Памятник мелиораторам в Уваровке (Можайский район) экскаватор ЭТЦ-2011 встал на вечную стоянку перед зданием ПМК-22 «Водострой» в 2008 году. Добраться до него нелегко, но игра стоит свеч — траншейные экскаваторы-памятники можно пересчитать по пальцам одной руки.
Координаты 55.534762, 35.611881
Дата съемки 25 июля 2017 года
Экскаваторы серии 2011 выпускались объединением «Таллэкс» (до 1975 года — Таллинский экскаваторный завод) с 1988 по 1991 год. Машина должна была прийти на смену самой популярной серии отечественных экскаваторов-дреноукладчиков ЭТЦ-202. Однако перестройка и развал СССР помешали реализации этих планов. За четыре года успели выпустить около двух тысяч экскаваторов ЭТЦ-2011 (двести-вторых с модификациями сделали более 25 тысяч).
Памятник мелиораторам в Уваровке экскаватор ЭТЦ-2011 находится в удовлетворительном состоянии, за машиной однозначно и присматривают, и ухаживают. По меньшей мере один раз ее даже перекрасили. В сети можно найти снимки этого же памятника в желто-белом окрасе. Однако на постамент ЭТЦ-2011 попал явно не в полной комплектации. Поэтому не взыщите, если на фото будут отсутствовать какие-либо детали, о которых я упомяну в тексте. Да, и табличку на памятнике давно надо бы подновить, а то текст читается с трудом: «ЭТЦ-2011 экскаватор траншейный цепной. Мелиорация (улучшение) земель — основа эффективного ведения сельского хозяйства».
Экскаваторы ЭТЦ-2011 с ковшовым рабочим органом были спроектированы для замены ЭТЦ-202 и выпускались в двух вариантах: узкотраншейный ЭТЦ-2011-1 и широкотраншейный ЭТЦ-2011-2. (Был еще опытный ЭТЦ-2010, со всеми гидравлическими передачами вместо цепных и скребковым рабочим органом, но в серию он не пошел). Самой массовой модификацией стал ЭТЦ-2011-2, именно его можно увидеть в Уваровке.
Как я уже говорил, памятник мелиораторам в Уваровке экскаватор ЭТЦ-2011 издалека выглядит вполне презентабельно. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается отсутствие некоторых узлов и деталей. В первую очередь, на экскаваторе нет двигателя. Хотя это нормальная практика — снимать с памятников еще годные узлы, которых не видно, на запчасти. Тем не менее, звездочки редукторов привода ведущих колес вместе с цепными передачами на машине сохранились. Равно как и тормозные барабаны, хорошо заметные сбоку.
Гусеничные тележки выглядят комплектными, все катки и механизмы натяжения гусениц на своих местах. А вот отдельные траки покалечены работой на тяжелых грунтах.
Кабина на удивление сохранила остекление. При желании можно даже разглядеть панель с приборами. Для более детальной съемки нужно залезать на высокий постамент, что без акробатической подготовки сделать невозможно. Слева от кабины сохранился блок гидросистемы с радиатором и гидрораспределителем.
Разводка магистралей на гидроцилиндры подъема рабочего органа, как и сами гидроцилиндры, на экскаваторе присутствуют. Есть даже резиновые рукава высокого давления.
А вот гидропривод бокового транспортера грунта почти не сохранился. А вместе с ним и транспортер. Уцелели только рама да пара роликов. От выносных боковых секций даже следа не осталось.
Зато цепным приводом турасного вала (так по науке называется приводной вал ковшовой цепи) можно полюбоваться во всей красе.
Равно как и рабочим органом — подъемной рамой с ковшовой цепью.
Короб укладчика дренажных труб заварен по всему периметру. Может, для того, чтобы мусор не бросали?
Вот на этой радостной ноте я и закончу свой рассказ про памятник мелиораторам в Уваровке экскаватор ЭТЦ-2011. Всем любителям такой техники однозначно рекомендую съездить и посмотреть на него своими глазами. В России таких нет ни в одном музее, ближайший — в Сельскохозяйственном музее в Латвии.
Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.
Все права защищены © Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.