Конная косилка в Костромской слободе. А еще борона и плуг начала прошлого века. Неожиданная экспозиция в музее деревянного зодчества Костромы.
Координаты объекта: 57.775331, 40.889403
Дата съемки: 20 октября 2017 / 13 ноября 2018 года
Этнографические музеи регулярно преподносят сюрпризы любителям старой техники. Конная косилка в Костромской слободе тому подтверждение. С одной стороны вроде все логично. Где же еще быть антикварной сельхозтехнике как не в экспозиции, рассказывающей о житье-бытье предыдущих поколений. А с другой — в таких музеях в первую очередь сохраняют сами постройки да одежду с мебелью и домашней утварью. Изредка увидишь телегу (в основном новодел), а набрести на подлинное железо тех времен — настоящая удача. Поэтому приглашаю всех окунуться в мир рубленых изб, ветряных мельниц и конной тяги на сельхозработах.
Костромская слобода — это большой музей деревянного зодчества, расположенный рядом с Ипатьевским монастырем. К слову один из старейших музеев России такого профиля. Вход на территорию летом с 10 до 20, зимой с 9 до 18 часов. Полный билет 150 рублей, льготный 60, дети до 18 лет бесплатно. Плюс большой список льготных категорий граждан.
Основные экспонаты Костромской слободы конечно же деревянные жилые дома, бытовые постройки и культовые сооружения, собранные со всей области. Во многие из них можно войти, внутри можно посмотреть на предметы быта и интерьера соответствующего периода. Вообще, гулять здесь лучше летом, когда тепло и световой день длинный. Дом старообрядца, банька на сваях, ветряная мельница будут интересны не только фанатам техники. Поэтому я начну свой рассказ прямо от главного входа, упоминая обо всем что мы увидим по пути. Ну и на сладкое нас будет ждать та самая конная косилка в Костромской слободе.
На территории у входа нас встречает добродушный Змей Горыныч. Как у него три головы, так и у путников три дороги.
Налево пойдешь — на поляну сказок попадешь. Вдали за деревьями виднеется церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец Солигаличского района. Построена в XVIII веке.
Вот дом старообрядца крестьянина Скобёлкина XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района. Единственный сохранившийся в Поволжье жилой дом такого возраста.
А что это за дом я не знаю. На карте его нет, на сайте про него тоже молчок. Но выглядит внушительно.
Напротив дома Скобёлкина есть детская площадка «Поляна сказок». Чудеса начинают попадаться уже на подходе к ней. Пару ложек ростом с человека великан оставил после пикника, не иначе. А здоровенные каменные блины творение человеческих рук — это мельничные жернова.
На самой поляне можно покачаться на качелях. Или скатиться с горки из медвежьей избушки. Жаль напиться из колодца-журавля нельзя, он наглухо закрыт крышкой.
Тогда на память сделаем селфи со Старичком-лесовичком, и Емелей с волшебной щукой.
Ну и с Бабой-Ягой, разумеется! Какая же русская сказка без нее!
Возвращаемся к Змею Горынычу и смотрим на правую дорогу. Там вдали возвышается церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района, построенная в 1712 году. Судя по карте, где-то рядом примостилась часовня XIX века из деревни Юркино Чухломского района. А еще дальше есть Тридевятое царство со скульптурами сказочных персонажей и Избушкой на курьих ножках у входа. Вот только вход в это царство только по выходным…
Да ну его, царство это! Наша главная цель — конная косилка в Костромской слободе! От Змея Горыныча по прямой дороге шагом марш!
Слева от нас дом крестьянки Чапыгиной XIX века из деревни Большое Андрейково Нерехтского района. Построен в основном из осиновых бревен и первоначально находился под соломенной крышей.
Дом старообрядца крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Построен в первой половине XIX в. Интересен тем, что это самая настоящая «чёрная изба». Дым из глинобитной печи выходил не в трубу, а через двери и специальный «дымоволок» в потолке. Закоптив при этом все вокруг, естественно.
Справа мостик через речку Игуменку. Если через него перейти, окажешься на мельничной поляне. Там есть большая мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района, несколько маленьких мельниц из Солигаличского района и часовня из деревни Притыкино Шарьинского района конца XVIII-начала XIX века, похожая на сторожевую башню. Но мы отвлекаться не будем и продолжим идти вперед.
Справа от нас еще одна часовня конца XVIII-начала XIX века. Этот экземпляр привезли из деревни Большое Токарёво Солигаличского района.
Слева дом крестьянина Ципелёва из деревни Аристиха Шарьинского района, построенный в середине XIX века.
Маленькие домики позади него — амбары из деревни Собакино Нерехтского района, конец XIX века.
Если сейчас бросить взгляд вправо, вдали можно разглядеть бани из деревни Ведерки Костромского района конца XIX века. Территорию низины где была деревня весной заливала вода, поэтому все постройки были на дубовых сваях.
Слева дом крестьянки Лоховой середины XIX века из деревни Вашкино бывшего Юрьевецкого уезда Костромской губернии (сегодня это Чкаловский район Нижегородской области. Во дворе дома потрясающий колодец с большим колесом-воротом.
Дальше на очереди дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района. Принадлежал явно небедному крестьянину-лесопромышленнику, построен в 1873 году. Вовнутрь я даже заглянул.
Последний дом на этой «улице» тоже принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику. Владел им некий М.К. Липатов, проживавший в деревне Журавлёво (бывшая Кобылино) Макарьевского района. Двухэтажную громадину построила в 1857 году плотницкая артель Е.С. Зиринова. Меня особенно впечатлили наклонные подмостки на второй этаж сзади дома. Оказалось, под одной крышей здесь и жилые, и хозяйственные помещения. А подмостки — «грузовой ход» на складской второй этаж в задней части дома.
С заднего двора открывается вид на овин из деревни Пустынь Костромского района конца XIX века. Он тоже двухярусный и предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса.
И вот она, у стеночки хозяйственного двора дома Липатова, цель нашего культпохода: конная косилка в Костромской слободе. Раньше она стояла здесь одна и свободно, теперь в компании и огорожена ленточкой. Похоже, слишком много желающих было присесть на сиденье и подергать за рычаги. А лет-то ей немало…
Внешне конная косилка в Костромской слободе выглядит не просто комплектной, а полностью готовой к работе. Ее только от ржавчины почистить и смазать, после чего запрягай лошадей и на покос! На раме клеймо «К-1001 ГЛЗ». То есть косилка К-1001 Государственного Люберецкого Завода. О довоенном производстве этой модели я не знаю, а вот сразу после войны завод в Люберцах делал такие в больших количествах.
В конце 1940-х косилку модернизировали и она ненадолго получила индекс К-1001а, после чего стала называться К-1,4. Когда ее сняли с производства в СССР сказать не могу, но я видел фото такой косилки на одном из форумов по старому железу. У той косилки литая надпись К-1001а, а над ней дюралевая табличка в четыре строки «К-1,4 / 93-1684 / 1971 / Made in Bulgaria». Может ее до сих пор делают?
А что, конструкция проста и проверена временем. Да и отремонтировать можно в любой мастерской. Крутящий момент к приводу режущего механизма передается диагональным валом от редуктора на левом колесе. Редуктор оснащен храповым механизмом, который приводит в действие ножи только при движении косилки вперед.
Рычагом справа (он с «зубастым» сектором) можно регулировать высоту скашивания во время работы.
Второй рычаг предназначен для подъема косилки при встрече с препятствиями и транспортировке. Чтобы при кошении можно было быстро поднять брус с ножами и избежать их поломки, этот рычаг имеет еще упор для ноги (своеобразную педаль) и две пружины, снижающие усилие.
Первое время конная косилка в Костромской Слободе стояла в одиночестве. Но недавно компанию ей составили еще два классических сельскохозяйственных орудия. Однолемешный плуг с передком могли тянуть как одна, так и две лошади. Все зависело от сопротивления почвы и возможностей хозяина.
Зубовая борона вообще классика жанра. Лошади тянули за собой от одной до трех таких секций, к трактору могли прицепить и десяток. Кстати, на стенде у этой экспозиции очень грамотно расписано, как и для чего применялись все эти орудия в крестьянском хозяйстве.
Попрощавшись с бороной, плугом и косилкой, я бросил прощальный взгляд на затягивающуюся льдом заводь. Надо будет обязательно вернуться сюда летом. Вдруг молотилка появится или сеялка? Вылезет как подснежник из-под сугробов.
Добрый Змей Горыныч улыбаясь смотрел мне вслед. Ага, я знаю куда мы пойдем дальше.
Есть в Костроме еще один трехголовый и даже с плугом! А заодно и парочку других технических арт-объектов навестим.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.
Была суббота 21 июня 1941 года, и наш колхоз «Имени Сталина», с двумя конными косилками и около 3-х десятков мужиков и ребят с косами на плечах, с выездной кухней, двинулся ранним утром на Караваевские луга в местечко Рученица — это небольшой залив от озера Каменник, в 1,5 км от села Спаса. С ходу повара, Алексей Дмитриевич Новиков и Вера Алексеевна Тенягина, стали обустраивать кухню: большой лужёный котёл для супа и ещё поменьше, для каши, стали навешивать на сошки, на здоровые дубовые колья. Берег Рученицы был не очень крутой, и тут росли 3 — 4 дубовых куста, под этими кустами и расположилась вся колхозная бригада. Перекурили минут 15 — 20, и на гладком лугу застрекотали косилки, а мужики, разделившись на три звена, двинулись к озеру Турову, где были кочки и сыро и на косилках невозможно было косить, а мы, ребятишки, с ворочелами в руках следовали за ними, разбивали валки, чтоб трава быстрей просыхала. День, видимо, был не жаркий, так как косили днём (в жару днём много не накосишь), и, как всегда, когда косили бригадами, повара, сварив обед, поднимали на жерди или колу белый флаг. А сенокосники, уже порядком поустав, посматривали в сторону кухни, не поднят ли флаг, и, если поднят, косу-грабли на плечо — и на обед.