Музей танка Т-34 находится на Дмитровском шоссе, в 18 километрах от МКАД. Это единственный в мире музей, посвящённый истории одной боевой машины.
Координаты: 56.055080, 37.529300
Даты съёмки: 18 октября 2017 года, 19 октября 2018 года
Адрес: Московская область, городской округ Мытищи, п/о Марфино, деревня Шолохово, дом 89А.
Музей танка Т-34: как приехать и как уехать
На автомобиле в музей танка Т-34 нужно ехать по Дмитровскому шоссе. Со стороны Москвы промахнуться сложно — громадные колёса танка Лебеденко слева по курсу видны издалека.
Со стороны области Т-34 на пригорке справа тоже даст сигнал: пора поворачивать! Рядом с музеем есть небольшая парковка. (Сразу предупреждаю: в качестве иллюстраций экспозиции на улице я старался использовать съёмку 2017 года, до появления макета танка Лебеденко. Почему — станет понятно в конце обзора).
Вариантов проезда в музей танка Т-34 общественным транспортом несколько. Самый простой — до станции метро «Алтуфьево», далее на автобусе. Я рекомендую № 270, он ходит относительно часто (на всякий случай прилагаю фото с расписанием). Есть ещё автобус № 519, но он ходит очень редко, поэтому данный вариант не советую.
В деревне Шолохово две автобусные остановки. Для того чтобы попасть в музей танка Т-34 выходить нужно на второй. Называется она «Магазин», расположена у торгового центра «Каштановая роща». Обязательно заранее предупредите водителя, эта остановка «по требованию». Приехав, переходим по надземному переходу на другую сторону и вдоль заборов частных домов по тропинке перпендикулярно шоссе метров 100…150 вперёд. Выйдя на большую дорогу сверните направо и ещё немного вперёд, до входных ворот. По пути можно поснимать через забор часть экспозиции.
Попав в музей танка Т-34, первым делом обязательно прикиньте, как будете добираться обратно! К вечеру автобусы ходят редко, опоздаете — замучаетесь ждать следующего. Если на московский опоздали, есть ещё автобус до станции «Лобня» (он ходит повеселее), а дальше электричкой. Но это экстрим, лучше до такого не доводить. Тем более что у входа в музей висит расписание автобусов на Москву. Приехали — и сразу посчитайте, во сколько надо делать отсюда ноги.
Музей танка Т-34: часы работы, цена билетов
Музей танка Т-34 открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.30, касса и вход в музей до 18.00. Понедельник выходной, последний четверг каждого месяца санитарный день. Взрослый входной билет в здание музея 100 рублей, детский 60, плюс большая категория льготников, имеющих право на бесплатное посещение. Третье воскресенье каждого месяца вход бесплатный для всех. Фото- и видеосъёмка свободная на всей территории. Подробная информация на сайте музея здесь>>>.
В музейном киоске кроме сувениров есть много интересных книг по разумным ценам. Если интересуетесь историей Великой Отечественной войны или военной техники — не проходите мимо. Лично я увёз две большие с фотографиями и две маленькие с документами. Всё удовольствие обошлось мне чуть меньше тысячи рублей.
Музей танка Т-34: Аллея памяти
Свой рассказ я хочу начать с Аллеи памяти, расположенной напротив входа на территорию музея. Так будет понятнее, почему именно в этом месте находится музей легендарного танка.
Итак, перенесёмся в осенние дни 1941 года. В 20-х числах октября пошли проливные дожди, превратившие дороги и просёлки в грязевые болота. Это сильно осложнило положение как державших оборону частей РККА, так и наступавших немцев. О каких-либо активных боевых действиях на время распутицы пришлось забыть до первых морозов.
4 ноября столбики термометров «ушли в минус», непролазная грязь начала замерзать и немцы стали готовить новое наступление. Так как овладеть Москвой ударом «в лоб» не получилось, группа армий «Центр» теперь должна была окружить город с юга и севера, прорвав советские фланги и замкнув кольцо в районе Ногинска. На южном направлении действовала 2-я, на северном 3-я и 4-я танковые бригады Вермахта. Именно северное направление нас сейчас и интересует.
Германское наступление здесь началось 15-16 ноября. После тяжёлых боёв немцы захватили Клин и Солнечногорск. 7-й танковой дивизии 27 ноября удалось форсировать канал Москва-Волга, однако в результате мощной контратаки 1-ой ударной армии РККА противник был отброшен с занятых позиций.
2 декабря части 1-й ударной и 20-й армий отразили все атаки Вермахта южнее Дмитрова и вынудили немцев прекратить наступление, а с 3 по 5 декабря нанесли противнику несколько сильных контрударов у Яхромы и Красной Поляны.
Немецкое наступление было полностью остановлено. Линия, дальше которой немецкие танки не прошли, была позже названа «Лобненский рубеж». От того места, где мы сейчас стоим, линия фронта проходила всего в двух километрах. А здесь, севернее деревни Шолохово, готовила к бою свои Т-34 31-я танковая бригада полковника А. Г. Кравченко.
Первый, оборонительный этап битвы за Москву закончился, пришла пора советского контрнаступления. 5 декабря началась Калининская, а 6 декабря Клинско-Солнечногорская наступательные операции. Танковые части, участвовавшие в ней, уходили в бой в том числе и с позиций у деревни Шолохово. Вот почему это место для танкового музея является знаковым.
В 2001 году, к 60-летию начала контрнаступления под Москвой здесь, на 37 километре Дмитровского шоссе распахнул свои двери Музей танка Т-34. А в 2015-м, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне работниками Росавтодора рядом была заложена Аллея памяти. Все стенды я постарался переснять так, чтобы текст читался. Открывайте большие фото — там много интересной информации.
А теперь наш путь лежит в музей.
Музей танка Т-34: от первых танков до танка-легенды
Оставим пока технику на открытой площадке и пройдём прямо в музей. Хотя формально он и посвящён одной модели танка, вся история отечественного довоенного танкостроения предстанет перед нами в фотографиях и документах.
Экспозиция начинается прямо в небольшом холле у входа, рядом с кассой. Вот стенды, посвящённые сердцу «тридцатьчетвёрки», дизелю В-2-34. Поперечный разрез двигателя, хронология разработки и освоения, диаграмма выпуска по годам.
Планшет «Этот день в истории Т-34». Информация обновляется ежедневно. Над планшетом часы с циферблатом в виде стилизованного опорного катка танка.
Очень интересный стенд «История одного документа». На нём листы Проекта постановления Комитета обороны «О принятии на вооружение танков, бронемашин и арттягачей и о производстве их в 1940 году» от 27.11.1939 за подписью К. Е. Ворошилова. На титульном листе резолюции И.В. Сталина, В. М. Молотова, Л. П. Берии, Л. М. Кагановича, И. И. Проскурова, Б. М. Шапошникова и Н. Г. Кузнецова.
Ещё здесь проходят небольшие временные выставки. В день моего последнего визита стенд был заполнен стальными касками.
А вот причины рождения танка. Опутанные колючей проволокой траншеи со смертоносными пулемётами сделали невозможными эффективные боевые действия пехоты и кавалерии в Первую мировую войну. Для прорыва рядов таких укреплений требовался новый тип боевой машины. Так и появился танк.
По большому счёту ещё со времён раннего Средневековья начали появляться проекты боевых повозок с подобием броневой защиты. Воплощению этих проектов в жизнь мешало лишь отсутствие мощного и компактного двигателя. Ни лошади, ни тем более мускульная сила человека сдвинуть этих монстров с места не могли.
Мы, кстати, уже в первом зале музея. Начало осмотра отмечено не просто стрелкой, а статуэткой древней боевой колесницы (финикийской?). Увидеть эту красоту можно над первым стендом, нужно только поднять глаза.
За неимением механической тяги люди с успехом использовали на войне животных — или сидя на них верхом, или в запряжённых ими повозках. Тачанки были на вооружении до середины 1930-х, кавалерия продержалась лет на 20 дольше, а в пограничных и горных войсках лошадей используют до сих пор. Самый экзотичный вид такого «самохода» — боевой слон времён Римской Империи. Классический пример индивидуальной брони — рыцарские латы. С появлением огнестрельного оружия утратили актуальность, пули пробивали их с любых расстояний.
Изобретение паровой машины преобразило военно-морской флот, но для сухопутного «броневика» она оказалась слишком громоздкой и сложной. А вот двигатель внутреннего сгорания, работавший на продуктах перегонки нефти, оказался тем чем надо. Первые английские танки двинулись на германские окопы аккурат под занавес Первой Мировой войны. Они были громоздкими и тихоходными, экипажи угорали от невыносимого жара и выхлопных газов, но стало очевидно: родился новый тип боевой машины. И понеслось… Дело было новое, каким должен быть танк никто толком не знал, поэтому среди проектов были и толковые, и абсурдные. И у «них», и у «нас».
Про «них» здесь рассказывать не в тему, а вот на парочке «наших» проектов я остановлюсь подробнее. Первая русская боевая машина Пороховщикова 1915 года вооружения не имела, толковой брони тоже, и ездила только взад-вперёд. Поворачивать она не могла, так как двигалась на одной широченной (чуть уже корпуса) гусенице. Тем не менее, в конструкции ходовой части были применены оригинальные и перспективные технические решения. Российское Военное ведомство отправило проект в архив. Но говорят, что англичане использовали идеи Пороховщикова при создании танка Кристи. Документацию на который в 1930-е успешно впарили обратно нам, на её основе создавались первые танки БТ.
Ещё одно хтоническое чудовище последних дней Российской Империи — колёсный танк Лебеденко. Действующая модель танка привела в такой восторг государя-императора, что он распорядился выдать на постройку опытного образца 210 тысяч рублей (золотых). Предприимчивый нано-технолог того времени Лебеденко успешно освоил государственные деньги, царь-танк проехал сотню метров по лесной поляне севернее Дмитрова, сломал одинокую берёзу и увяз в болоте. Напрочь. Деньги списали, а трёхколёсный монстр остался ржаветь в гордом одиночестве. В 1923 году его разобрали на металлолом.
С началом Перестройки поляна, где испытывали танк Лебеденко, стала притягивать к себе множество копателей. Каждая железка, найденная в тех местах, могла оказаться кусочком уникального монстра. На стенде в музее можно увидеть несколько ржавых металлических предметов, претендующих на роль танковых деталей. По заключению криминалистической экспертизы они «относятся к периоду 1910-1920 годов». Учитывая, что для испытаний в том же лесу была построена воинская позиция с блиндажами и «избушками», эти артефакты с одним и тем же успехом могут быть как остатками танка, так и крепежом блиндажных брёвен. А история с царь-танком получила неожиданное продолжение в 2018 году, но об этом поговорим чуть позже, на площадке с техникой.
Переходим от утопических проектов к реальным машинам. Этот стенд посвящён первому советскому танку МС-1. Представлял собой копию французского танка «Рено», захваченного в качестве трофея у деникинцев в 1919 году. В Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» в 1920 году построили 15 таких машин. Рядом со стендом альбом с историей создания и боевого применения танков МС-1.
Для массового производства танков необходим был крупный завод с квалифицированным персоналом, имевшим опыт работы в машиностроении. Выбор пал на Харьковский паровозостроительный, его срочно перепрофилировали на выпуск танков. Одновременно в Харькове создаётся танковое конструкторское бюро.
Быстроходные колёсно-гусеничные танки БТ — ближайшие предки Т-34. БТ-2 был создан по образу и подобию танка Кристи, БТ-7 уже почти полностью был отечественной машиной. По опыту боевого использования БТ в Испании было принято важное решение: прекратить выпуск в СССР с бензиновыми двигателями. Подбитые танки вспыхивали как факелы и у экипажей не оставалось шансов на спасение. Теперь все новые советские танки проектировали с дизелями. Они горели не так быстро, что спасло жизнь многим танкистам.
От БТ к Т-34. Опытные танки БТ с наклонными листами корпуса и танки А-20/А-32 прототипы будущей легенды.
Победа и беда. Успешные испытания первого опытного образца Т-34, триумфальный танковый пробег из Харькова в Москву и трагическая смерть главного конструктора Михаила Кошкина.
Полный состав коллектива конструкторов, работавших над созданием Т-34. Рядом информация о внедрении в производство нового танка и заводах, так или иначе участвовавших в его выпуске.
Перед стендами узлы и фрагменты настоящего танка. Дизель В-2-34, детали поршневой группы, катки и траки, разрез передней части корпуса.
Модель Т-34-76 выпуска 1940 года — подарок музею от Харьковских танкостроителей. Над ней чертёж: продольный разрез Т-34.
В оформлении этой части зала, посвящённой конструкторам и проектировщикам, есть несколько оригинальных элементов. Над стендами лекало и большая деревянная линейка с изречением Михаила Кошкина. Под потолком огромный карандаш с конструкторским афоризмом. Даже косяк двери запасного выхода обрамляет циркуль с раздвинутыми ножками.
Работы над совершенствованием Т-34 начались сразу же после начала серийного выпуска. Был разработан танк с торсионной подвеской, его должны были запустить в серию к концу 1941 года. Но тут грянула война.
Подвиг танкостроителей — эвакуация Харьковского завода в Нижний Тагил. Фотографии и диорама «Разгрузка первого эшелона». Рядом фибровый чемодан, в таких везли свои вещи эвакуированные.
Стенд «Танковые заводы фронту» рассказывает о заводах, выпускавших Т-34 в годы войны. На диораме воспроизведён участок сборки танков на заводе №183 в Нижнем Тагиле.
На стенде «Союз фронта и тыла» информация о работе танкоремонтных заводов и об именных танках и танковых колоннах, построенных на личные сбережения граждан. Над стендами сравнительная диаграмма выпуска танков в СССР и Германии с 1941 по 1945 год.
Отдельные стенды посвящены работе танкового КБ 520 и модификациям танка Т-34 военного периода.
В соседней витрине масштабные модели Т-34 разных годов выпуска и разных заводов, а также других танков РККА и их противников.
Витрина с образцами 76 и 85-мм снарядов для пушек Т-34. Стенд рядом посвящён конструктору танковых пушек Василию Грабину.
Уголок комнаты в дачном доме инженера-конструктора Н. А. Кучеренко в посёлке Луговая, где в начале 1980-х силами его дочери Ларисы Николаевны был создан «Любительский музей создания танка Т-34». В дальнейшем на основе этой экспозиции и был создан Музей танка Т-34.
Витрина с личными вещами инженера-конструктора Н. А. Кучеренко.
Фрагмент маски пушки Т-34-76 образца 1976 года.
Немецкие танки вязли на российском бездорожье? Неудивительно. Для сравнения траки гусениц советского Т-34 и немецкого Т-IV.
Лучший в мире средний танк. Сравнение Т-34 со средними танками Второй мировой войны.
Стенд, посвящённый Людмиле Калининой, одной из первых женщин-танкистов, закончивших военную Академию механизации и моторизации. Рядом с ним альбом о женщинах-танкистах Великой Отечественной войны.
Экипировка и снаряжение военнослужащих танковых войск.
Последний экспонат на первом этаже действующий — это тренажёр водителя танка. А теперь идём наверх.
Музей танка Т-34: «тридцатьчетвёрка» в Великой Отечественной войне и послевоенное время
Поднимаясь по лестнице на второй этаж, не забываем внимательно смотреть по сторонам. Стены здесь украшены рисунками художников Студии имени Грекова, а основа этого небольшого вернисажа — картина «Прорыв» Евгения Корнеева.
Ещё одно произведение Корнеева, диорама «Лобня. Наступление 6 декабря 1941 года», является ключевым элементом экспозиции всего зала на втором этаже.
Перед диорамой фрагменты танков, найденные на местах боёв в этих местах.
Экспозиция слева от диорамы посвящена начальному этапу войны вплоть до контрнаступления под Москвой. На стенде «Танковый кошмар Гитлера» модели бронетехники воюющих сторон, фотографии и воспоминания участников событий тех дней. Есть даже книга мемуаров генерала Гудериана.
Уникальные экспонаты — фрагменты башни Т-34 первой производственной серии. Таких башен в 1940 году было сделано всего 37.
На стендах в этой части зала в основном информация о конкретных боях начального периода войны, в которых принимали участие Т-34.
Моменты некоторых боёв воссозданы на небольших диорамах.
На отдельных подиумах расставлены фрагменты танков, найденные на местах сражений.
Находки поменьше объединены в группы под названием «Эхо войны».
А это уже стенды о битве под Москвой. Документы, фотографии, диорамы, стрелковое оружие… есть даже наградной баян, правда послевоенный.
Свидетельства войны, найденные поисковиками на Лобненском рубеже.
Бойцы сражались до последнего патрона, танки до последнего снаряда. В музейной витрине — найденная на местах боёв винтовка Мосина с застрявшей в стволе гильзой от того самого последнего патрона. Рядом фрагменты подбитого Т-34.
Карта боевых действий по обороне Москвы, краткая хронология событий и роль в них Т-34.
Отдельный фотоальбом с документами о параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Почти на каждой странице штамп РАССЕКРЕЧЕНО.
Стенд, посвящённый фронтовым медсёстрам.
Правая часть зала начинается со Сталинградской битвы.
Диорама «Бой в цехах тракторного завода».
Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.
Освобождение Украины и Молдавии, Белоруссии и Прибалтики.
Михаила Катукова называли «генерал Хитрость». Части под его командованием одержали первую крупную «танковую» победу над немцами в 1941 году под Мценском. Об этих боях рассказано на стенде «Дуэль». Среди экспонатов копии посоха Катукова и трофейного стека Гудериана.
Воспоминания Маршала Катукова о героях-танкистах.
Освобождение стран Европы.
Стенд «Три танкиста» — судьбы трёх героев войны.
- Дмитрий Кабанов имел звание лучшего водителя танка. Погиб в Польше в 1945 году.
- Сергей Орлов в результате ранения ослеп. После войны стал автором многих поэтических книг, а совместно с М. Дудиным написал сценарий фильма «Жаворонок», в котором Т-34 главный герой.
- Леонид Карцев после войны поступил в Бронетанковую Академию и стал ведущим танковым конструктором. Т-55, Т-62 и Т-72 созданы под его руководством.
Не могу не дать крупным планом эту диораму. На ней полевой ремонт «тридцатьчетвёрки». В работах участвует ремонтная машина с краном на базе Т-34. Выпускались ли такие серийно я не знаю. Но ремонтные подразделения вполне могли своими силами делать такие «летучки» на базе повреждённых танков.
В этой части зала установлена оригинальная капсула со священной землёй с мест танковых сражений. Основание капсулы — трак гусеницы Т-34.
Стенд о танке Т-34 «Московский пионер», остатки которого в 2000 году были подняты со дна заболоченного озера в Псковской области.
«Недаром помнит вся Россия». На Бородинском поле произошло не только крупнейшее сражение армий Кутузова и Наполеона. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые танковые бои.
На карте отмечены страны, в армиях которых Т-34 состояли на вооружении. На стенде войны и конфликты второй половины ХХ века, в которых воевали «тридцатьчетвёрки»: Корея, Ближний Восток, Афганистан, Югославия.
Детали Т-34, используемые на танке Т-72.
Память о Т-34 на значках, монетах и памятных медалях.
Марки, спичечные этикетки, сборные модели — и даже тапки-«тридцатьчетвёрки».
В залах мы вроде всё посмотрели, теперь идём на улицу.
Музей танка Т-34: экспозиция на улице
Уличная экспозиция начинается прямо у дверей музея. Здесь находится боковой лист ходовой части с опорными катками танков разных лет выпуска. Слева направо:
- два катка с перфорированной наружной амортизацией и протектором 1941-1942 годов.
- каток со штампованными дисками и наружной резиновой амортизацией, выпускался с 1944 года;
- каток с внутренней резиновой амортизацией, выпускался на Сталинградском тракторном заводе с весны 1942 года;
Длинный ряд находок с мест боёв. Шариковая опора башни Т-34. Внутри кольца опоры — направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы танка, изготовленного в первом квартале 1942 года на заводе №183 в Нижнем Тагиле.
Фрагменты башни и опорного катка Т-34, принимавшего участие в битве под Москвой.
Россыпи отдельных деталей.
Четырёхступенчатая коробка передач с бортовыми фрикционами.
Повреждённый дизель В-2-34 танка Т-34, участвовавшего в 1943 году в боевых действиях под Новгородом.
Фрагменты 76-мм танковой пушки Ф-34 образца 1940 года.
Опять узлы ходовой части. Хорошо виден механизм редуктора ведущего колеса и пружина подвески опорного катка.
Фрагменты корпуса: верхний кормовой лист 1941 и верхний носовой лист 1943 года.
На стене склада на заднем плане находки поисковых отрядов: лопата, каска, корпуса мин.
Осмотр бронетехники мы начнём с Т-34-76 1942 года, установленного на холме перед музеем. На стендах рядом и общая информация о Т-34, и подробная история данного конкретного танка.
Возвращаемся на танковую площадку. Перед ней телеграфный столб с репродукторами проводной радиосети. В годы войны все личные радиоприёмники у населения были изъяты и граждане узнавали сводки с фронта из таких репродукторов.
«В одном строю отцы и дети». Первым в танковой колонне стоит Т-34-85 выпуска 1945 года.
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 на базе Т-34, выпуск 1945 года.
Средний танк Т-54Б. Последняя модернизация 1975 года танков семейства Т-54.
Средний танк Т-55 1972 года выпуска. Первый советский танк с противоатомной защитой Т-55 был разработан в 1958 году на базе Т-54Б. С 1970 года на танке устанавливалась 12,7-мм зенитная пулемётная установка.
Командирский танк Т-64АК выпуска 1979 года. Разработан на базе основного боевого танка Т-64А в 1969 году, принят на вооружение в 1973.
Основной боевой танк Т-72 1978 года выпуска. Разработан в Нижнем Тагиле, принят на вооружение в 1973 году.
Основной боевой танк Т-80Б выпуска 1980 года. Первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой.
Позади танковой аллеи звонница из деталей танка Т-34. Создана по проекту гвардии старшего лейтенанта С. В. Кукушкина.
Лазить по танкам в музее запрещено, по всем кроме этого. Он так и называется — танк для любознательных. Чтобы на Т-55 образца 1958 года было проще забраться, к правому борту приставлена лестница.
Чуть поодаль на поляне показан войсковой ремонт Т-34-76. Левый угол носовой части вырезан и при желании можно рассмотреть части внутренней начинки. Особенно отчётливо здесь виден люк в днище для эвакуации экипажа из подбитого танка.
Вот и добрались мы до самого приметного экспоната. Макет Царь-танка Лебеденко появился в музее в 2018 году. В экспозициях многих музеев можно встретить макеты машин, не сохранившихся в оригинале. Чтобы посетители могли представить, как реально выглядели танки, самолёты или автомобили давно минувших дней. Макеты такие часто называют «репликами» и если их делают мастера высокой квалификации, внешне «новоделы» не отличить от оригиналов. Увы, «танк Лебеденко номер два» не тот случай. Даже при сравнении с немногими сохранившимися фотографиями очевидно, что новодельный Царь-танк похож на оригинал разве что размерами. В деталях полная беда.
Толщина ободов колёс, форма ступиц и колёсных балок, пропорции пулемётных башен, подвеска заднего катка — всё сделано не как было на самом деле, а «от балды». Впечатление что этого монстра сваяли двоечники-пятиклассники за пару уроков труда из собранного в окрестностях металлолома. О существовании чертежей они не знали, о том что по фотографии можно рассчитать пропорции и размеры машины в трёх проекциях — тем более. «Я его слепила из того что было…»
И ладно если бы сие творение украшало собой лужайку перед виллой «поднявшегося» бизнесмена. Такие и Эйфелеву башню с кремлёвской звездой проглотят, главное чтоб выглядело богато! Но пригнать это чудо в музей танка Т-34?! Ведь посмотревшие на него дети будут думать что танк Лебеденко и в самом деле так выглядел.
Им и в голову не придёт, что перед ними не памятник самой большой сухопутной военной машине в истории, а монумент бездарному реконструктору. Похоже, над танком Лебеденко тяготеет древнее проклятие. Оригинал оказался непригоден для боевых действий, копия вышла ещё хуже.
Что обидно — ведь есть в России люди, умеющие работать и головой и руками одновременно. В октябре 2018-го в музей танка Т-34 приезжала в гости реплика танка Т-70М. Сделана она в наши дни с использованием 80% деталей настоящих танков данного типа. Вот как надо, горе-мастера, учитесь! Ни одного «косяка», даже в мелочах. Внешне этот малыш неотличим от настоящих танков, выпускавшихся в Горьком. Реплика такого качества украсит собой экспозицию любого музея.
Ладно, будем надеяться, что новодельного монстра однажды разберут на металлолом, как и его прототип. А в целом, музей танка Т-34 очень интересный и познавательный. Хоть раз в жизни здесь должен побывать каждый, кто интересуется историей России и боевой Славой своих предков.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Архивные фото танка Лебеденко из сети Интернет.
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.