
23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» 1962 года
Радиолокационная станция П-35 1РЛ110 «Сатурн»
Двухкоординатная РЛС кругового обзора обнаружения и указания целей сантиметрового диапазона.
Подвижный радиовысотомер ПРВ-10 1РЛ12 «Конус»
Работает в паре с РЛС кругового обзора.
Радиолокационная станция П-15 1РЛ13 «Тропа» 1955 года
Подвижная станция обнаружения целей на малых высотах дециметрового диапазона.
Истребитель МиГ-19 1955 года
Осенью 2017-го этот экспонат только поступил в музей. Носовая часть истребителя МиГ-21 с радиопрозрачным обтекателем РЛС из стекловолокна.
Ещё пара ракет готовилась занять места в залах второго этажа.
Перед самым входом в музей кабина перехватчика МиГ-23П 1977 года. В кабину можно заглянуть, но стекло до того мутное, что почти ничего не видно.
На площадке смотреть больше нечего. Пошли в музей!
Музей войск ПВО в Балашихе: противовоздушная оборона до 1945 года (первый этаж)
76-мм (трёхдюймовая) горная пушка образца 1909 года системы Шнайдера
Такую же на станке для зенитной стрельбы мы видели на улице. Экземпляр перед нами выпущен на Путиловском заводе в 1918 году. На стволе можно рассмотреть клеймо.
Самолёты того периода были тихоходными, летали относительно низко, а сделаны были в основном из дерева и ткани. Как этот Ньюпор XXIII 1914 года. Его вооружение состояло из одного пулемёта, вроде этого 7,92-мм MG 08/15 системы Максима образца 1908 года. На крыльях, правда, можно было установить около десятка небольших ракет французского изобретателя Ле Приегра. Использовали их для борьбы с аэростатами — поджигали оболочку и находящийся внутри газ.
ф
Для борьбы с такими самолётами годились практически все виды огнестрельного оружия, разве что кроме пистолетов. На фото 7,62-мм винтовка системы Мосина образца 1891 года и 7,62-мм станковый пулемёт Максим образца 1910 года.
76-мм (трёхдюймовая) зенитная пушка Лендера образца 1915 года (макет)
В 1918 году на Путиловском заводе был сформирован Путиловский стальной артиллерийский дивизион. В его состав вошли две автомобильные и две железнодорожные противосамолётные артиллерийские батареи и одна лёгкая полевая батарея. Кроме стенда с фотографиями и документами, в музее можно увидеть макет противосамолётного бронепоезда второй железнодорожной батареи и картину, на которой он ведёт бой.
Начиная с 1920-х годов авиация начинает стремительно развиваться. Возрастает скорость и высота полёта, на смену деревянным бипланам приходят металлические монопланы.
Из простых пушек, а тем более винтовок, такие самолёты было уже не сбить. Началась разработка и производство специально сконструированных зенитных пушек. К концу 1930-х годов зенитные пушки стали автоматическими или полуавтоматическими.
А вот пулемёты использовали для борьбы с самолётами вовсю. Зенитная установка 4М образца 1931 года из четырёх 7,62-мм пулемётов «Максим» широко применялась на всём протяжении Великой Отечественной войны.
А это 12,7-мм зенитный пулемет ДШК образца 1938 года на универсальном станке Колесникова образца 1938 года.
Совершенствовались и приборы наведения на цель и корректировки зенитного огня. В период Первой мировой войны пользовались в основном механическими оптическими устройствами, как этот кипрегель.
В 1939 году на вооружение РККА была принята первая радиолокационная станция РУС-1 (радиоулавливатель самолётов).
В 1941 году появилась РУС-2 (Редут-41), первая отечественная РЛС с единой приёмно-передающей антенной.
Хотя и традиционная оптика продолжала широко использоваться в войсках ПВО. На фото бинокулярный прибор наблюдения ПНБ. Рядом с ним осколочный снаряд 85-мм зенитной пушки. На заднем плане реактивный снаряд М-13.
Вооружение самолётов тоже совершенствовалась. Слева 12,7-мм авиационный пулемёт УБ 1941 года, справа 23-мм скорострельная авиационная пушка НС-23 1944 года.
В центре зала на первом этаже большая диорама «Противовоздушная оборона Москвы в июле 1941 года». По бокам от неё мраморные плиты с именами погибших героев-зенитчиков.
Перед диорамой пара стендов с образцами обмундирования служивших в войска ПВО и личным оружием.
Для управления огнём батарей 85-мм зенитных пушек был разработан полуавтоматический прибор ПУАЗО-4. Данные для расчёта параметров наводки орудия он получал от бойцов, работавших с дальномером, либо от станции РЛС.
В музее рядом с ПУАЗО-4 можно увидеть стереоскопический дальномер ДЯ-1.
Разработка новых моделей РЛС велась и в годы войны. В 1942 появилась станция орудийной наводки СОН-2а, состоявшая из двух кабин с излучающей и приёмной антеннами.
В 1943 году появилась радиолокационная станция Редут-43, дальнейшая модернизация РЛС Редут-41. На ней впервые была решена проблема точного определения высоты цели.
Для защиты наземных объектов от нападения с воздуха использовали не только артиллерию, но и авиацию. Истребители ПВО регулярно вылетали на перехват групп вражеских бомбардировщиков.
Самый известный бой по защите неба над Москвой — ночной таран в августе 1941 года истребителем младшего лейтенанта Виктора Талалихина немецкого бомбардировщика Не-111. Фрагменты обоих самолётов выставлены в одной из витрин музея.
Аналогичный подвиг совершил 4 ноября 1941 года в небе над Ленинградом младший лейтенант Алексей Севастьянов. Израсходовав боезапас, он отрубил винтом своего И-153 хвостовое оперение немецкого Хейнкеля. Севастьянов остался жив и приземлился на парашюте. Погиб он 23 апреля 1942 года в воздушном бою над «Дорогой жизни». В 1971 году сбитый МиГ-3 Севастьянова был найден в торфяном болоте. Останки героя захоронили на Чесменском военном кладбище, а лопасть винта его самолёта передали в музей войск ПВО в Балашихе.
Бойцы ПВО успешно отражали не только воздушные, но и танковые атаки. Выстрел с близкой дистанции 85-мм зенитки выводил из строя любой немецкий танк (выпущенный до середины 1943 года, по крайней мере). Под Москвой мне известны два мемориала зенитчикам, остановившим танковые колонны — в Лобне и у деревни Пешки. А когда пушки было использовать нельзя, бойцы ПВО брали в руки противотанковые ружья. На стенде, посвящённом Сталинградской битве, выставлено 14,5-мм противотанковое ружьё системы Симонова образца 1941 года. Для борьбы с вражескими танками части ПВО, оборонявшие Сталинград, имели 220 таких ружей.
А ещё в этом зале есть стенды с немецкими трофеями. Среди которых компас последнего немецкого бомбардировщика, уничтоженного в воздушных боях за Ленинград.
В этом зале есть ещё много интересных фотографий и документов, но их лучше рассматривать непосредственно в музее. А нас ждёт экспозиция на втором этаже.
Музей войск ПВО в Балашихе: противовоздушная оборона после 1945 года (второй этаж)
Крупногабаритной техники здесь, разумеется, нет. Зато много макетов и фотографий пусковых установок, РЛС и прочего противовоздушного хозяйства. Из натурных образцов в основном ракеты и электронная начинка станций РЛС, которую нельзя увидеть на уличных экспонатах за закрытыми дверями кунгов. Экспонатов очень много, поэтому я сосредоточил внимание на технике. Личные вещи, фотографии, документы — по ним можно будет написать отдельную статью. Потом когда-нибудь…
Итак, на входе нас встречает макет ракеты В-300 комплекса С-25. На одном из стендов есть модель пусковой установки комплекса С-200. Обе мы уже видели на открытой площадке в натуральную величину.
Переходим к радиолокационным станциям. На одном из стендов, посвящённом первым отечественным РЛС, есть несколько их макетов. Сделаны они весьма условно, но общий вид машины передают. Таблички рядом с ними я бы назвал дезинформационными, а не информационными. Никаких буквенно-цифровых обозначений моделей, а характеристики производят впечатление взятых с потолка. Допускаю, что модели сделаны во времена тотальной секретности, но с тех пор многое изменилось. Таблички-то можно было заменить. Тем более что на стенде рядом фотографии реальных машин с нормальными подписями!
Вот эта «Радиолокационная станция» очень похожа на антенную кабину РЛС П-20 «Перископ».
Композиция рядом названа просто и лаконично: «Макет позиции радиолокационного комплекса«. На пригорке станция кругового обзора (скорее всего П-20), а две другие? Непонятно.
Хотя с одной из них вроде не всё так плохо. Вот фото на соседнем стенде. Вроде бы РЛС П-12, или я ошибаюсь?
А вот этот экземпляр на шасси ЗиС-151 не иначе как РЛС П-10 1953 года.
Здесь всё ясно. Радиолокационная станция П-15, оригинал стоит на улице во всей красе.
А вот это антенно-поворотное устройство 6ГГ трёхкоординатной РЛС больших и средних высот боевого режима 22Ж6 «Десна». Модель сделана на очень высоком уровне, а «реальные» модифицированные установки вроде как до сих пор в строю.
Модели РЛС закончились, переходим к электронике. Малогабаритные носимые радиостанции, слева направо:
- носимая коротковолновая радиостанция Р-104 образца 1956 года,
- полевая малоканальная радиорелейная станция Р-401,
- радиопеленгаторная станция Р-304 для определения координат радиостанций КВ-диапазона.
А этот шкафчик на себе уже не унесёшь. Перед нами радиостанция Р-118 образца 1956 года. Использовалась в радиосетях тактического звена управления.
Серебристый шкаф с оранжевым экраном — выносной индикатор кругового обзора ВИКО-1. Чёрный ящик на нём приёмопередатчик запросчика НРЗ-1. Оба использовались на РЛС различных типов.
На белом подиуме гониометр «Волга» из комплекта РЛС-П-8. Служит для определения высоты летящей цели.
Рабочее место оператора радиовысотомера ПРВ-9.
Слева шкаф офицера наведения ЗРК С-75 «Волга», экспортное исполнение. Справа рабочее место оператора выбора цели и пуска ракет станции наведения Б200М ЗРК С-25 «Беркут» ( SA-1 Guild по классификации NATO).
Аппаратура кабины управления УНК зенитно-ракетного комплекса С-125М «Нева» (SA-3 Goa по классификации NATO).
Аппаратура автоматизированной системы управления радиолокационного поста ВП-02У
Осталась ещё аппаратура комплекса С-300, но о ней логично будет рассказать в самом конце обзора. А сейчас посмотрим на то, как выглядят места дислокации подразделений ПВО. Слева макет РЛС «Дон», справа макет стрельбового комплекса.
Макет для введения в заблуждение потенциального противника. Изображает транспортную машину с противоракетой А-350, но на оригинал похожа весьма отдалённо.
Слева макет РЛС «Дарьял», справа макет РЛС В3Г «Воронеж».
Слева стартовая позиция противоракет системы ПРО, справа макет центра управления контроля космического пространства.
В заключение макет оптико-электронного комплекса «Окно».
После такого количества макетов хочется посмотреть на что-то «всамделишное». Если эпоха ствольной зенитной артиллерии в 1950-е закончилась, то на самолётах пушки используют до сих пор. Сверху вниз — авиационный пулемёт А-12,7 1953 года, авиационная пушка Н-37Д 1946 года и авиационная пушка НР-23 1950 года. Рядом с каждым орудием образцы боеприпасов для него. В углу стенда несколько снарядов для крупнокалиберных зенитных пушек.
Авиационная пушка НР-30 1952 года
Устанавливалась на истребитель МиГ-19.
Хотя крупнокалиберная зенитная артиллерия в пятидесятых вышла в отставку, артсистемы мелкого калибра внезапно оказались весьма востребованы у зенитчиков. Появился новый класс летательных аппаратов — вертолёты и для борьбы с ними скорострельные ствольные установки подходили лучше всего. На фото 14,5-мм зенитная установка ЗУ-23-2 образца 1954 года.
Позднее появились и ракетные комплексы для борьбы с низколетящими целями — переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). На фото ПЗРК Стрела-2, принятый на вооружение в 1967 году.
Слева ПЗРК Стрела-2М (9К32М) 1970 года, справа ПЗРК Игла (9К38) 1983 года.
Теперь плавно переходим к ракетам класса «воздух-воздух», то есть к тем, которыми вооружают самолёты ПВО.
Ракета малой дальности Р-2УС (К-5) 1959 года
Ракета малой дальности Р-3С (К-13) 1962 года
Ракета средней дальности Р-40Т 1972 года
Применялась на истребителе-перехватчике МиГ-25П.
Ракета малой дальности Р-60 1974 года
Радиолокационная головка самонаведения 9Б-1101К
Устанавливалась на ракетах Р-27 1986 года, которыми вооружались самолёты МиГ-29 и Су-27.
Блок реактивных орудий ОРО-57К для неуправляемых снарядов С-5М
А этот блок реактивных орудий готовится занять место в экспозиции.
Этот сувенир музей получил от головного разработчика авиационного вооружения ГосМКБ «Вымпел» в 2007 году.
Кроме ракет, в музее есть и другие экспонаты авиационной тематики.
Слева катапультное кресло КС-3, справа К-36ДМ второй серии.
Слева шлем ЗШ-5АП с кислородной маской КМ-34 Героя Советского Союза генерал-майора авиации Александра Федотова, погибшего при испытаниях МиГ-31. Справа бортовой самописец СРП-9М-1 (в народе «чёрный ящик»).
Слева радиолокационная антенна истребителя МиГ-23. Справа оптическая визирная головка С-17ВГ-1. Устанавливается на МиГ-23Б и МиГ-27.
А это оборудование для наземных ЗРК. Телевизионный оптический визир РЛС «Карат-2» (9Ш33А) 1970 года предназначен для эффективных боевых действий при постановке самолётами противника активных радиопомех.
В продолжении авиационной темы — модели самолётов, в разные годы стоявшие на вооружении войск ПВО. Одни из первых советских реактивных истребителей Як-15 1946 года (слева) и Миг-15 1947-го (справа).
Самолёты 1950-х: слева истребитель-перехватчик Як-25м 1956 года, справа первый советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-19 1953 года.
Истребители начала 1970-х: МиГ-23 1969 года с изменяемой геометрией крыла, сверхзвуковой МиГ-25 1970 года и высотный истребитель-перехватчик Су-15ТМ 1970 года.
Современные истребители-перехватчики МиГ-31 (слева) и Су-27 (справа).
Перехватчик Як-28П в укрытии для самолётов (аэродром Гудаута).
Тяжёлый барражирующий перехватчик Ту-128 1962 года
До начала 1980-х Ту-128 составляли основу самолётного парка в полках ПВО.
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ту-126 1965 года.
В 1985 году ему на смену пришёл А-50 (Ил-76Д) с радиолокационным комплексом «Шмель-2».
Результаты работы советских систем ПВО также можно увидеть в музее. Крупным планом обломки американского разведывательного самолёта U-2, сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска. Слева обломки головной части ракеты Р-12, сбитой противоракетой В-1000 4 марта 1961 года. Справа части разведывательных зонда и аэростата, сбитых в 1969 и 1973 году над Мурманской областью.
Слева обломок американского самолёта-разведчика U-2, сбитого 27 октября 1962 года в небе над Кубой. Справа сувенирная авторучка, подаренная полковнику Ф. Ильиных воинами Вьетнамской народной армии. Изготовлена из обломков американского самолёта, сбитого дивизионом под командованием Ильиных в небе Вьетнама.
Слева приёмник воздушного давления с первого сбитого в Египте истребителя-бомбардировщика Fantom. Справа обломок израильского «Фантома», сбитого 30 июня 1970 года над Египтом.
В заключение об основе современной противовоздушной обороны страны — комплексах С-300ПМУ разных модификаций. Крупным планом и слева модель пусковой установки С-300ПМУ-2 со штатными ракетами 48Н6Е и кассетой с четырьмя ракетами 9М96Е. Справа модель ракеты 48Н6Е.
Крупным планом и слева автоматизированные рабочие места пункта боевого управления комплекса С-300ПТ. Справа внешний вид пункта боевого управления С-300-ПМУ-1.
Слева многофункциональная РЛС 92Н6Е, справа всевысотный обнаружитель 96Л6Е комплексов С-300 и С-400.
Напоследок немного улыбнёмся. Слева Переходящий приз за стрельбы зенитной батареи Войск ПВО 1955 года. Интересно, сколько он весит при таких размерах? Справа письменный прибор, подарок заместителю командующего Войсками ПВО СССР по зенитной артиллерии генерал-лейтенанту А. Ф. Горохову от московских артиллеристов-зенитчиков в день 60-летия (№.11.1952).
Про музей войск ПВО в Балашихе у меня на этом всё, но в окрестностях есть ещё несколько памятников, о которых я хотел бы упомянуть в этом обзоре.
Музей войск ПВО в Балашихе: памятники в окрестностях
Бюст Главнокомандующего Войсками ПВО СССР в 1966-1978 годах, Маршала Советского Союза П. Ф. Батицкого.
Оранжевая метка № 5 на карте.
Установлен на площади перед зданием музея с левой стороны.
Говорят, что именно благодаря усилиям Маршала и возник музей войск ПВО в Балашихе.
Памятник лётчику
Оранжевая метка № 4.
Установлен на площади перед зданием музея с правой стороны.
Памятник Защитникам неба Отечества
Оранжевая метка № 3.
Находится в сквере на пересечении улиц Ленина и Гагарина. Всё впечатление от памятника портят голуби…
Памятник «Ожидание»
Оранжевая метка № 2.
Посвящается жене офицера. Расположен на улице Гагарина, в паре минут ходьбы от памятника Защитникам неба Отечества.
Рядом церковь Саввы Сторожевского.
Панно «Воинам»
Оранжевая метка № 1.
Находится на пересечении улиц Ленина и Московской. Классический пример соцреализма не самого высокого качества. Обратите внимание на фигуру бойца в маскхалате у правого края. Только мне кажется, что он похож на бабулю в платке, тулупе и кирзачах? И поднятая рука у инженера (тоже в правой части) как-то плавно переходит в небо. Как рукав фокусника, из которого вылетают птицы. Хотя возможно, что ладонь закрасили местные хохмачи. Или краска облупилась от времени.
В общем, если поедете в музей войск ПВО в Балашихе на электричке, рекомендую потратить четверть часа и посмотреть на все эти памятники. Тем более если ехать на электричке, они все окажутся по дороге и небольшой крюк придётся сделать только ради офицерской жены. Но оно того стоит, я проверял.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.